2014.09.06. ЗАЛ ЧАЙКОВСКОГО. ШУМАН. МОЦАРТ

Sep 07, 2014 01:51

Абонемент 15

ОТКРЫТИЕ VI БОЛЬШОГО ФЕСТИАЛЯ РНО


Дирижер и солист - Михаил ПЛЕТНЕВ

Роберт ШУМАН (1810 - 1856) - Увертюра к опере «Геновева» (1848)



Вольфганг МОЦАРТ (1756 - 1791) - Концерт № 8 для фортепиано с оркестром (1776)

Роберт ШУМАН - Симфония № 1 («Весенняя») (1741)

Опера - единственная у Шумана. Рыцари, оболганная героиня, мученица. Муж отправляется воевать Гроб господень, поручает ее заботам друга, наветы... Выше - портрет героини. Первые три представления состоялись в Лейпциге, успеха не имели, после чего автор закаялся писать оперы. Отдельные постановки буквально, видимо, по пальцам можно посчитать. А Увертюра - не надо задумываться над этими жуткими рыцарскими рыцарствами, а предаваться просто музыкальным радостям.

После Увертюры Плетнев как-то медленно передвигался по сцене, думаю, переключался с одной стези на другую. Вообще-то я терпеть не могу, когда солист заодно и дирижирует (Кот Матроскин: я еще и шить могу), сидит спиной к залу, временами привстает и через рояль перегибается к оркестру. Слышала я так Ашкенази и Баренбойма. Ничего хорошего. А тут появился какой-то дирижер, не обозначенный ни в одной программке, слышно было, что Владислав, а фамилию никто из окружавших не расслышал. Возможно, Плетнев сам и собирался дирижировать, а тут как-то переигралось. Я очень давно слышала Плетнева за роялем, надо сказать, что гораздо стал интереснее. Такой просветленный.

Ну, а симфония (тоже впервые слышу) - замечательно звучат все медные: валторны, тромбоны, трубы. Солирует флейта. Частей сколько надо, но вторая непосредственно переходит в скерцо. Вообще публика к открытию сезона подобралась удивительная: ни в концерте, ни в симфонии ни одна душа не попыталась аплодировать. Может, проняло.

Вообще все удачно сложилось: купила билеты на «Майскую ночь» и на еще один концерт с «Шехеразадой». Башметовский оркестр, но дирижирует Олли Мустонен .

Да еще и в «Чайковском» появился новый грузинский зал - там, где в советские еще времена был буфет. Копченый сулгуни, хачапури, кучмач и Мукузани помогли отметить начало нового концертного сезона. Есть у меня подруга, которая отвергает такие подробности в записях о концертах. Потом расскажет устно, чем угощалась после концерта в БЗК.

ПАНЕГИРИК РНО

Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетневым. За свою почти четвертьвековую историю коллектив обрел международную известность и безусловное признание публики и критиков. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе журнал о музыке Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр сотрудничал с ведущими мировыми исполнителями, такими как Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Гидон Кремер, Ицхак Перлман, Пинхас Цукерман, Вадим Репин, Евгений Кисин, Дмитрий Хворостовский, Максим Венгеров, Белла Давидович, Джошуа Белл и многими другими. С РНО выступают лучшие дирижеры современности: Семен Бычков, Инго Метцмахер, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО. «Декабрьский Брамс в исполнении Светланова и Российского национального оркестра звучал как завещание», - писал обозреватель газеты «Коммерсант». Один из самых выдающихся дирижеров наших дней, маэстро Кент Нагано так отзывается об оркестре, с которым ему неоднократно доводилось работать: «У РНО вы чувствуете ярко выраженный характер, своей игрой оркестр напоминает вам о том, что русская культура - одна из самых великих в мире. Да, они играют блестяще, да, они высокие профессионалы, да, в оркестре много отличных солистов, но за этим есть и нечто большее: традиция великой культуры, которая слышна в их игре».

О весомом вкладе РНО и Михаила Плетнева в современную российскую культуру свидетельствует тот факт, что оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрел государственный статус.

Коллектив регулярно выступает в лучших залах столицы как под управлением художественного руководителя Михаила Плетнева, так и с приглашенными дирижерами.

РНО - участник знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года коллектив дал в Беслане Мемориальный концерт памяти жертв теракта и стал первым, кто после трагедии выступил там по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне оркестр дал благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военной операции натовских войск в Югославии. Подводя итоги года, авторитетный сербский журнал NIN опубликовал рейтинг лучших музыкальных событий, в котором концерт РНО занял вторую строчку - как «один из самых незабываемых концертов, прозвучавших в Белграде за последние несколько сезонов». Весной 2010 года оркестр стал главным участником уникального международного проекта «Три Рима». Инициаторами этой крупнейшей культурно-просветительской акции выступили Русская Православная и Римско-Католическая Церкви. Она охватила три важнейших для христианской культуры географических центра - Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием проекта стал концерт русской музыки, состоявшийся в знаменитом зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане, вмещающем пять тысяч человек, в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI.

Сезон 2013/14 был отмечен серией крупных международных проектов с участием оркестра, прошедших как в России, так и за ее пределами. В феврале 2014 года концертом РНО под управлением Михаила Плетнева в Милане официально открылась российская часть перекрестного Года туризма Италии и России. В апреле РНО и Московский Синодальный хор выступили в одном из самых необычных католических соборов мира - Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне. В концерте, приуроченном к празднику Святой Пасхи, в этом году праздновавшейся православными и католиками в один день, прозвучала оратория Митрополита Илариона «Страсти по Матфею». В проекте приняла участие блистательная звезда мировой оперной сцены меццо-сопрано Веселина Казарова. В рамках перекрестного года культуры России и Великобритании в мае РНО выступил с двумя концертами в Школе Стоуи (Stowe School) в Бекингемшире - старейшей частной школе Британии. Концерты РНО были приурочены к празднованию по случаю открытия новой музыкальной школы Stowe и инаугурации концертного рояля Steinway. В июне РНО во главе со своим художественным руководителем и главным дирижером Михаилом Плетневым открыл свой новый грандиозный проект - первый фестиваль музыки Сергея Рахманинова. Четыре концерта фестиваля прошли в музее-усадьбе в деревне Ивановка Тамбовской области - священном месте для мировой музыкальной культуры: в Ивановке великий русский композитор бывал ежегодно в течение почти тридцати лет, и именно здесь им были задуманы, созданы или доработаны все самые значительные сочинения. Фестиваль в Ивановке решено было сделать ежегодным.

Совместно со всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими звукозаписывающими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более восьмидесяти альбомов. Многие работы получили международные награды. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории российских симфонических коллективов, получившим самую престижную музыкальную награду - премию «Грэмми». Записи оркестра большими тиражами расходятся по всему миру, а также постоянно становятся лидерами экспертных рейтингов. Так, запись вокально-симфонической поэмы «Колокола» Рахманинова была признана авторитетным британским музыкальным изданием Classic FM Magazine «одним из самых прекрасных исполнений, которые когда-либо были представлены в записи». А запись музыки к балету «Спящая красавица», осуществленная Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнева, по версии Би-Би-Си является четвертой в рейтинге самых слушаемых записей классической музыки за последние семьдесят пять лет.

По мнению многих зарубежных музыкальных критиков, на сегодняшний день РНО является лучшим симфоническим коллективом нашей страны: «Большой блеск и рафинированность Российского национального оркестра позволили ему занять место главного симфонического коллектива России» (Chicago Classical Review, 2011»).

Зал Чайковского, Моцарт, музыка, Шуман, дирижеры, опера, концерты

Previous post Next post
Up