Оригинал взят у
22sobaki в
Петербург в двадцать первом году В 1923-м Петрообллит выпустил тоненький альбом из 12 литографий Мстислава Добужинского под названием "Петербург в двадцать первом году".
Из вступительной статьи <С. Яремича - Прим. evakroterion>:
"Есть ограниченные люди, которых шокирует, что на улицах нашего города пасутся козы и лошади, и мирно бродят, никем не тревожимые, птицы и, вообще, весь этот мир природы и прелесть деревенской тишины, докатившиеся до огромного города. Но разве может оскорбить чей либо вкус, что на Форуме пасутся стада овец и коров, и дивные арки и колонны обвиты плющем, как это увековечено на картинах и гравюрах Клод Лоррена, Пиранези, Гюбер Робера, Коро? Без случайного, без контрастов - нет искусства".
1. Исаакий и метель
2. Памятник Петру
3. Львиный мост
4. Землесос
5. Сфинксы
6. Английская набережная в снегу
7. Летний сад зимой
8. Окружной суд
9. Пустырь на Васильевском острове
10. Набережная Пряжки
11. Огород на Обводном канале
12. Петропавловская крепость
Источник Дальше - мой (evakroterion) текст.
Во-первых, обязательно нажать после листов на слово ИСТОЧНИК. Там обложка и статья С. Яремича. И уже внутри один раз на стрелочку налево. Замечательная под ней УБЪДИТЕЛЬНАЯ ПРОСЬБА, содержащая в себе правила обращения с редкими книгами. Вот две выдержки из нее:
... при пересматриванiи страницъ пальцев отнюдь не мочить...
... при разсматриванiи эстамповъ, фотографiй и рисунковъ въ книгахъ не курить и табачнымъ дымомъ ихъ не обдавать.
По другим ссылкам после С. Яремича можно посмотреть на последнюю фотографию М. Добужинского 1952-го года и его же портрет акварельный А. Бенуа, 1908-го года.
Несколько слов непосредственно о листах в книге. Про очень мало населенном людьми пространстве все совершенно живое. Вот сфинкс. Зад ближнего видится мордой наивного маленького слоненка. А дальний сфинкс царственно-настороженно переговаривается с ближним. Мальчик от прошлой жизни в матроске. И еще. Когда фотографируешь, стараешься отсечь все лишнее от кадра, здесь - тот же кран, - до чего же все на месте.
Окружной суд - можно предположить, что именно так все и было в это время. (Хотя мне известна, например, работа С. Герштейна с десятью колоннами на портике Большого.) Тем не менее, как же здесь все увидено! Сейчас приходишь в Кремль, стоят там и стоят примерно похожие пушечки в качестве декорации. Аккуратно в ряд. На постаментиках. А тут...
Пустырь на Васильевском острове. Какие-то вспыхивают в сознании три пальмы (да-да, их четыре, но как-то видятся они тремя).
Слово Пряжка неизменно ассоциируется с домом скорби. Хотя, возможно, он и возник позже, не знаю. И вот эти, самые активные в серии люди, они вроде бы как оттуда.
Огороды на Обводном канале - одновременно и Ван-Гог, и будущая блокада, и даже какие-то концлагеря. Кстати, видела я современные фотографии Аушвица. Совершенно стерильное пространство, при этом даже на первый взгляд не производящее впечатления тюрьмы. Скорее даже несколько gemuetlich. Тихий ужас. Была в Строгановке выставка японского фотографа, не помню его имени.
Ну и наконец Петропавловка. Огромная туча. Рыкающий Борей. Сейчас разорвет всех и вся. А тот туч, что слева, хоть и много меньше, но тоже настроен весьма агрессивно.
По этой
http://evakroterion.livejournal.com/53936.html ссылке можно посмотреть на работы М. В. Добужинского с недавней выставки на Ленивке.