ПРО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ЛЕОПАРДА И ЗАМЕРЗШИЙ ВОДОПАД

Feb 05, 2015 19:11

Оригинал взят у nik_zinoviev в Про дальневосточного леопарда и замерзший водопад
Всем привет! Выхожу из глубокого блогосна.

Оригинальность кадра иногда рождается в результате уникального стечения обстоятельств или другими словами, благодаря «госпоже удаче».  Хоть и редко, но такие ситуации возникают и тут главное - не упустить это самое «фотовидение» (помните, я ранее про это писал).

Однако, мало кто из  фотоанималистов признается Вам в том, что «оригинальность» чаще рождается путем создания творческого замысла или идеи высокого уровня с последующей длительной, усердной и скрупулёзной реализацией, правильнее сказать,  такого проекта.

И порой всё это делается не ради 1000 кадров или даже альбома, а ради одной фотографии. Да, лишь одной! Но такой фотографии, которую увидев раз, помнишь очень долго! Это, когда люди стоят рядом с такой фотографией и грустят или наоборот смеются!  Ведь всё уходит, а эмоции остаются.  Это и есть тот золотой порошок, ради которого мастерами перемываются тонны мыслительной и творческой породы. Или, например, когда детей не могут оторвать от фотографии родители, потому что они стоят и разговаривают с ней о том, о чем они не говорили даже со своими мамами и папами! Такое дорогого стоит! И ради этого фотографы мерзнут  (это постоянно происходит, черт побери), стирают ноги, падают, не высыпаются, терпеливо сносят непогоду...  И это стоит того! Или пусть этому поставят диагноз врачи! А пока этого не произошло и «болезнь» эта не внесена в список вредных и заразных, мы будем продолжать.

Назад к замыслу - в голове придумать можно всё, что угодно, вопрос заключается лишь в том, как это потом реализовать. Особенно, когда  ты не контролируешь массу факторов. Именно поэтому я лично трачу много времени на изучение объекта съемки, его особенностей, а также на осмотр среды его обитания и поиск «интересных мест». Для себя я даже выдумал такой термин как «сюжетообразующее» место, поведение, явление и т. д. В последнее время у меня уходит до 80% времени на  изучение видов и мест обитания в поисках оригинальных идей и подготовки к их реализации, и лишь около 20 % времени на непосредственно съемку.  Получается, большое количество времени тратиться на разные «П»: поездки, перелеты, переправы, походы, поиски :), общение с людьми и просто наблюдение-созерцание. С другой стороны, это позволяет совершенно по другому мыслить, развивать творческое воображение,  узнавать массу нового и познавательного о дикой природе. От количества к качеству? Наверное.

Еще осенью, полазив изрядно по лесу в заповеднике «Кедровая Падь», что на Дальнем Востоке, я набрел на место, которое привлекло меня своей особой красотой. Тропы дальневосточных леопардов здесь, как правило, проходят по хребтам сопок - вот и в этом случае она была всего в нескольких десятках метров от этого места. Леопард иногда спускался в этом месте с хребта к реке, его следы были найдены неподалеку.  В то время, как река Кедровка на территории заповедника  достаточно однообразна (еще один мой термин - «глазонецепляющая»:)) с художественной точки зрения, в этом месте она образовывала разлив, похожий на чашу, из которой продолжала свой шумный бег по тайге к берегам Тихого Океана. Сопка с множеством скалистых выступов, покрытых вековыми мхами с одной стороны и дальневосточной тайгой с другой, образовывает там природный амфитеатр.  Выступы на скалах, как места в огромной университетской аудитории, добавляли этому месту величия и камерности.

Шум воды и  одновременно гладь и спокойствие течения на разливе создавали интересный контраст силы и податливости природы.  Посреди водяной глади возвышались несколько больших валунов, пролежавших там наверное не одну тысячу лет и выдержавших бешеный напор реки во время буйств стихии.  Камни и окружающий лес отбрасывали тени на воде, окрашивая ее в зеленый цвет. Благодаря кристально чистой воде  на дне читались все разноцветные камешки.  Это великолепие завершала композиция из двух небольших водопадов, стекавших  с сопки в этом месте в реку, питая ее хрустальной родниковой водой.

До чего здесь будет красиво зимой, когда эти водопады замерзнут! В отличие от других мест, которые не вызывали каких-то глубоких ощущений, тут я почувствовал какой-то трудно объяснимый словами покой и умиротворение.  И тут в голове родилась идея! А что если…  (у меня все сумасшедшие идеи начинаются с этой фразы)… поймать такой момент, когда леопард или подойдет, или пройдет, ну или, наконец, будет находиться поблизости от замершего водопада?! В голове родилась идея кадра - показать общий план, на котором будет леопард вместе с замерзшим водопадом.  Живая и неживая красота в дикой природе.  Два природных бриллианта.  Монумент из льда и самая редкая в мире большая кошка. Такого не увидишь НИГДЕ в мире, только в России и только на нашем Дальнем Востоке. Как Вам идея?

Трудно претендовать на абсолютную оригинальность,  когда в мире столько талантливых людей.  Но эта идея плотно засела мне в голову… ну не так чтобы очень глубоко… Ну да ладно, зачем юлить, идея просто «парализовала» мозг.

Усевшись на берегу, я и не заметил, как пролетел целый час, это место притягивало и не отпускало. По дороге назад я не мог думать о чем-то другом - воображение работало без остановки.  Для начала нужен был лабаз, позволяющий безопасно находиться там на протяжении от нескольких дней до нескольких недель, ведь в этих лесах обитают не один, а целых два вида больших и самых редких кошек в мире - дальневосточный леопард и амурский тигр. Нужно было ждать прохода леопарда, чтобы идея была реализована.

