БОНН. КЛАДБИЩЕ. ШУМАН. КЛАРА. БЕТХОВЕНСКАЯ МАТЬ

Sep 19, 2014 00:37

Оригинал взят у cleofide в Кладбищенские старожилы
Очутившись в Бонне, я первым делом отправилась на кладбище.
В прошлый приезд как-то не получилось - жила я совсем в другой стороне. А на сей раз нас поселили в отеле "Консул" на Оксфордштрассе, откуда до Старого кладбища - вход с Борнхаймерштрассе - пару минут пешком.



Моей главной целью было вот это надгробие...
Да, в центре, между двумя кипарисоподобными можжевельниками над аккуратненькой, с розочками, могилкой.



"Здесь покоится мать Бетховена Мария Магдалена Бетховен, урожд. Кеверих, умерла 17 июля 1787.
Она была мне такой доброй, любящей матерью, моим лучшим другом".

Курсивом в переводе выделены слова 16-летнего Бетховена из его письма к советнику Шадену в Аугсбурге, у которого юноша, оставшийся по дороге из Вену в Бонн без гроша, одолжил некоторую сумму денег - в письме он объяснял, по каким печальным причинам пока что не смог выплатить долг.




Место захоронения Мариии Магдалены было обнаружено относительно недавно, и надгробие, как нетрудно заметить, отнюдь не старинное. Внизу оно украшено эмблемой Дома Бетховена в Бонне. Видимо, музей опекает могилу.
Вот как она выглядит со стороны, если идти по аллее. Место - у кладбищенской стены, за которой идет обычная городская жизнь.




Я-то думала, сделаю пару кадров и пойду гулять вдоль Рейна.
Но кладбище не отпускало. Здесь похоронено немало известных людей или, по крайней мере, носителей громких фамилий.
Недалеко от Марии Магдалены - памятник сыну Шиллера, Эрнсту, и вдове поэта, Шарлотте фон Шиллер.

Очень трогательные надписи.

"Должен ли я брести по сумрачному пути? Со страхом признаюсь: да. Но я охотно пойду по нему, если он приведет меня к истине и справедливости! [цитата из стихотворения Шиллера "Гений"]

Здесь покоится прах Эрнста фон Шиллера
Род. в Иене 11 июля 1796, умер в Филихе 29 мая 1841 [Филих - городок недалеко от Бонна, на другом берегу Рейна]

Сердечную доброту, справедливый ум и ясность духа он унаследовал от своего великого отца,
его последним желанием было покоиться рядом с могилой его матери.

Внизу - эпитафия матери:

Здесь покоится вдова Фридриха фон Шиллера, урожденная Шарлотта фон Ленгефельд.
Умерла 9 июля 1826.




Не все надгробия хорошо сохранились. Некоторые не сохранились совсем (между тем, было бы естественно предположить, что другие родственники Бетховена тоже похоронены на этом кладбище, где же ещё?), другие обветшали так, что буквы читаются с трудом...

В те времена далеко не каждому покойному ставили памятник. Иногда плита с надписью помещалась на стене кладбища.
Вот кто она, эта Каролина?.. Имя прочитать можно. Надгробие явно старое. Фамилию я уже разглядеть не берусь, а даты совсем стёрлись...




А тут всё в порядке: плита подновлялась, поскольку после первого умершего, "органиста-виртуоза и композитора Франца Йозефа Момпура", в могиле хоронили и других членов семьи.
С этой семьей семья Бетховенов довольно близко общалась - они жили неподалеку друг от друга. Фамилия их писалась по-разному - Муммбаур, Момбур, Момбауэр. Иоганн ван Бетховен приятельствовал с отцом семьи, Бартоломеусом Момпуром, который умер 28 июня 1782 года (всего через месяц после рождения упомянутого на этой плите сына). Где лежит Бартоломеус - боги ведают. Тоже, возможно, где-то тут рядом.

Готфрид Фишер, сын булочника, у которого Бетховены снимали квартиру в доме на Рейнгассе, рассказывал забавный анекдот о том, что Момпура-старшего часто просили настроить фортепиано Бетховенов, и посылали к нему служанку, Марию Катарину, чтобы попросить об очередном визите. Девица влюбилась в Момпура и однажды решила сбегать к нему украдкой, принарядившись в платье госпожи (Марии Магдалены ван Бетховен) и оставив на кухне жаркое, присмотреть за которым попросила Людвига, который сидел в своей комнате и занимался. Естественно, тот напрочь забыл про жаркое, и оно сгорело.




