Оригинал взят у
nik_zinoviev в
Про дальневосточного леопарда и замерзший водопадВсем привет! Выхожу из глубокого блогосна.
Оригинальность кадра иногда рождается в результате уникального стечения обстоятельств или другими словами, благодаря «госпоже удаче». Хоть и редко, но такие ситуации возникают и тут главное - не упустить это самое «фотовидение» (помните, я ранее
про это писал).
Однако, мало кто из фотоанималистов признается Вам в том, что «оригинальность» чаще рождается путем создания творческого замысла или идеи высокого уровня с последующей длительной, усердной и скрупулёзной реализацией, правильнее сказать, такого проекта.
И порой всё это делается не ради 1000 кадров или даже альбома, а ради одной фотографии. Да, лишь одной! Но такой фотографии, которую увидев раз, помнишь очень долго! Это, когда люди стоят рядом с такой фотографией и грустят или наоборот смеются! Ведь всё уходит, а эмоции остаются. Это и есть тот золотой порошок, ради которого мастерами перемываются тонны мыслительной и творческой породы. Или, например, когда детей не могут оторвать от фотографии родители, потому что они стоят и разговаривают с ней о том, о чем они не говорили даже со своими мамами и папами! Такое дорогого стоит! И ради этого фотографы мерзнут (это постоянно происходит, черт побери), стирают ноги, падают, не высыпаются, терпеливо сносят непогоду... И это стоит того! Или пусть этому поставят диагноз врачи! А пока этого не произошло и «болезнь» эта не внесена в список вредных и заразных, мы будем продолжать.
Назад к замыслу - в голове придумать можно всё, что угодно, вопрос заключается лишь в том, как это потом реализовать. Особенно, когда ты не контролируешь массу факторов. Именно поэтому я лично трачу много времени на изучение объекта съемки, его особенностей, а также на осмотр среды его обитания и поиск «интересных мест». Для себя я даже выдумал такой термин как «сюжетообразующее» место, поведение, явление и т. д. В последнее время у меня уходит до 80% времени на изучение видов и мест обитания в поисках оригинальных идей и подготовки к их реализации, и лишь около 20 % времени на непосредственно съемку. Получается, большое количество времени тратиться на разные «П»: поездки, перелеты, переправы, походы, поиски :), общение с людьми и просто наблюдение-созерцание. С другой стороны, это позволяет совершенно по другому мыслить, развивать творческое воображение, узнавать массу нового и познавательного о дикой природе. От количества к качеству? Наверное.
Еще осенью, полазив изрядно по лесу в заповеднике «Кедровая Падь», что на Дальнем Востоке, я набрел на место, которое привлекло меня своей особой красотой. Тропы дальневосточных леопардов здесь, как правило, проходят по хребтам сопок - вот и в этом случае она была всего в нескольких десятках метров от этого места. Леопард иногда спускался в этом месте с хребта к реке, его следы были найдены неподалеку. В то время, как река Кедровка на территории заповедника достаточно однообразна (еще один мой термин - «глазонецепляющая»:)) с художественной точки зрения, в этом месте она образовывала разлив, похожий на чашу, из которой продолжала свой шумный бег по тайге к берегам Тихого Океана. Сопка с множеством скалистых выступов, покрытых вековыми мхами с одной стороны и дальневосточной тайгой с другой, образовывает там природный амфитеатр. Выступы на скалах, как места в огромной университетской аудитории, добавляли этому месту величия и камерности.
Шум воды и одновременно гладь и спокойствие течения на разливе создавали интересный контраст силы и податливости природы. Посреди водяной глади возвышались несколько больших валунов, пролежавших там наверное не одну тысячу лет и выдержавших бешеный напор реки во время буйств стихии. Камни и окружающий лес отбрасывали тени на воде, окрашивая ее в зеленый цвет. Благодаря кристально чистой воде на дне читались все разноцветные камешки. Это великолепие завершала композиция из двух небольших водопадов, стекавших с сопки в этом месте в реку, питая ее хрустальной родниковой водой.
До чего здесь будет красиво зимой, когда эти водопады замерзнут! В отличие от других мест, которые не вызывали каких-то глубоких ощущений, тут я почувствовал какой-то трудно объяснимый словами покой и умиротворение. И тут в голове родилась идея! А что если… (у меня все сумасшедшие идеи начинаются с этой фразы)… поймать такой момент, когда леопард или подойдет, или пройдет, ну или, наконец, будет находиться поблизости от замершего водопада?! В голове родилась идея кадра - показать общий план, на котором будет леопард вместе с замерзшим водопадом. Живая и неживая красота в дикой природе. Два природных бриллианта. Монумент из льда и самая редкая в мире большая кошка. Такого не увидишь НИГДЕ в мире, только в России и только на нашем Дальнем Востоке. Как Вам идея?
Трудно претендовать на абсолютную оригинальность, когда в мире столько талантливых людей. Но эта идея плотно засела мне в голову… ну не так чтобы очень глубоко… Ну да ладно, зачем юлить, идея просто «парализовала» мозг.
Усевшись на берегу, я и не заметил, как пролетел целый час, это место притягивало и не отпускало. По дороге назад я не мог думать о чем-то другом - воображение работало без остановки. Для начала нужен был лабаз, позволяющий безопасно находиться там на протяжении от нескольких дней до нескольких недель, ведь в этих лесах обитают не один, а целых два вида больших и самых редких кошек в мире - дальневосточный леопард и амурский тигр. Нужно было ждать прохода леопарда, чтобы идея была реализована.