Дождавшись того времени осенью, когда земля подмерзла и после обсуждения с руководством заповедника вопроса относительно установки лабаза, начались подготовительные работы, а именно проектирование лабаза и закупка материалов.  Заповедником было решено установить лабаз для проведения фото- и видеосъемок в этом замечательном месте.  И вот спустя несколько месяцев работы установка лабаза была завершена!  В его конструкции я предусмотрел панорамные смотровые окна, покрытые специальной отражающей пленкой, благодаря которой наблюдатели внутри лабаза не видны, а вот они видят всё, что происходит вокруг: вниз и вверх по реке, в месте разлива, на сопке напротив. На уровне пола сделаны окошки для съемки, чтобы создать максимально приближенную к уровню земли точку для съемки - профессионалы поймут, зачем это нужно. Не буду утомлять читателей описанием лабаза и техническими нюансами.

Вернувшись сюда снова зимой, я был поражен тем,  как «северная хозяйка»-зима до неузнаваемости изменила это место.  После «сухой осени» река сильно «похудела» и морозы превратили ее в бесконечную ледяную дорожку.  Шум реки исчез,  воцарилась полная тишина, которую изредка нарушали зимующая неподалёку и не поделившая что-то между собой пара соек,  удары одиночки дятла-барабаньщика и создаваемый иногда порывами ветра «хруст» замерших стволов деревьев приморского леса. Валуны и камни на  берегах реки надели поверх своего порядком облысевшего мха «снежные шапки».  Разлив также замерз, став большим катком с загадочными узорами и осенней листвой, вмёрзшей в него. Водопады образовали массу льда, которая как две седые бороды свисали теперь с сопки в ожидании весны, когда из-под неё наружу пробьётся скрытый глубоко под землей и льдом источник.

Далее нужно было попробовать провести сьемку из установленного лабаза, дождавшись прихода леопарда.  «Резидентка» Кедровой пади леопардесса Кедровка уж давно не появлялась в этих местах: на фото ловушках попадались несколько «проходящих» по сопкам леопардов, да и то, только лишь всего несколько раз за последние полгода. Ни Кедровки, ни ее трех котят, которые к этому времени должны были начать самостоятельную взрослую жизнь, также не отмечалось. Перспективы удачной съемки были невелики, но тем не менее научным отделом заповедника было принято решение выложить приваду (оленя) и посмотреть, что произойдет. Декабрь не принес результатов - привада пришла в негодность, леопарды не приходили.  Вероятнее всего, в поисках добычи еще весной 2014 года леопарды ушли далеко от этих мест. В январе эксперимент был повторён,  и к счастью он дал результат - фотоловушки зарегистрировали последовательный приход в район лабаза молодой самки леопарда и взрослого самца, названного в заповеднике кличкой «Лорд». А молодая леопардесса может быть одной из трех котят «Кедровки», но эта информация не точная и требует проверки и подтверждения.

У леопардов было время познакомиться с лабазом, следы вокруг говорили о том, что они внимательно изучали и обнюхивали его ранее. Более того мной рядом были найдены следы взрослой тигрицы и тигренка, которые также не оставили лабаз без своего внимания.

Съемку из лабаза я решил проводить без использования искусственного света днём, чтобы реализовать задуманную идею.  И это несмотря на то, что до этого приходы, зарегистрированные на фотоловушках, были в ночное время.  Рискованно и самонадеянно? Можно и так сказать. Как и раньше я говорил с лесом и его жителями, ожидая их ответа. Это может показаться сумасшествием, но это работает - лес и его «дикий народ» принимает наши мысли, чувства и эмоции, и раскрывается или не раскрывается перед нами в ответ.

Паек, который я взял с собой, остался неиспользованным, я не мог думать о еде - на протяжении нескольких дней все внимание было сконцентрировано на сопке. Я решил не включать газовую грелку внутри, чтобы избежать запотевания техники и окон. Вода в пластиковой бутылке замерзла. Я всё время что-то бормотал. И ответ был дан. Одним утром из тумана вниз по сопке спустилась молодая самка дальневосточного леопарда, уселась на один из каменных выступов на сопке и начала с любопытством рассматривать лабаз. Было видно, что она считывала новые запахи, исходившие из него и понимала, что в лабазе спрятался человек. Полчаса она настороженно перемещалась по склону, посматривая в мою сторону, затем неспешно, прижавшись к земле, спустилась вниз к валунам по льду и на несколько минут я потерял ее из виду.

Меня охватил ужас. Неужели она не выглянет? Сколько раз я рисовал эту картину в голове, и вот будучи всего в миллиметрах от завершения проекта, секунды отделяли меня от успеха или провала в реализации задуманного.

Эта минута показалась мне вечностью - рука примерзла к фотоаппарату, дыхание остановилось. И тут леопардесса выглянула из-за камней, оказавшись на фоне замершего водопада, буквально на долю секунды, после чего снова скрылась за валунами. Через несколько секунд она проявилась уже на сопке.  Мягко ступая, припадая нежно к земле своей бархатистой шубкой, исчезла среди деревьев на пути к своей тропе, проходившей по хребту сопки.  Техника и реакция меня не подвели, и секунда, когда самая редкая кошка в мире, стоя на фоне скованного зимой водопада не смогла сдержать своего любопытства и бросила взгляд в мою сторону, останется не только в моей памяти, но и в виде фотографии, которой я и хотел с вами поделиться. До связи в эфире!



кошачьи, реки, заповедники, тигры, леопарды, Дальний Восток, фото, зверье

Previous post Next post
Up