ТРЕТЬЯКОВКА. ДЖОТТО. СЕРОВ

Mar 18, 2012 16:26

Совершенно неожиданно за несколько дней до закрытия обнаружила, что в сорока минутах езды висит Джотто. Ну да, TV не смотрю. И почти как всегда - что-нибудь да происходит. То бывшие студенты попадаются, то ректор, на этот раз - брат любимого автора. А для начала - такие красивые теперь билетики:



Италианца, прямо скажем, немного, тем не менее:



Нет-нет, я не фотографировала в зале. Откуда взялись картинки - чуть позже.

Всё привезли в рамках года Италии в России и аллаверды. Предыдущая картинка - Мадонна с младенцем. 1299. Дерево, темпера, золото. Музей церкви Санто-Стефано аль Понте (Епархиальный музей), Флоренция. На следующей картинке покрупнее чуть:



Фрагмент:



Не буду повторять всего, что понаписали искусствоведы. В конце дам ссылку, где и соответствующий текст, и крупнее снято. А меня поразило, какие все лица - неевропейские. На мой взгляд.

А теперь второе, что привезли. Полиптих из церкви Санта-Репарата. Около 1305. Музей Дель Опера ди Санта-Мария дель Фьоре. Пишут, что строительством Собора с 1331 по 1337 руководил Джотто. Та сторона, которую сейчас увидите, была обращена к прихожанам. Вот она:



Здесь наиболее почитаемые во Флоренции святые. Слева направо:



У предыдущего, в зеленом, а особенно следующего, извините за банальность, совершенно миндалевидные глаза. Не знаю, насколько удастся рассмотреть это на картинке:



Богоматерь с Младенцем:



Правая часть:






Дальше - оборотная сторона, которая была обращена к священству во время литургии:



На следующей картинке, конечно, не видно, какие там потрясающие цвета. Пурпурные под плащом. Складки какие замечательные:



Иоанн Предтеча:



Благовещение. На редкость аскетичное. Отстраняющий жест. И удивительный Архангел. Одновременно и стоит одной стопой и полное ощущение движения:



Дальше Преподобная Мария Египетская, укрытая своими златыми власами. Если посмотрите ссылку, там написано, что примерно справа от ее левой коленки карикатура. На снимке ее разобрать нельзя. Нацарапано позже. Кстати, такое же позднее хулиганство и на практически черных вертикальных штрихах поперек глаз Девы в Благовещении. Так вот Мария Египетская:



Самый крайний справа фрагмент:



В 1993 году в галерее Уффици был взрыв, осколком повредило этот полиптих. И именно после реставрации его и атрибутировали окончательно.

Последний снимок кривоватый, но самый, по-моему, четкий:



Одновременно в зале находилась экскурсоводка с детишками. Ну да, конечно, хорошо, что развиваются.

Здесь Джотто из Лувра. Надеюсь, автор поста не будет в претензии, что окажется по соседству.
http://raf-sh.livejournal.com/892469.html#cutid1

А здесь - обещанная ссылка на текст и фотографии, там их десять штук:
http://www.rg.ru/2011/12/21/jotto.html

На том же этаже в залах выставок графика Валентина Серова. Еще повисит до середины мая. Не только сам Серов, но есть и портреты его работы Матэ, Репина, если не ошибаюсь, Врубеля. В столах совсем крохотные альбомчики, которые можно сунуть в карман брюк. На стенах много чего часто показываемого, но есть и работы, которые первый раз видела. Да что я, некоторые более продвинутые друзья - тоже впервые. В частности, висит эскиз живописного портрета Генриетты Гиршман. Чуть тронутый акварелью, совсем чуть. Намечено изображение Серова в зеркале. Кроме того рядом висят два ее портрета. Первый, 1904 года, порван. Написано, что реставрирован Гиршманом. Стала присматриваться, порван на 16 кусочков, вот прямо видишь, как порвали посередине, сложили, еще раз, потом в другом направлении. И со злостью бросили на пол. Запомним!

Не буду перечислять всего, что хочется. Хотя нет, эскиз к Европе. Кстати, там в подписи написано: Кора. Я некоторое время назад искала по всяким мифологическим словарям и поисковикам, что это имя значит (почему-то предполагала, что какая-то типа наяды, ничего не нашла, решила, что приснилось). Выходит, что не приснилось, но так пока и не разобралась. Навзикая есть.

К сожалению, все те же детки все с той же экскурсоводшей повышали свой культурный уровень в тех же залах. Такой одухотворенно-возвышенный тип дамы, взыскующей духовного. Изящные жесты, совершенно определенные интонации, подобные можно услышать от теток (не буду называть), которые ведут музыкальные воскресные концерты для юношества. Уходя, столкнулась со смотрительницей, которая от греха присматривала за детьми. «Не повезло», - пожаловалась я. «Ну ничего, не закрывается, можете еще раз придти». Слово за слово разговорились. И тут-то она мне и подарила это издание о выставке Джотто, из которого я нафотографировала картинки.

Она рассказала, что такого открытия выставки не видела. Музей был в этот день закрыт. Понаехали тут всякие высокие лица, охрана, Кирилл. Концерт.

А вот и еще что рассказала. Оказывается, этот порванный портрет Гиршман-муж (она там с черным бантом в волосах, с поясом поперек блузы, на соседнем портрете примерно такой же величины, 1905 года, в свободной блузе) по кусочкам по-до-брал, повез в Париж и отдал реставрировать. Почему в Париж, ведь и в Москве были вполне достойные реставраторы? Потому что если бы до ушей Серова хоть донесся бы звук об этом, все отношения бы резко оборвались.

Всем очень советую идти смотреть на Серова, редко когда так много из запасников достают.

Третьяковка, музеи, живопись, графика

Previous post Next post
Up