«МАНИФЕСТА». ХРУЩЕВКА В ЭРМИТАЖЕ

Jul 01, 2014 15:43

Наша корреспондентка в Санкт-Петербурге Виолетта Рябко не просто посетила "Манифесту", но и стала в буквальном смысле соучастником создания инсталляции японского художника. Работа Тацу Ниси рискует стать самой популярной на европейской биеннале современного искусства, которая открыла свои двери для публики в Питере 28 июня.



Хрущёвка по версии Тацу Ниси, вид изнутри. 2014 год, Санкт-Петербург, Эрмитаж

Инсталляция Тацу Ниси (Tatzu Nishi) - это "Манифеста" для масс". Ведь японскому художнику удалось осуществить то, о чем мечтает любой российский обыватель: поместить шикарную эрмитажную люстру в маленькую хрущёвку.

Накануне открытия "Манифесты", которая распахнула свои двери для широких масс 28 июня и продлится до конца октября, многие критики говорили, что проводить европейскую биеналле современного искусства в России нелепо: привычная публика не сможет приехать из-за сложностей с получением визы, а обычному россиянину она не сдалась.



''Избушка'', которую Тацу Ниси соорудил вокруг эрмитажной люстры. Вид снаружи

Однако если ракушечная дама Катарины Фрич (Katharina Fritsch) в царских будуарах или "уютный секс" от Николь Айзенман еще как-то могут "напугать" петербуржцев и прочих россиян, то инсталляция Тацу Ниси должна понравиться любому обывателю. Сколько помню я всех своих родственников, приезжавших в Петербург, после посещения Эрмитажа каждый из них говорил: "Какая красота, вот бы ее домой".

В Петербурге Тацу Ниси использовал свой знаменитый авторский прием: постройка временного дома вокруг исторического объекта, к которому люди обычно не могут подойти близко. Так, в 2012 году гостиничные номера выросли вокруг памятника Колумбу на Манхеттене и вокруг статуи льва в Сингапуре.



На диване без покрывала...

В Эрмитаже Ниси сначала хотел соорудить огромный отель с внешней стороны Зимнего, но, не получив разрешение, согласился и на внутренние царские покои. Здесь он воссоздал типичную квартиру 1970-80-х годов. Скажу больше: войдя во внутреннее помещение инсталляции, я попала в квартиру своей бабушки, где разве что люстра раздулась до огромных размеров, выпив волшебный эликсир из "Алисы в стране чудес". Когда-то у нас был такой же диван, в похожем серванте стояли похожие бокалы. Трельяж и вовсе по сей день мозолит мне глаза. И выкинуть жалко, и даже на Avito никто на него не зарится.

"Эрмитаж - это бывший дворец. Здесь показывают шикарные, большие и очень дорогие вещи. Все очень серьезно. Мне хотелось показать контраст между богатством, роскошью и нормальной, обычной жизнью людей", - комментирует художник свою работу.

Накануне открытия в обустройстве "манифестантской" квартиры приняла активное участие музейная смотрительница, ведь для нее на ближайшие четыре месяца инсталляция станет в каком-то смысле домом. "Вот, например, почему диван без покрывала? Так он может выглядеть только, когда человек собирается стелить постель. Книги должны стоять в один ряд, а статуэтки стоять перед ними", - постоянно просит она меня перевести для Тацу свои ценные замечания.



Хрущёвка по версии Тацу Ниси. Деталь интерьера с ''бабушкиными'' штучками

Я тоже заражаюсь лихорадкой подготовки и намерена снабдить инсталляцию японского художниками своими идеями из прошлого моей бабушки. Ночью сижу среди коробок со старыми вещами и фотографирую для Ниси хрустальные вазочки, жестяные коробочки, матрешек и накрахмаленные салфетки. Вокруг меня - странное богатство с "тэгами", ныне уже не актуальными: "из ГДР", "из Чехословакии" и "тетя Нюся передала из Твери". Весь этот мир, в котором еще стирали и хранили пластиковые пакеты, стояли в очередях за сервантами и вешали ковры на стены.



Тацу Ниси

"Обычные люди - это самые интересные зрители для меня. Они редко ходят в галереи, поэтому я создаю свои работы на улице или в популярных музеях, где их можно застать чаще", - комментирует Тацу.

Я думаю о том, что этот объект, оставаясь высшим пилотажем современного искусства, пожалуй, может стать "Манифестой" для обывателей", причем в хорошем смысле этого слова. Он соединил в себе все родное для русского человека: все эти баночки, скляночки старосветских помещиков, понятные без трех листов объяснений, прикрепленных где-то рядом.

Отсюда:
http://www.dw.de/%D1%85%D1%80%D1%83%D1%89%D1%91%D0%B2%D0%BA%D0%B0-%D0%B2-%D1%8D%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B6%D0%B5-%D0%BD%D0%B5-%D1%82%D0%B0%D0%BA-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%88%D0%BD%D0%BE-%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D0%BC%D1%8F%D1%82/a-17744075

dw, Япония, Санкт-Петербург, художники, выставки, Эрмитаж

Previous post Next post
Up