Александр Кан, обозреватель Русской службы Би-би-си по вопросам культуры
Скандальный портрет папы римского в виде Супермена - один из экспонатов выставки Artrooms
Итальянский художник Мауро Паллото (Маупал) прославился на весь мир после того, как на стене римской улицы, в двух шагах от Ватикана он разместил граффити с изображением папы римского Франциска в виде Супермена.
Вдохновленный таким вниманием, он вывесил аналогичные изображения понтифика и на улицах Сеула во время визита Его Святейшества в Южную Корею. А в Лондон он привез и выполненные в такой же ироничной манере портреты королевы Елизаветы II в виде йога.
Эти и многие другие произведения искусства - экспонаты крайне необычного выставочного эксперимента, который прошел несколько дней назад в одном из лондонских отелей.
"Номера искусств"
Портрет королевы Елизаветы II-йога на стене гостиничного номера - часть проекта "Номера искусств"
Небольшой и не очень знаменитый лондонский Melia White House Hotel придумал и организовал у себя выставку-аукцион Artrooms - "Номера искусств". На несколько дней в январе все номера первого этажа отеля были отданы в распоряжение художников - каждому по номеру. Каждый был волен распоряжаться переданным ему пространством так, как ему или ей казалось уместным, более соответствующим собственному художественному стилю и методу и наиболее подходящим для всей уникальной задумки.
Задумка получилась и на самом деле уникальной. Бродя по лабиринту отельного этажа и заходя один за другим в гостиничные номера, я не уставал поражаться, как искусство способно преобразить и придать индивидуальность стандартным, на первый взгляд практически ничем не отличающимся друг от друга комнатам.
Некоторые художники не стали мудрствовать лукаво и просто развесили и разложили по всем свободным плоскостям небольшой комнаты - от стен до кровати, от письменного стола до ванной - свои работы. Признаться, такой малоизобретательный подход показался мне наименее интересным - вне зависимости от качества представленных работ. В чем тогда чисто "гостиничная изюминка" проекта?
Хотя и тут мелькали неожиданные удачи. Среди не очень броских работ украинской художницы Анны Равлюк я неожиданно обратил внимание на одну. Окно гостиничного номера было завешено картиной с изображением... окна. На живописном подоконнике - цветы, за "стеклом" - река.
"Мне достался номер с ужасно унылым и безликим видом из окна - оно попросту упиралось в стенку. Поэтому решение чуть-чуть украсить его казалось совершенно естественным", - рассказывает Анна.
Зато душа по-настоящему радовалась, видя изобретательность и способность адаптировать свои работы под предложенные пространства. Или - предложенное пространство под свои картины. Я вздрогнул от неожиданности, зайдя в номер и увидев сквозь открытую дверь в ванную фигуру принимающей душ обнаженной женщины. Лишь присмотревшись, сообразил, что женская фигура - всего лишь скульптурное изображение художника-лондонца Ричарда Наймана.
Итальянец Джорджио ди Пальма обыграл место проведения выставки, построив веселый "кукольный домик" под названием "Отель"
Или "кукольный домик" под названием "Отель" в специальном веселом "кукольном" номере итальянца Джорджио ди Пальма. Итальянцев на выставке - и художников, и гостей - было много. Очень много, иногда даже казалось, что неправдоподобно много, будто находишься не в Лондоне, а в Риме, Милане или Флоренции. Причина оказалась простой. В Melia White House Hotel уже несколько лет, как оказалось, базируется итальянская галерея Le Dame. Именно благодаря ее связям в итальянском художественном мире лондонский отель оказался заполнен итальянскими художниками.
Отель-компас
"Белый дом" - здание, в котором разместился Melia White House Hotel, - само по себе уникальное и достойно отдельного рассказа. Построено оно было неподалеку от знаменитого Риджентс-парка в 1936 году, как многоквартирный дом - явление в довоенном Лондоне нечастое. Все 758 квартир были отделаны по высшим критериям тогдашнего комфорта и роскоши, и "Белый дом" стал одним из самых модных и эксклюзивных мест жизни британской столицы.
Многие лондонцы задавались вопросом, почему во время войны столь заметное здание ни разу не подверглось бомбардировкам бесконечно атаковавшей Лондон немецкой авиации. Оказывается, летчики Люфтваффе пользовались "Белым домом" как идеальным ориентиром. Здание было построено в крестообразной форме, и четыре его крыла, как идеально точный компас, указывали на север, юг, запад и восток. Таким образом "Белый дом" в годы войны был одним из самых безопасных зданий в Лондоне.
Отсюда:
http://www.bbc.co.uk/russian/society/2015/01/150128_pope_superman_kan