Оригинал взят у
cleofide в
Сан Джованни ин Латерано: мозаики, органы, фрески... Всякий посетитель церкви Сан Джованни ин Латерано непременно осматривает средневековые мозаики в апсиде над папским троном. Посмотрим и мы, хотя объект более чем известный и многократно снятый куда лучше, чем вышло у меня.
В мозаиках - множество замечательных деталей, не очень хорошо различимых издали (а близко подойти в любом случае не получится). Помогает лишь фототехника. И то не всякая.
Меня же куда больше занимали органы Сан Джованни. Их там несколько. Два малых органа 16 века симметрично расположены по двум сторонам возле апсиды. Сфотографировать их тоже можно лишь сбоку. Один (левый, если стоять в центре)...
...и другой (правый):
Этот удалось снять чуть поближе, с зумом:
Но, опять же, меня интересовали не эти красавчики. Большой исторический орган расположен над входным порталом трансепта:
Будем смаковать эту красоту по частям...
Слева на стене (если стоять внизу) - царь Давид с арфой:
Справа - некто со свирелью или портативным органчиком. Я сперва подумала - Пан, но в главном католическом папском храме такого быть не может. Вдобавок у персонажа над головой сияние святости, как и у Давида. Может, это Иубал, считающийся прародителем храмовой музыки иудеев?
Не могу показать то, что видно с галереи, на которой расположен орган. Но могу - то, что видно снизу, из-под органа. Чуть сбоку - балдахин с папским алтарем.
А прямо напротив - часовня Святого причастия, построенная в период понтификата Климента VIII по его указаниям:
Климент VIII (Ипполито Альдобрандини) - папа римский в 1592-1605 годах. Нетрудно вычислить, что именно при нём был отправлен на костёр Джордано Бруно. Однако при нём же был перестроен и украшен вот этот самый трансепт. Герб на потолке - это герб Альдобрандини.
От золота рябит в глазах, но композиция чрезвычайно затейливая и полная символизма. Всё - в разных плоскостях, из разного материала, где позолота подчёркивает неземное сияние вечности.
По преданию, части декора - якобы античные. Так, кедровая доска, поверх которой виден золоченый рельеф с Тайной вечерей, по легенде - доска от стола, за которым и состоялась последняя трапеза Христа с учениками.
А четыре золочёных колонны - будто бы с кораблей царицы Клеопатры, и будто бы после гибели языческого мира они украшали дворец Константина Великого.
Мраморные же колонны легенда относит к древнеримскому храму Юпитера Капитолийского. Верить или не верить - каждый решает сам...
Сбоку - мраморные инкрустации. Я их уже показывала, но нелишне привести ещё раз. Мотив петуха (он есть и на потолке трансепта) - не просто аллюзия на Евангелия. Ведь Рим - город святого Петра, и римский папа - наместник Петра. Петух, когда-то возвестивший апостолу о невольно совершенном отречении, должен был, вероятно, призывать пап к бдительности.
При этом очень забавно смотрится шубка Христа. Мы ведь помним, что перед казнью он был облачен в царские одежды, которые потом стражники под крестом разыграли между собой в кости, чтобы не рвать на части (очень выразительно преподнесён этот момент в "Страстях по Иоанну" Баха).
Хор из 2-й части "Lasset uns den nicht zerteilen" ("Давайте не будет разрывать их")
Click to view
В Риме рубежа 16 и 17 веков "царской одеждой" виделась, похоже, не пурпурная мантия, как в античности и на многих картинах эпохи Ренессанса, а шубка из горностая (царский мех!), покрой которой, однако, восходил к древнеримской зимней одежде - пенуле. Пенулу не носили на форуме, но в ней можно было путешествовать. Тут она ещё и аккуратно пристроена на вешалочку. Не прелесть ли, а?..
Кстати, пальтишко, которое ангелы возносят вместе с оторопевшей Марией Магдалиной на эрмитажной картине Доменикино, выставленной сейчас в палаццо Барберини - это тоже, в общем, пенула, только не царская, а простая, тёмная... Доменикино, кстати, тоже работал в Риме по заказам Климента VIII.
Над часовней - замечательно жизнерадостная фреска. Воскресение и вознесение Христа:
Христос тут как будто танцует в воздухе, что-то весело напевая...
В памяти тотчас возникла самая подходящая для этого музыка.
Click to view
Открою секрет: я, в общем, попыталась увидеть всё, показанное тут выше, глазами молодого Генделя. Он произвёл фурор в Риме, дав свой первый концерт вот на этом большой органе 14 января 1707 года. И стало быть, до концерта, после него и потом ещё неоднократно имел возможность разглядывать всё роскошное убранство папского храма. Мне кажется, что кое-что из увиденного могло потом отразиться в образном строе его музыки, причём не обязательно в собственно итальянских сочинениях.
