Берлинский филармонический оркестр выбрал Кирилла Петренко
Взаимная любовь вспыхнула при первой же встрече. Теперь один из самых известных оркестров мира решил получить звездного дирижера в свое постоянное пользование.
Дирижер Кирилл Петренко
Одна из самых престижных должностей в мире классической музыки достается Кириллу Петренко, 43-летнему австрийскому дирижеру родом из Омска, который возглавляет сейчас Баварскую государственную оперу. Музыканты Берлинского филармонического оркестра выбрали его своим новым руководителем. Об этом оркестр сообщил в понедельник, 22 июня по итогам второго раунда тайного голосования, состоявшегося в воскресенье. Первый проходил в мае и закончился безрезультатно. На той же пресс-конференции музыканты огласили и однозначный ответ Петеренко: "Я обнимаю оркестр!".
Когда Петренко начнет свою работу в Берлине, предстоит еще решить в ходе переговоров с дирижером, сообщил член правления оркестра Петер Ригекльбауэр (Peter Riegelbauer). У Петренко до 2018 года подписан договор с Баварской государственной оперой. Нынешний главный дирижер Берлинского филармонического оркестра, 60-летний Саймон Рэттл, чей контракт также истекает в 2018 году, ранее сообщил, что не намерен продлевать договор и хочет вернуться на родину. Британский дирижер работает с 2002 года в Берлине. В 2017 году он возглавит Лондонский симфонический оркестр и будет в течение года совмещать руководство двумя оркестрами.
Получив приглашение от Берлинского филармонического оркестра, Петренко принимает эстафету от таких величайших дирижеров в истории музыки, как Вильгельм Фуртвенглер (Wilhelm Furtwängler), Герберт фон Караян и Клаудио Аббадо. "Невозможно описать словами обуревающие меня чувства: от эйфории и огромной радости до благоговения и сомнений", - значится в заявлении Петренко по поводу его избрания.
Из Мюнхена в Берлин
Директор Баварской государственной оперы Николаус Бахлер (Nikolaus Bachler) также поздравил Петренко с приглашением в Берлин, но отметил при этом: "Вместе с тем, я очень рад тому, что господин Петренко и я стремимся к предложенному министерством культуры Баварии продлению договора с Баварской государственной оперой".
Берлинская филармония
Созданный в 1882 году Берлинский филармонический оркестр имеет уникальную демократическую структуру: музыканты, в частности, сами выбирают своего главного дирижера. Первый раунд голосования прошел 11 мая. 127 музыкантов оркестра после двенадцати часов дискуссии так и не смогли прийти к компромиссному решению. Второй раунд состоялся в воскресенье, 21 июня. На этот раз заседание оркестра продолжалось чуть больше трех часов. В качестве кандидатов назывались также Кристиан Тилеман (Christian Thielemann), Андрис Нельсонс и Густаво Дудамель. Петренко с самого начала входил в круг фаворитов.
Родом из Омска
Кирилл Петренко, гражданин Австрии и выходец из СССР, родился в 1972 году в Омске, в музыкальной семье: отец - скрипач, мать - музыковед. Музыкой начал заниматься с шести лет. Учился в музыкальной школе по классу фортепиано. В 11-летнем возрасте дебютировал как солист в сопровождении Омского симфонического оркестра. В 1990 году эмигрировал вместе с родителями в Австрию, где отец получил место скрипача оркестра и музыкального педагога в
Кирилл Петренко
Дебютировал как оперный дирижёр в 1995 году в Форарльберге на постановке оперы Бенджамина Бриттена "Давайте создадим оперу". С 1997 по 1998 годы был капельмейстером Венской народной оперы, за пультом дирижера стоял, в частности, на спектаклях по премьерной версии оперы "Борис Годунов". С 1999 по 2002 год был музыкальным руководителем Мейнингенского театра, где привлек к себе внимание "вагнеровским марафоном": исполнением четырех опер "Кольца нибелунга" Рихарда Вагнера за четыре вечера без перерывов.
С 2001 года Кирилл Петренко поочередно дебютировал в качестве дирижера в самых известных оперных театрах мира: в Венской государственной опере ("Волшебная флейта), в Королевском театре Ковент-Гардене в Лондоне ("Мадам Баттерфляй"), в Парижской национальной опере ("Дон Жуан"), в Нью-Йоркской Метрополитен-опере ("Веселая вдова"), в Баварской государственной опере ("Пиковая дама"), в опере Франкфурта-на-Майне ("Хованщина"), в Государственной опере Дрездена ("Леди Макбет Мценского уезда"), а также в театре Liceu в Барселоне ("Пиковая дама").
С 2002 по 2007 годы Кирилл Петренко был главным дирижёром берлинского музыкального театра Komische Oper. Уже по результатам первых сезонов в Берлине в 2005 году он занял второе место в категории "Дирижер года" (после Пьера Булеза). Этот титул присуждает немецкоязычный журнал "Opernwelt", одно из главных в Европе специализированных изданий по опере. В 2007 и 2009 году журнал избирал Петренко лучшим дирижером года.
Любимец вагнерианцев
Важной вехой в биографии Петренко стало приглашение в Байройт, где он в 2013 году впервые продирижировал новой постановкой "Кольца нибелунга" и завоевал сердца слушателей и критиков своей верной "духу и букве" партитуры интерпретацией. Одновременно Петренко не скрывал, что ему не нравится постановка Франка Касторфа (Frank Сastorf), в начале 2015 года он заявил о своем намерении прекратить сотрудничество с Байройтским фестивалем.
Параллельно с работой на сцене оперных театров, Петренко неизменно работал и как симфонический дирижер. Он стоял за пультом таких известных оркестров, как филармонические оркестры Лондона и Гамбурга, а также симфоническим оркестром Баварского теле- и радиовещания, оркестрами Вены, Франкфурта и Кливленда.
С Берлинским филармоническим оркестром Кирилл Петренко до сих пор выступал трижды - первый раз в 2006 году. Музыканты, по словам Ульриха Кнёрцера (Ulrich Knörzer) из правления оркестра, сразу же пришли в восторг от дирижера. "Мы сразу спросили, когда мы снова можем увидеть Кирилла за пультом нашего оркестра", - сказал Кнёрцер. Музыкантов убедила его харизматичность, скромность, преданность партитуре.
Теперь оркестр решил получить Кирилла Петренко в свое "постоянное пользование".
Маэстро Петренко неоднократно давал понять, что не является поклонником "дирижерского джет-сета". Фанатичный перфекционист сознательно сокращает число своих выступлений за пределами Мюнхена, желая сосредоточиться на своей работе в Баварской государственной опере. На то, что он захочет переехать в Берлин, надежд мало. Но есть.
22.06.2015
Постоянная ссылка
http://dw.com/p/1Fl2k