Дождавшись того времени осенью, когда земля подмерзла и после обсуждения с руководством заповедника вопроса относительно установки лабаза, начались подготовительные работы, а именно проектирование лабаза и закупка материалов. Заповедником было решено установить лабаз для проведения фото- и видеосъемок в этом замечательном месте. И вот спустя несколько месяцев работы установка лабаза была завершена! В его конструкции я предусмотрел панорамные смотровые окна, покрытые специальной отражающей пленкой, благодаря которой наблюдатели внутри лабаза не видны, а вот они видят всё, что происходит вокруг: вниз и вверх по реке, в месте разлива, на сопке напротив. На уровне пола сделаны окошки для съемки, чтобы создать максимально приближенную к уровню земли точку для съемки - профессионалы поймут, зачем это нужно. Не буду утомлять читателей описанием лабаза и техническими нюансами.
Вернувшись сюда снова зимой, я был поражен тем, как «северная хозяйка»-зима до неузнаваемости изменила это место. После «сухой осени» река сильно «похудела» и морозы превратили ее в бесконечную ледяную дорожку. Шум реки исчез, воцарилась полная тишина, которую изредка нарушали зимующая неподалёку и не поделившая что-то между собой пара соек, удары одиночки дятла-барабаньщика и создаваемый иногда порывами ветра «хруст» замерших стволов деревьев приморского леса. Валуны и камни на берегах реки надели поверх своего порядком облысевшего мха «снежные шапки». Разлив также замерз, став большим катком с загадочными узорами и осенней листвой, вмёрзшей в него. Водопады образовали массу льда, которая как две седые бороды свисали теперь с сопки в ожидании весны, когда из-под неё наружу пробьётся скрытый глубоко под землей и льдом источник.
Далее нужно было попробовать провести сьемку из установленного лабаза, дождавшись прихода леопарда. «Резидентка» Кедровой пади леопардесса Кедровка уж давно не появлялась в этих местах: на фото ловушках попадались несколько «проходящих» по сопкам леопардов, да и то, только лишь всего несколько раз за последние полгода. Ни Кедровки, ни ее трех котят, которые к этому времени должны были начать самостоятельную взрослую жизнь, также не отмечалось. Перспективы удачной съемки были невелики, но тем не менее научным отделом заповедника было принято решение выложить приваду (оленя) и посмотреть, что произойдет. Декабрь не принес результатов - привада пришла в негодность, леопарды не приходили. Вероятнее всего, в поисках добычи еще весной 2014 года леопарды ушли далеко от этих мест. В январе эксперимент был повторён, и к счастью он дал результат - фотоловушки зарегистрировали последовательный приход в район лабаза молодой самки леопарда и взрослого самца, названного в заповеднике кличкой «Лорд». А молодая леопардесса может быть одной из трех котят «Кедровки», но эта информация не точная и требует проверки и подтверждения.
У леопардов было время познакомиться с лабазом, следы вокруг говорили о том, что они внимательно изучали и обнюхивали его ранее. Более того мной рядом были найдены следы взрослой тигрицы и тигренка, которые также не оставили лабаз без своего внимания.
Съемку из лабаза я решил проводить без использования искусственного света днём, чтобы реализовать задуманную идею. И это несмотря на то, что до этого приходы, зарегистрированные на фотоловушках, были в ночное время. Рискованно и самонадеянно? Можно и так сказать. Как и раньше я говорил с лесом и его жителями, ожидая их ответа. Это может показаться сумасшествием, но это работает - лес и его «дикий народ» принимает наши мысли, чувства и эмоции, и раскрывается или не раскрывается перед нами в ответ.
Паек, который я взял с собой, остался неиспользованным, я не мог думать о еде - на протяжении нескольких дней все внимание было сконцентрировано на сопке. Я решил не включать газовую грелку внутри, чтобы избежать запотевания техники и окон. Вода в пластиковой бутылке замерзла. Я всё время что-то бормотал. И ответ был дан. Одним утром из тумана вниз по сопке спустилась молодая самка дальневосточного леопарда, уселась на один из каменных выступов на сопке и начала с любопытством рассматривать лабаз. Было видно, что она считывала новые запахи, исходившие из него и понимала, что в лабазе спрятался человек. Полчаса она настороженно перемещалась по склону, посматривая в мою сторону, затем неспешно, прижавшись к земле, спустилась вниз к валунам по льду и на несколько минут я потерял ее из виду.
Меня охватил ужас. Неужели она не выглянет? Сколько раз я рисовал эту картину в голове, и вот будучи всего в миллиметрах от завершения проекта, секунды отделяли меня от успеха или провала в реализации задуманного.
Эта минута показалась мне вечностью - рука примерзла к фотоаппарату, дыхание остановилось. И тут леопардесса выглянула из-за камней, оказавшись на фоне замершего водопада, буквально на долю секунды, после чего снова скрылась за валунами. Через несколько секунд она проявилась уже на сопке. Мягко ступая, припадая нежно к земле своей бархатистой шубкой, исчезла среди деревьев на пути к своей тропе, проходившей по хребту сопки. Техника и реакция меня не подвели, и секунда, когда самая редкая кошка в мире, стоя на фоне скованного зимой водопада не смогла сдержать своего любопытства и бросила взгляд в мою сторону, останется не только в моей памяти, но и в виде фотографии, которой я и хотел с вами поделиться. До связи в эфире!