Что касается большого органа в трансепте, он был построен тоже по заказу Климента VIII в 1599-1600 годах знаменитым мастером
Лукой Блази из Перуджи. По сравнению с барочными немецкими органами, на которых Гендель имел возможность играть в Галле, Гамбурге и Любеке (во время визита к старику Букстехуде), этот орган вовсе не был "большим". Первоначально он имел один мануал (второй был добавлен в 18 веке, но когда, справочник не сообщает). Всего 15 регистров, преимущественно принципалы и флейты (впридачу лишь 12-футовая Zampogna-Tromba).
Увы, сейчас послушать его звучание, вероятно, нельзя.
А когда-то пост капельмейстера Сан Джованни ин Латерано занимали такие великие и выдающиеся музыканты, как Орландо Лассо (в 1553-55), Палестрина (55-60), Джованни Франческо Анерио (как раз при папе Клименте, между 1590-ыми и 1609), и др.
На этом органе, кроме Генделя, играл Джироламо Фрескобальди.
К сожалению, мне не удалось установить, кто был капельмейстером, когда за орган пустили Генделя. С 1708 по 1719 музыкой в храме заведовал Джузеппе Оттавио Питони, но про 1707 год ничего не известно.
Между тем сам факт, что молодому (неполных 22 лет!) немцу-протестанту позволили дать концерт в папском храме с такой историей - это нечто из ряда вон выходящее. Думаю, что сейчас бы такое не "прокатило".
Но тогда ларчик открывался просто... Настоятелем Сан Джованни в то время был кардинал Бенедеттл Памфили - поэт, меценат и большой любитель музыки. Конечно, без его доброй воли и личной заинтересованности в Генделе ничего бы подобного произойти не могло.
Гендель ведь тоже был тогда не корпулентным дяденькой со строгим взглядом, а "милым саксонцем", способным очаровывать не только своим музыкальным гением... Памфили был по-настоящему очарован, это правда.
Из трансепта открывается вид на правый неф (если считать от центрального входа). Он украшен гораздо скромнее:
Но что там такое серенькое белеется?.. Органчик! Ещё один. Причём действующий6
Такое я видела почти во всех храмах, в которые заходила: исторические органы на хорах, на галереях или ещё где-то служат лишь декорацией, а в литургии используются небольшие современные инструменты, стоящие сбоку на полу.
Набор регистров небольшой, но для сопровождения хора больше и не нужно. Принципалы, флейты и два язычковых - сопрановая и басовая трубы.
Ааа!.. Вот она, попалась!.. Укороченная педаль собственной персоной. Обычно, объясняя студентам, что это такое, я поневоле рисовала то на доске, то на листке бумаги примитивную схему. Теперь смогу показать картинку собственного изготовления.
Такие педали (неполноценные с точки зрения немцев, привыкших, что органист умеет виртуозно играть как руками, так и ногами) не годятся ни для чего, кроме исполнения кантуса фирмуса или не очень подвижного баса. Просто потому, что клавиш в них не хвата...
Ангел с отбитым носиком недовольно морщится: тоже мне, понаехали тут всякие, критику наводят...
На полу - голубок с веточкой. Этот спокоен как слон. Туристы приезжают и уезжают, храму от них ни жарко ни холодно:
В конце нефа - атрибут уличной религиозной процессии. Передвижной алтарь Братства Господа Чудес (подпись на испанском).
Заглянем ещё в запертую боковую часовню в левом нефе. Фотоглаз просунуть сквозь решётку можно, никто не запрещает. Молящихся там нет.
Внутри - тоже органчик, ещё меньше того, что в нефе:
Ещё одна капелла в левом нефе... Здесь нет решётки, только барьерчик:
И ещё капелла!.. Барокко - так барокко, его должно быть много:
Мадонна сбоку - вроде и слегка китчеватая, но трогательная. Что-то в ней есть по-настоящему милое:
И последнее:
Молодой Гендель входил в собор, вероятно, сбоку - через портал трансепта, рядом с Латеранским дворцом.
Но нетрудно себе представить, какое впечатление должно было произвести на него всё великолепие этого храма. Ведь Сан Джованни стоял тогда несколько на отшибе и был окружен совсем пасторальными пейзажами, а не оживленными магистралями со светофорами, станцией метро и автостоянками.
Вот, как эта площадь, но с другого ракурса, выглядела уже после Генделя, но еще при его жизни -
Бернардо Белотто, 1744.
Грязь, пыль, в руинах, наверняка, гуляли козы... Заходишь в храм - а там - ах. Мозаики, фрески, золото, мрамор. И молодой Гендель играет на органе.