Николай РИМСКИЙ-КОРСАКОВ (1844- 1908)
I отделение
«В темной роще замолк соловей...» на стихи И. Никитина - Андрей МОРОЗОВ
«Свитезянка» на стихи А. Мицкевича - Екатерина МОРОЗОВА
Еврейская песня, соч. 7, № 2 на стихи Л. Мея - Александр КИРЕЕВ
«Встань, сойди!» (Еврейская песня) на стихи Л. Мея - Юлия МАЗУРОВА
«Когда гляжу тебе в глаза...» на стихи Г. Гейне - Арсений ЯКОВЛЕВ
«Для берегов отчизны дальной» на стихи А. Пушкина - Александр РОСЛАВЕЦ
«Горними тихо летела душа небесами...» на стихи А. Толстого - Екатерина МОРОЗОВА
«Прости! Не помни дней паденья...» на стихи Н. Некрасова - Богдан ВОЛКОВ
«Запад гаснет в дали бледно-розовой...» - Александра ЧУХИНА
«Когда волнуется желтеющая нива...» на стихи М. Лермонтова - Руслана КОВАЛЬ
«Неспящих солнце! Грустная звезда!..» на стихи Дж. Байрона - Александр КИРЕЕВ
«Шепот, робкое дыханье...» на стихи А. Фета - Павел ВАЛУЖИН
«Редеет облаков летучая гряда...» на стихи А. Пушкина - Андрей МОРОЗОВ
«Звонче жаворонка пенье...» на стихи А. Толстого - Арсений ЯКОВЛЕВ
«Поэт» на стихи А. Пушкина - Павел ВАЛУЖИН
II отделение
Цикл «У моря» на стихи А. Толстого:
1. «Дробится, и плещет, и брызжет волна...» - Юлия МАЗУРОВА
2. «Не пенится море ...» - Даниил ЧЕСНОКОВ
«Анчар» на стихи А. Пушкина - Александр РОСЛАВЕЦ
«Дева и солнце» на стихи А. Майкова - Руслана КОВАЛЬ
«Тихо море голубое!» на стихи А. Майкова - Богдан ВОЛКОВ
«Еще я полн, о друг мой милый...» на стихи А. Майкова - Богдан ВОЛКОВ
«Цветок засохший...» на стихи А. Пушкина - Арсений ЯКОВЛЕВ
«Красавица» на стихи А. Пушкина - Екатерина МОРОЗОВА
«Ненастный день потух...» на стихи А. Пушкина - Александр КИРЕЕВ
«Я умер от счастья» на стихи Л. Уланда - Павел ВАЛУЖИН
«Сон в летнюю ночь» на стихи А. Майкова - Кристина МХИТАРЯН
«Пленившись розой, соловей...» (Восточный романс) на стихи А Кольцова - Кристина МХИТАРЯН
Партия фортепиано - Александр Покидченко, Валерия Прокофьева, Елизавета Малашенко (артистка МОП)
Музыкальный руководитель и ведущий концерта - Александр Покидченко
Карикатура П. Робера (1903)
Ведущий и, безусловно, инициатор, выстраиватель программы, А. Покидченко, в самом начале произнес, что романсовое творчество Р-К стоит на втором месте после его опер (может быть, он сказал в тени). С чем согласиться никак не могу. Можно сказать, что оно меньше известно. И романсы Глинки, Мусоргского, Рахманинова сейчас не слишком на слуху. Одно дело - потратить деньги и поразить воображение осаждаемой крепости посещением партера-амфитеатра Исторической сцены Большого. Да еще и сфотографироваться на фоне штофов Императорского фойе. Продемонстрировать свое присутствие на премьере. И совсем немного тех, кто может порадоваться исполнению музыкальных жемчужин.
Тут и другая сторона: раньше подобных концертов было в разы больше, и проходили они в БЗК или Зале Чайковского. И не гнушались давать такие концерты Вишневская с Ростроповичем, Гмыря с Остриным, Образцова с Ерохиным, потом с Чачавой, Архипова, Левко, Шапошников, Лейферкус - наверняка я назвала не всех (это те, кого я слышала, Лемешева-Козловского-Нежданову-Обухову не застала). Да и гастролеры приезжали. Сейчас - еще был года три назад концерт Лейферкуса в помещении Стасика, несколько раньше Герзмава с Ганелиной в Доме музыки пела.
Большинство выбирает более легкий путь: оркестр, парочка увертюр, благо у Россини и Верди их хватает, какие-нибудь Битва при Керженце, Путешествие Зигфрида по Рейну, штук шесть арий + дуэт из Травиаты. На бис - Стретта Манрико. Все счастливы.
