Оригинал взят у
galik_123 в
Время и творчество Льва БакстаОригинал взят у
galik_123 в
Время и творчество Льва БакстаНовость из мира искусства
Леон Бакст. Вацлав Нижинский, эскиз костюма для "Ориенталий"
В Национальном художественном музее Минска проходит выставка "Время и творчество Льва Бакста", посвящённая 150-летию со дня рождения художника.
Леон Бакст (Лев Розенберг) родился в 1866 году в Гродно в семье коммерсанта. После учебы в Петербургской академии художеств и парижских художественных школах стал одним из основателей легендарного объединения "Мир искусства" и одноименного журнала. Он был выдающимся портретистом, иллюстратором, декоратором и модельером. В 1906-1909 годах преподавал в частной школе Елизаветы Званцевой, где одним из его учеников был Марк Шагал. Всемирную известность ему принесло сотрудничество с балетным импресарио Сергеем Дягилевым, по приглашению которого Бакст блестяще оформил ряд постановок "Русских сезонов" в Париже. В 1924 году художник скончался в Париже.
Выставки работ Бакста проводятся в престижных музеях мира. Цены на его произведения бьют рекорды продаж на аукционах. В 2012 году на аукционе Christie’s в Лондоне театральный эскиз "Желтая султанша" Бакста был продан более чем за 1 млн евро.
На юбилейной выставке в Минске экспонируется более 200 произведений Льва Бакста и его современников. Творчество Бакста представлено четырьмя десятками разнообразных работ - от графики до театральных эскизов из разных музеев мира, и произведениями, недавно приобретенными Белгазпромбанком у частных коллекционеров из России и Великобритании.
Наиболее важным из последних приобретений Белгазпромбанка является работа "Венеция. Купальщики на Лидо". Картина относится к серии полотен, созданных Бакстом в расцвете творческих сил на отдыхе в Венеции, куда он отправился после своего парижского триумфа. В работах венецианской серии 1909 года Бакст наиболее полно проявил себя как живописец, хотя до этого был известен, в основном, как рисовальщик. Другие полотна этого цикла находятся сейчас в престижных собраниях США, в том числе в известном музее MoMA в Нью-Йорке.
Леон Бакст. Купальщики на Лидо. Венеция, 1909. Корпоративная коллекция Белгазпромбанка
Приобретённое у коллекционера из Москвы полотно "Сумерки над озером" является ярким образцом живописи эпохи модерна.
Леон Бакст. Сумерки над озером, 1909. Корпоративная коллекция Белгазпромбанка
Леон Бакст. Рыбак с курительной трубкой, 1890-е. Корпоративная коллекция Белгазпромбанка
Леон Бакст. Пейзаж с кипарисами,1907. Корпоративная коллекция Белгазпромбанка
Интересен портрет авангардистки Ружены Затковой кисти Бакста. В 1910 году Ружена вышла замуж за царского дипломата Василия Хвощинского и уехала с ним в Италию. Там она познакомилась с новыми художественными веяниями, с примитивной живописью, футуристами и с русским авангардом. Во время гастролей русского балета в Италии Заткова познакомилась с Сергеем Дягилевым, Сергеем Прокофьевым и Игорем Стравинским. Но в возрасте 38 лет Ружена умерла от туберкулеза. Многие ее работы, в том числе скульптуры, выполненные из бумаги, не сохранились. Примерно две трети произведений утеряны и теперь разыскиваются.
Леон Бакст. Портрет девушки в голубом (Ружены Затковой), 1914. Корпоративная коллекция Белгазпромбанка
Из графических работ представлены портреты художников Левитана, Малявина и знаменитый портрет поэтессы Зинаиды Гиппиус.
Леон Бакст. Портрет писательницы Зинаиды Николаевны Гиппиус, 1906
В экспозиции показаны театральные работы Бакста из Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. Среди них - потрясающие эскизы костюмов, выполненные к балетным постановкам знаменитых "Русских сезонов" Сергея Дягилева.
Леон Бакст. Эскиз костюма Тамары Карсавиной к балету "Жар-Птица", 1922
В оформлении Бакста спектакли прогремели в Париже и прославили художника, балерин и организатора Дягилева. Театральные костюмы Бакста ещё при жизни художника выставлялись в Лувре, перейдя, таким образом, в категорию произведений искусства.
Леон Бакст. Танцовщица из балета "Жар-птица", 1910
Блестящие костюмы Бакста породили в Европе моду на все экзотическое, русское и восточное.
Леон Бакст. Эскиз костюма беотийца к балету Н. Н. Черепнина "Нарцисс", 1911
Текстильные фабриканты после "Русских сезонов" переименовывали свой товар, используя дягилевско-бакстовские бренды. Так, после закрытия сезонов в Париже в роскошных магазинах появились ткани: "Шахерезада", "Одалиска".
Ткани а-ля Бакст прижились и в Америке. Его эскизы для массового производства, созданные девяносто лет назад, стали последним арт-проектом Бакста. Художник использовал традиционные орнаменты коренных народов - майя и инков.
Эти шелковые образцы модернизма в Минск привезли из московской галереи "Наши художники". Этническое звучание его орнаментов, по признанию современных дизайнеров, не теряет актуальности по сей день.
Впервые на выставке показывают редкие акварельные оригиналы Наполеона Орды, которые и легли в основу известных альбомов автора, посвящённых историческим местам Белоруссии. 12 акварелей с видами Гродно XIX века, каким застал город Бакст, предоставлены Национальным художественным музеем в Кракове.
Н. Орда. Гродно, костел францисканцев и церковь Коложская, вторая половина ХІХ века
Работы современников Бакста - известных художников объединения «Мир искусства»: Михаила Врубеля, Александра Бенуа, Александра Головина, Константина Коровина, Бориса Кустодиева, Исаака Левитана, Николая Рериха, Валентина Серова, Миколаюса Чюрлениса и других из частных, корпоративных и музейных собраний Литвы, Латвии, Польши и России занимают четыре зала музея.
Николай Константинович Рерих. Заморские гости, 1901
Зинаида Евгеньевна Серебрякова. Катя с натюрмортом, 1923
Выставка в Минске - первый этап международного проекта, посвящённого творчеству Льва Бакста, продлится до 17 апреля. После белорусской столицы экспозиция отправится в Вильнюсскую картинную галерею и художественный музей "Рижская биржа". Завершит турне экспозиция на родине мастера - в Новом замке в Гродно.
Параллельно проходит выставка Бакста в Санкт-Петербурге.