ПОТЕРЯННАЯ КАНТАТА САЛЬЕРИ И МОЦАРТА НАШЛАСЬ

Feb 18, 2016 15:46

ПОТЕРЯННАЯ КАНТАТА САЛЬЕРИ И МОЦАРТА

Czech Museum of Music / Petr David Josek

В архивах Национального музея в Праге обнаружена нотная запись считавшейся давно утраченной кантаты, которую совместно написали Антонио Сальери и Вольфганг Амадей Моцарт. Немецкий композитор и музыковед Тимо Йоуко Херрман (Timo Jouko Herrmann) нашел либретто кантаты, снабженное нотной партитурой для фортепиано (так называемый клавираусцуг - переложение для фортепиано, которое использовалось для ознакомления с произведением музыкантов и зрителей). В партитуре указаны инициалы композиторов, написавших отдельные ее части. Первая часть кантаты принадлежит Сальери, вторая - Моцарту, третья - композитору по фамилии Корнетти. Длится произведение четыре с половиной минуты.



Автором либретто для кантаты выступил Лоренцо да Понте (1749 - 1838), итальянский поэт и либреттист, знаменитый тем, что создал либретто для опер Моцарта «Дон Жуан», «Так поступают все» и «Свадьба Фигаро». С 1782 по 1790 год да Понте занимал должность придворного либреттиста в Вене.

Кантата называется Per la Ricuperata Salute di Ofelia («На восстановление здоровья Офелии»). О произведении с таким названием историки музыки знали, но оно считалось потерянным. Под именем Офелии здесь скрывается оперная певица Анна Селина Стораче, известная также под английским именем Ненси Сторас. Она родилась в 1765 году в Лондоне в семье итальянского контрабасиста Стефано Стораче, который был музыкальным директором концертного зала в Vauxhall Gardens. С ранних лет девочка демонстрировала музыкальную одаренность и в возрасте восьми лет уже дала первый концерт. На следующий год она пела в лондонском Haymarket Theatre. Не меньшим талантом обладал и ее старший брат Стивен (Стефано) Сторас, который с десяти лет стал концертирующим скрипачом, а затем и композитором.

Стефано-старший отправил сына в Неаполь изучать композицию, а в 1778 году в Италию переехала вся семья. Анна Стораче брала уроки вокала в Венеции у композитора Антонио Саккини, а затем начала активно выступать с концертами, быстро приобретя известность в Италии. В 1782 году семнадцатилетняя Анна исполнила роль Дорины в опере Джузеппе Сарти «Двое ссорятся - третий радуется», написанной композитором специально для нее. Опера имела большой успех, спустя два года была поставлена в Вене. А когда австрийский император Иосиф II решил собрать придворную труппу итальянской комической оперы, он пригласил Анну Стораче в качестве примадонны. Певица дебютировала на венской сцене в опере Сальери «Школа ревности».

Певица повторила в Вене свой итальянский успех. В воспоминаниях современников ее называют певицей, которая «очаровывает ухо, глаз и душу» с голосом «столь нежным и выразительным, что слушать его опасно для молодежи, не имеющей достаточно опыта, чтобы оставаться при этом с холодной головой». Она выступала в операх Сальери и Моцарта, была также знакома с Гайдном, который хотя и проводил большую часть времени на службе при дворе князя Эстерхази, все-таки порой посещал столицу. Анна Стораче в 1784 году пела в оратории Гайдна «Возвращение Товия», а позднее он написал кантату для сопрано с оркестром Miseri noi, misera Patria, специально предназначив ее «для моей дорогой Стораче».



Портрет Анны Стораче работы Пьетро Беттелини (около 1788 года)

По настоянию матери Анна 24 марта 1784 года вышла замуж за английского скрипача и композитора Джона Абрахама Фишера, тоже работавшего при венском дворе. Муж был старше ее на 22 года. Брак оказался неудачным. Фишер публично издевался над молодой женой и бил ее. Когда слухи об этом дошли до императора, он повелел изгнать Фишера из Вены, а брак был расторгнут. Анна к тому моменту была уже беременна.

В июне 1785 года на премьере оперы своего брата «Несчастливые супруги» Анна исполняла главную партию, когда неожиданно в середине арии она потеряла голос. Через несколько недель она родила дочь, которая прожила всего месяц. Восстановление голоса певицы заняло почти полгода. Она вернулась на сцену 12 октября, исполнив партию Офелии в опере Сальери «Пещера Трофония».

Именно в честь возвращения голоса Анны Стораче и была написана кантата «На восстановление здоровья Офелии». Сальери и Моцарт приветствовали певицу, которая исполняла партии во многих написанных ими операх. Остается загадкой, кем был таинственный композитор Корнетти - третий автор кантата. Но исследователи предполагают, что под этим псевдонимом скрывался брат Анны.

Но в полной мере голос Анны Стораче не восстановился или, по крайней мере, это произошло значительно позже. Моцарт и Сальери специально адаптировали предназначенные для Анны партии в своих ранее написанных операх, чтобы она вновь могла их исполнять. 1 мая 1786 года в венском Бургтеатре состоялась премьера оперы Моцарта «Свадьба Фигаро», где Анна Стораче исполнила роль Сюзанны. Историк музыки Альфред Эйнштейн даже предположил, что у Моцарт и Стораче был роман, но другие исследователи отвергают эту гипотезу.

Но когда в начале 1787 года певица собралась покинуть Вену, чтобы вернуться в Лондон, Моцарт специально для ее прощального концерта сочинил арию Ch'io mi scordi di te? «Ты просишь, чтобы я забыл тебя?». Слова этой арии, предположительно, написал все тот же Лоренцо да Понте. Интересно, что первоначально текст предназначался для совсем другого произведения Моцарта - варианта арии Идаманта в опере «Идоменей, царь Критский» (для певца-кастрата). Прощальный концерт состоялся 23 февраля 1787 года, и Анна Стораче исполнила арию под аккомпанемент самого Моцарта. В реестре собственных произведений, который вел Моцарт, он внес эту арию с пометкой für Mad:selle Storace und mich «для мадемуазель Сторче и для меня».

Что же касается кантаты «На восстановление здоровья Офелии», то ее партитура после исполнения была издана венским нотным издательством Artaria & Co. Объявление о продаже нот сохранились в газетах того времени, но историки не знали ни одного сохранившегося экземпляра. Теперь же она вновь стала доступна. В пражском Национальном музее состоялось первое после обнаружения исполнение кантаты. Партию клавесина исполнил специалист по клавишной музыке эпохи барокко Лукаш Вендл.

Отсюда:
http://polit.ru/article/2016/02/18/ps_cantata/
Там внутри есть исполнение и еще один клипик небольшой.

<Уж лучше бы Моцарт все написал. Я сначала пробежала текст по диагонали и включила исполнение. Еще не понимая толком, кто и что написал, сразу услышала, что вторая часть существенно отличается от первой (понятно, в какую сторону). Так что если и не отравил, то уж завидовал-то, точно. И еще: вот и не верь в совпадения. Пару часов назад напала на интервью Курентзиса, посвященное Дон Жуану (http://evakroterion.livejournal.com/615710.html). И тут же - вот это прислал В. Ф. - evakroterion>

Моцарт, находки, музыкальные инструменты, да Понте, кантаты, певцы, Сальери, Австрия, ноты, музыка, Пушкин, Чехия, музеи, Прага, Вена

Previous post Next post
Up