Здесь мне даже как-то не хочется особо выделять кого-бы то ни было. Римского, разве что. Его ориентализмы. Свитезянка. Гонец. Можно перечислять все романсы.
Пожалуй, отмечу один минус - выйти петь Редеет облаков с пюпитром, вцепиться обеими руками в этот пюпитр. Что же тут сложно запомнить? Музыкальную ткань? Слова? Позорище просто. И, естественно, если певец не свободен в тексте, так он и в пении не свободен.
А вообще-то все молоды, будучи участниками МОП, ориентированы на постоянное внимание к своим появлениям на публике. Видимо, их хорошо готовили.
Обещали еще один Римский концерт, осталось у него, что попеть.
Вот еще - все концертмейстеры были хороши: и сам Покидченко, и хрупкие юные дамы не хуже Лии Могилевской (их всех сложить - одной Полян не получится). А фортепианная партия у Р-К большей частью посложнее Глинковской. Помню, как у мамы кто-то пел Звонче жаворонка пенье, она его какое-то время подолгу репетировала.
Под катом изложена концепция программы. С сайта Большого
Приношение Николаю Римскому-Корсакову
В этом концерте принимают участие все артисты Молодежной оперной
программы Большого: сопрано Руслана Коваль, Екатерина Морозова и Кристина
Мхитарян, меццо-сопрано Александра Чухина, тенора Павел Валужин, Богдан
Волков и Арсений Яковлев, баритоны Александр Киреев и Андрей Морозов, басы
Александр Рославец и Даниил Чесноков, а также солистка оперной труппы,
выпускница Молодежной оперной программы 2013 г., лауреат I Международного
конкурса им Н. Жиганова в Казани меццо-сопрано Юлия Мазурова.
Автором концепции и музыкальным руководителем концерта является композитор,
пианист и концертмейстер заслуженный артист России Александр ПОКИДЧЕНКО,
успешно сочетающий деятельность «академического» и джазового музыканта.
Партию фортепиано также исполнят лауреат международного конкурса им.
М. Юдиной, концертмейстер Академии хорового искусства им. В. Попова Валерия
ПРОКОФЬЕВА и концертмейстер Молодежной оперной программы, лауреат
всероссийского конкурса Елизавета МАЛАШЕНКО.
Программа концерта выстроена как антология романсового наследия автора
«Снегурочки» и «Царской невесты». В творчестве Римского-Корсакова работа
над камерно-вокальным жанром, как правило, предшествовала созданию крупных
произведений, а порой свидетельствовала об изменении стиля, поиске новых
выразительных средств.
Время сочинения романсов соч. 3, 4 и 7 (1866-67 гг.) связано с интенсивным
поиском творческой индивидуальности, а «Еврейская песня» из соч. 8
(1870 г.), созданная в разгар работы над «Псковитянкой», уже вызывает
огромный восторг у Владимира Стасова, разглядевшего в этом «страстном
и увлекательном» романсе наступление художественной зрелости (к этому
времени относится и романс «Когда гляжу тебе в глаза», опубликованный
позже, в соч. 25).
Два последующих романсовых опуса (26 и 27) относятся к 1882-83 гг. и вновь
отражают напряженный внутренний поиск композитора, стремившегося избежать
самоповторения после уже достигнутых высот.
Подлинной вершины в этом жанре композитор достигает во второй половине
1890-х гг. - последний раз обращаясь к камерно-вокальной лирике, он создает
новый для себя тип романса. Римский-Корсаков называл эти опусы
«музыкальными эскизами к «Царской невесте», поразившей современников
лирико-драматической экспрессивностью вокальных партий. Многие из них
(«Дробится, и плещет, и брызжет волна...», «Когда волнуется желтеющая
нива», «Шепот, робкое дыханье...», «Редеет облаков летучая гряда», «Звонче
жаворонка пенье», «Поэт», «Анчар», «Ненастный день потух» и другие)
принадлежат к высшим достижениям русской вокальной музыки и уже более ста
лет входят в золотой репертуарный фонд.
Есть и среди них, однако, полузабытые произведения, редко украшающие
сегодня концертные программы (вокальный цикл «У моря» соч. на стихи А.К.
Толстого соч. 46 - в этот раз он прозвучит целиком). Помимо выше названных,
в концерте будут исполнены и те романсы, что относятся к самым первым
опытам композитора в этом жанре (соч.2), написанные 21-летним
Римским-Корсаковым «в подражание Балакиреву» - «Пленившись розой, соловей»
и «Щекою к щеке ты моей приложись».
Надгробие Н. А. и Н. Н. Римских-Корсаковых в Александро-Невской лавре
(автор - Н. К. Рерих)