ОСКАР УАЙЛЬД. ОБРИ БЕРДСЛЕЙ. ЧАСТЬ I

Dec 05, 2014 19:54

Оригинал взят у vittasim в Выставка «Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России» Часть I
Выставка «Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России» проходила с 23.09. по 30.11. в  Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков ГМИИ . Эта выставка была подготовлена в рамках Перекрестного года культуры Великобритании и России. Новый кураторский проект музея посвящен двум ярким представителям английского «эстетического движения», взгляды и творчество которых олицетворяли наступление эпохи модерна. Впервые в России представлены оригинальные рисунки Бердслея, а также ранние оттиски его гравюр из собраний лондонских музеев, включая Музей Виктории и Альберта, Британский музей, Тейт. Ранее эти произведения были знакомы в России только по публикациям в художественных журналах.



Обри Бердслей. Автопортрет. 1892 г. Британский музей, Лондон

Всего на выставке показано более 150 произведений из британских и российских музеев, среди которых Национальная портретная галерея, Лондон, Британская библиотека, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственная Третьяковская Галерея, Государственный Русский музей, Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Музей Государственного Большого театра России, частные собрания.

Открывает экспозицию зал, где продемонстрирована основная прижизненная иконография Уайльда (1854- 1900)



Наполеон Сарони. Оскар Уайльд. 1882. Альбуминовый отпечаток. Национальная портретная галерея, Лондон



Наполеон Сарони. Оскар Уайльд. 1882. Альбуминовый отпечаток. Национальная портретная галерея, Лондон

и Бердслея (1872- 1898), в том числе фотографии и два живописных портрета Бердслея в исполнении художников Уолтера Сиккерта (1894) и Жака-Эмиля Бланша (1895).



Жак-Эмиль Бланш. Портрет Обри Бердслея, 1895

Уолтер Сикерт очень хорошо знал Обри Бердслея - они вместе учились. Ракурс изображения необычный: это парадный портрет в рост, но при этом очень камерный. Художник замечательно передал пластику Бердслея, который, с одной стороны, был франтом и денди, ходил с тросточкой, но одновременно был болезненным молодым человеком. Портрет сделан в 1894 году, когда он только начал становиться популярным, - в этом году он нарисовал иллюстрации к «Саломее» Оскара Уайльда, иллюстрировал альманах «Желтая книга». Несмотря на то, что здесь не видно лица Бердслея, очень хорошо чувствуется его характер - замкнутость и скрытность.



Уолтер Сикерт. Портрет Обри Бердслея, 1894




Обри Бердслей, посвятивший свое творчество книжной иллюстрации, создал неповторимый художественный язык. На выставке были представлены его иллюстрации к роману Томаса Мэлори «Смерть Артура», комедии Аристофана «Лисистрата», трагедии Шекспира «Гамлет», а также карикатуры.



Гамлет Иллюстрация к пьесе У. Шекспира «Гамлет» Бумага, графический карандаш. Британский музей, Лондон

Карикатуры Бердслей начал делать еще в школе и рисовал карикатуры на всех, начиная с учителя рисования. «Смерть художника» - карикатура на самого себя, Бердслей изобразил, как работал в конторе клерком, пока не начал зарабатывать творчеством».



Обри Бердслей. Гибель поэта. Около 1892. Бумага, тушь, кисть. Музей Виктории и Альберта, Лондон



Карикатура на монограмму Уистлера. Около 1893. Бумага, графический карандаш, тушь, перо. Музей Виктории и Альберта, Лондон

Карикатура на королеву Викторию, которая изображена как танцовщица Эдгара Дега:


Обри Бердслей. Защитница веры, 1893



Карикатура на политические взгляды Уолтера Крейна. Около 1893. Бумага, графический карандаш, тушь, перо. Музей Виктории и Альберта, Лондон



Король движется по шахматной доске. Карикатура на актера Уильяма Терриса в роли героя пьесы А. Теннисона «Бекет», поставленной Генри Ирвингом в театре «Лицеум» около 1893. Бумага, графический карандаш, тушь, перо. Музей Виктории и Альберта, Лондон



Мистер Артур Сесил (в роли барона Штейна). Карикатура на актера; 1893 Бумага, тушь, перо. Музей Виктории и Альберта, Лондон



К юбилею папы Лео XIII. Пилигрим (старый стиль). Пилигрим (новый стиль); 1893. Бумага, графический карандаш, тушь. Музей Виктории и Альберта, Лондон



Мистер Форбс-Робертсон (в роли Джулиана Боклерка). Карикатура на актера; 1893. Бумага, тушь, перо. Музей Виктории и Альберта, Лондон



Мастер Лео. Карикатура на актера Лео Бирна в роли героя пьесы А. Теннисона «Бекет», поставленной Генри Ирвингом в театре «Лицеум» около 1893. Бумага, графический карандаш, тушь, перо. Музей Виктории и Альберта, Лондон