Ну разве можно так просто уйти из такого интересного места?..
Я долго бродила, читала надписи, искала знакомые фамилии...

Кое-кого и искать было не надо - в схеме у входа обозначены могилы самых интересных для посетителей исторических лиц.
Франц Антон Ксавер Рис, боннский скрипач, учитель и сослуживец Бетховена, прожил невероятно долгую для того времени жизнь: 10 ноября 1755 - 1 ноября 1846. Сын этого Риса, Фердинанд, был учеником Бетховена, и тот, когда юноша впервые у него появился, сказал ему: "Напишите вашему отцу, что я никогда не забуду, как умирала моя мать". Рис-старший тогда оказал осиротевшей семье всю возможную помощь (а у него самого была куча детей).
Мария Терезия Рис, которая покоится под этим же камнем - дочь Франца Антона, и вообще-то ее звали Элеонора Терезия, а потом она сама себя начала звать Валентиной Терезией. Видимо, в свидетельстве о крещении была целая обойма красивых имён.




Ещё одна фамилия, связанная с Бетховеном - Зимроки.
Не знаю, где покоится валторнист и издатель Николаус Зимрок, с которым Бетховен сначала играл в одном оркестре, а потом вел деловую переписку из Вены (у Зимрока, в частности, вышла в свет "Крейцерова соната" ор. 47). Общался Бетховен и с его сыном Петером, которого тут тоже нет. А его младший брат Карл - вот он, пожалуйста, даже с профильным барельефом.




И так неожиданно было увидеть между немецких имен и фамилий надпись на русском языке... Не без ошибки, конечно. Но повеяло чем-то искренним и пронзительным.







Как я выяснила потом, Аркадий Николаевич Алфёров (1814-1872) было довольно известным коллекционером произведений изобразительного искусства. Он умер в Бонне, а коллекцию свою завещал Харьковскому художественному музею (он был родом из-под Харькова).

В общем, на Старом кладбище что ни надгробие, то какой-нибудь незаурядный человек.

Иоганн Якоб Нёггерат (1788-1877) - известный немецкий геолог.
О нем есть статья в немецкой Википедии и краткие заметки в русских словарях.




Доктор В.Буш, его жена и дочь...
Почему-то я снимала этот памятник без подробностей. Там занятные рельефы, иллюстрирующие врачебную деятельность Буша.




Памятник солдатам, погибшим во франко-прусской войне 1870-71 годов.
"Все они приняли смерть за отечество", - гласит надпись на лицевой стороне, а сбоку можно прочесть конкретные имена.




Примерно в центре кладбища стоит церковь. Это не готика, а романтический 19 век.




Но, как можно прочитать сбоку, церковь поставлена на том же месте, где стояла прежняя, основанная еще в 13 веке.




Так что по крайней мере место - аутентично. Здесь отпевали всех, чьи надгробия мы видели.




Но едва ли не самое красивое и затейливое изваяние находится над могилой Роберта и Клары Шуманов.




Памятник Роберту был воздвигнут в 1880 году "друзьями и почитателями" еще при жизни Клары.




Клара же, умершая в 1896 году, скромно примостилась у подножья монумента. Согласно ее воле, она похоронена рядом с мужем, хотя умерла не в Бонне, а во Франкфурте.




Женская фигура (Муза?), взирающая на Шумана, чем-то напоминает Клару.




И совершенно очаровательны ангелочек и феечка по бокам.







Гуляя туда-сюда, я вдруг услышала сердитое "цок-цок-цок!" и увидела пару огненно-рыжих белок, подбиравших с земли орехи.







И тут у меня широко раскрылись глаза. О, белок достаточно и в наших краях. Пусть и не такого отчаянно огненного окраса. Но - деревья!.. Какие деревья!..
Фото не передают их грандиозности, потому что вблизи объект не помещается в кадр, а издали не выглядит настолько огромным.




Разве что масштаб сравнения поможет составить впечатление об этих невероятных кладбищенских старожилах...










Мороз по коже, когда подумаешь, что эти древесные существа и сущности были свидетелями всех происходивших тут погребений, всех плачей и слов, всех метаний и молитв... А поскольку некоторые растут в непосредственной близости от могил, то... уж не впитали ли они часть человеческих воспоминаний, закодированных в хитроумных геномах, не подлежащих окончательному уничтожению?..







Базаров в романе Тургенева ёрничал, что из него будет расти лопух. Ну, из кого - лопух, а из кого - дуб, кедр или платан... Чем плохо?



Бонн, Германия, композиторы, Бетховен, кладбища, белки, Шуман

Previous post Next post
Up