КОНИ БАРОНА КЛОДТА

Jun 12, 2015 00:15

ЛЮБИМЫЙ САМОУЧКА НИКОЛАЯ ПЕРВОГО ИЛИ ЛЕГЕНДАРНЫЕ КОНИ БАРОНА КЛОДТА

5 июня исполнилось 210 лет Петру Карловичу Клодту - замечательному российскому скульптору, автору скульптурных групп укротителей лошадей на Аничковом мосту в Петербурге.



Жозеф-Мария Шарлемань. Аничков мост (1850-е годы)

Петр Карлович Клодт, барон из родовитой немецкой семьи Клодтов фон Юргенсбургов (Clodt von Jürgensburg), был одним из самых знаменитых скульпторов эпохи Николая Первого, признанным мэтром, академиком Академии художеств России и нескольких других стран. И вместе с тем - самоучкой. За исключением нескольких лет, когда он вольнослушателем ходил на курсы в Академию художеств, отставной артиллерийский офицер сам постигал мастерство резчика, скульптора и позже - литейного мастера.

Артиллерист с лошадками

Клодт знаменит, прежде всего, своими Диоскурами на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге, но он был также автором памятника баснописцу И. А. Крылову в Летнем саду невской столицы, а также соавтором шестерки коней на Нарвских воротах и памятника Николаю Первому на Исаакиевской площади Петербурга. Клодт завершал работу над монументом князю Владимиру Киевскому, возвышающимся над Днепром, его кони стоят в Берлине и в Неаполе...



Петр Клодт

Лошадей он начал рисовать и вырезать из дерева еще подростком, в Омске, где его отец, генерал и герой Отечественной войны 1812 года, занимал должность начальника штаба Отдельного Сибирского корпуса. После смерти отца семья вернулась в Санкт-Петербург, Клодт поступил в артиллерийское училище, получил чин прапорщика, потом подпоручика, но уже в 23 года ушел в отставку. У юного барона были возможности и средства отдавать все время своему хобби - вырезать из дерева и лепить из глины и гипса фигурки лошадей. Одну такую фигурку кто-то преподнес Николаю, и "царствующий кавалерист", как его порой за глаза называли, был в восторге. По высочайшему повелению Петра Клодта приняли вольнослушателем в Академию художеств.

Его взял под свое покровительство "сам" Иван Петрович Мартос, ректор Академии, выдающийся скульптор-монументалист, пользовавшийся особым расположением императора. Петр Клодт даже сватался к дочери Мартоса, однако ему вежливо отказали: хотя сам Мартос происходил из мелкопоместных украинских дворян, но к тому времени стал уже мировой знаменитостью и посчитал такой брак мезальянсом. Клодта женили на бедной, но милой племяннице супруги Мартоса - и он прожил с ней долгую и счастливую жизнь.

Под высочайшим покровительством

Столь же счастливой, хотя и не всегда безоблачной была и его творческая судьба. Первым серьезным заказом Клодта стала шестерка коней для колесницы победы на Нарвских триумфальных воротах в Петербурге. Первоначальный вариант Демута-Малиновского Николаю не понравился, другие именитые коллеги этого известного скульптора отказались, и в результате Петру Клодту, у которого не было абсолютно никакого опыта монументальных работ, пришлось делать гигантские скульптуры. Коней, кстати, сначала было четыре, но когда колесницу установили, стало ясно, что это не соответствует размерам аттика. Тогда Клодт добавил еще два.

Два, а не четыре бронзовых коня стояли поначалу и на Аничковом мосту в Петербурге, который тогда назывался Аничковским. По другую сторону моста на долгие годы установили гипсовые копии двух бронзовых визави. Клодт отливал и бронзовые копии, но император взял за обыкновение дарить их сановным гостям. Два стоят и сегодня в Неаполе, двух получил прусский король Фридрих Вильгельм, причем Клодт лично доставил их в Берлин, на свою "историческую родину". Скульптуры поставили перед королевским дворцом, который во времена ГДР снесли. Но Диоскуры Клодта сохранились, и сейчас стоят в одном из берлинских парков. Так как берлинский королевский дворец восстанавливают, то предполагают и коней Клодта поставить на прежнее, более подобающее им место.

В общем, отчаявшись поставить бронзовых "близнецов" на другую сторону Аничкова моста, Петр Клодт решил сделать для нее две новые скульптурные группы. В результате получились четыре стадии укрощения животного человеком - единая сюжетная композиция, на которую ушло почти 20 лет жизни скульптора. Интересно, что в последние годы работы ему пришлось стать и литейщиком, так как умер лучший литейщик России. Клодт освоил и это ремесло. Он даже возглавил в 1838 году российский Литейный двор.



Памятник баснописцу И. А. Крылову в Санкт-Петербурге

Позже Клодт отливал памятник Крылову, и монумент князю Владимиру <очень актуальная тема, не нынешний мертвоурод. Хоть бы и правда его поставили на Лубянке, чтоб эту тему закрыть, сейчас там фонтан Витали, пожалуй, мелковат будет. Здания позади не жалко, в конечном счете старые здания окажутся по другую сторону. Правда, Лубянский камень. Все равно это лучше, чем железный Феликс, - вон уже З-ву разрешили референдум проводить: а не вернуть ли нам человека в шинели? Чтой-то он на Крымском валу плохо нам виден. - evakroteron>, и памятник Николаю Первому на площади у Исаакиевского собора. Их композиционная и стилистическая эклектика вызвала и вызывает немало справедливой критики. Вряд ли эти работы можно назвать художественными шедеврами. Но все же они так вписались в облик Петербурга, что город очень трудно представить сегодня без этих скульптур Петра Клодта. И уж совсем невозможно - без его знаменитых коней на Аничковом мосту через Фонтанку.

Постоянная ссылка http://dw.de/p/1FXxh

площади, dw, история, Санкт-Петербург, лошади, брюзга занудная, скульпторы, Неаполь, мосты, императоры, Москва, скульптура, короли, Германия, Николай I

Previous post Next post
Up