Композитор. Карикатура на актера Чарльза Вильерса Стэнфорда в роли героя пьесы А. Теннисона «Бекет», поставленной Генри Ирвингом в театре «Лицеум» около 1893. Бумага, графический карандаш, тушь, перо. Музей Виктории и Альберта, Лондон



Марджери. Карикатура на актрису Кейт Филлипс в роли героини пьесы А. Теннисона «Бекет», поставленной Генри Ирвингом в театре «Лицеум» около 1893. Бумага, графический карандаш, тушь, перо. Музей Виктории и Альберта, Лондон



Профессор Фред Браун. 1892. Бумага, графический карандаш, тушь. Галерея Тейт, Лондон

Золотистые, лимонные, желтые тона - главные цвета эпохи. Неслучайно журнал, где сотрудничал Бердслей, был назван «The Yellow Book» («Желтая книга»). Один из номеров экспонировался на выставке.



Желтая книга. Выпуск 1; 1894. Музей Виктории и Альберта, Лондон



Савой Январь. 1896. Музей Виктории и Альберта, Лондон



Савой Апрель. 1896. Музей Виктории и Альберта, Лондон

"Смерть Артура" -  первый заказ, сделанный еще совсем неизвстному художнику. Издатель хотел что-то в духе «Келмскотт-пресс», издательства Уилльяма Морриса, но более понятное и доступное. Бердслей в этот момент находился под большим влиянием прерафаэлитов - рыцари, виньетки, рамки.




Как королева Гвинерва отправилась в Мэинг. Иллюстрация для книги Т. Мэлори «Смерть Артура» 1893-1894. Бумага, тушь, перо. Музей Виктории и Альберта, Лондон



Девушка в библиотеке. Заставка к главе книги Т. Мэлори «Смерть Артура» 1893-1894. Бумага, тушь, перо. Музей Виктории и Альберта, Лондон



Заставка к главе книги Т. Мэлори «Смерть Артура» 1893-1894. Бумага, тушь, перо. Музей Виктории и Альберта, Лондон



Заставка к главе книги Т. Мэлори «Смерть Артура» 1893-1894. Бумага, тушь, перо. Музей Виктории и Альберта, Лондон



Титульная заставка к главе книги Т. Мэлори «Смерть Артура» 1893-1894. Бумага, тушь, перо. Музей Виктории и Альберта, Лондон



Буквица к главе книги Т. Мэлори «Смерть Артура» 1893-1894. Бумага, тушь, перо. Музей Виктории и Альберта, Лондон



Буквица к главе книги Т. Мэлори «Смерть Артура» 1893-1894. Бумага, тушь, перо. Музей Виктории и Альберта, Лондон



Заставка к главе книги Т. Мэлори «Смерть Артура» 1893-1894. Бумага, тушь, перо. Музей Виктории и Альберта, Лондон



Заставка к главе книги Т. Мэлори «Смерть Артура» 1893-1894. Бумага, тушь, перо. Музей Виктории и Альберта, Лондон





Как король Артур встретил зверя рыкающего. Иллюстрация к изданию «Смерть Артура», 1893-1894. Бумага, тушь, перо. Музей Виктории и Альберта, Лондон



Заставка к главе книги Т. Мэлори «Смерть Артура» 1893-1894. Бумага, тушь, перо. Музей Виктории и Альберта, Лондон



Заставка к главе книги Т. Мэлори «Смерть Артура» 1893-1894. Бумага, тушь, перо. Музей Виктории и Альберта, Лондон



Заставка к главе книги Т. Мэлори «Смерть Артура» 1893-1894. Бумага, тушь, перо. Музей Виктории и Альберта, Лондон



Сэр Ланселот плывет через море. Заставка к главе книги Т. Мэлори «Смерть Артура» 1893-1894. Бумага, тушь, перо. Музей Виктории и Альберта, Лондон



Юноша перед солнечными часами. Заставка к главе книги Т. Мэлори «Смерть Артура» 1893-1894. Бумага, тушь, перо. Музей Виктории и Альберта, Лондон



Заставка к главе книги Т. Мэлори «Смерть Артура» 1893-1894. Бумага, тушь, перо. Музей Виктории и Альберта, Лондон



Дама с камелиями



Мессалина со своей компаньонкой. 1895. Бумага, графический карандаш, тушь, акварель. Галерея Тейт, Лондон

http://www.arts-museum.ru/events/archive/2014/berdsley/index.php
http://vozduh.afisha.ru/art/obri-berdsley-i-rossiya-putevoditel-po-vystavke/

ГМИИ, Бердслей, uk, художники, книги, писатели, иллюстрации, выставки, Уайльд, фото

Previous post Next post
Up