Мемориал Верди в Парме
АИДА (первая постановка: Каир, 1871 г.)
Джузеппе ВЕРДИ (1813 - 1901)
Автор либретто А. ГИСЛАНЦОНИ
Музыкальный руководитель постановки и дирижер - Феликс КОРОБОВ
Режиссер-постановщик - Петер ШТАЙН
Художник-постановщик - Фердинанд ВЕГЕРБАУЭР
Художник по костюмам - Нана ЧЕККИ
Хореограф - Лиа ТСОЛАКИ
Главный хормейстер - Станислав ЛЫКОВ
Художник по свету - Иоахим БАРТ
Аида - Анна НЕЧАЕВА
Радамес - Нажмиддин МАВЛЯНОВ
Амнерис - Лариса АНДРЕЕВА
Рамфис - Дмитрий УЛЬЯНОВ
Амонасро - Антон ЗАРАЕВ
Фараон - Роман УЛЫБИН
Жрица - Евгения АФАНАСЬЕВА
Гонец - Валерий МИКИЦКИЙ
Был большой ажиотаж перед премьерой. Можно сказать, что ожидания вполне оправдались. Спасибо режиссеру, не нагнали на сцену фашистов. Костюмы - замечательные. Очень эффектно выглядят жрецы, хотя, конечно, к египетским натуральным они мало отношения имеют. Но это абсолютно не раздражает. Как-то они, жрецы, крупнее выглядят, чем обычно. В том числе и Рамфис. Обычно смотрят в программку: кто поет обеих дам и Радамеса. Ну, и папу героини. Рамфис - так, скользят глазом. А здесь первые реплики (благодаря исполнителю, конечно) - не предварение к ждущейся Celeste Aida. Да и в дальнейшем: и звучит прекрасно, и актерски вполне.
Начать, конечно, следовало бы с увертюры. Замечательно начали, тихонечко так. Да вся она хорошо прозвучала. Просто за весь спектакль оркестру с маэстро можно спасибо сказать.
Тетеньки. На мое ухо, Нечаева была местами несколько пронзительна. Вообще мужчины понравились больше.
Мавлянов - ну, не Доминго (в конце есть запись с тьюба), но вот не пригласили никаких заграничных певцов, оказалось, что смогли справиться своими силами. И неплохо справиться. А уж этот Радамес и внешне на себя похож. Сразу уж и о костюме. Перед доблестным походом надевают на него красный плащ. Ну, и флаг колоссальный вручают. И меч, все как положено. Вот только не вполне понятно, зачем он этот победный плащ надевает на ночное свидание к Аиде. То есть потом становится понятно, зачем. Режиссеру пришло в голову, чтобы Рамфис, обнаружив измену, сорвал с него этот плащ. Но тут, как в икебане. Стоит отрубать все лишнее. Ну, пришло в голову, так совсем не обязательно все придуманное воплощать.
Так же как и придуманная идея: писать над занавесом во время чистых перемен что-то типа - "Смена декораций перед сценой у храма Вулкана". Во-первых, и так всем понятно, что когда только слегка зажигают люстру, - это еще не антракт. Кстати, Вулкан вроде был у римлян, а не у египтян.
Какие еще, с моей точки зрения, плюхи? Этот могильный камень, которым придавливают подземелье с Радамесом. Выглядит просто жутко. Какой-то блестящий синтетикой булыжник на колесиках (даже если не на колесиках, то выглядит именно так), который с легкостью накатывает парочка прислужников. Прямо видно, что ничего не весит.
А уж зачем было Амнерис над этим камнем вены себе резать, это уму непостижимо. Так любят режиссеры ужасу нагнать. В Большом в последней Кармен режиссер додумался, чтобы Хозе самозакололся. Кажется, я уже писала где-то, что Темирканов после этого на премьере не вышел на поклоны.
Еще. В сцене торжественного марша Царь с Амнерис сидят справа на возвышении. Обычно у них троны справа же, но внизу. Так-то оно, может, и неплохо. Но в конце сцены, чтобы все солисты оказались вместе, Царя сгоняют с трона и он вместе со всеми становится перед дирижером. Не то плохо, что перед дирижером, а негоже Царю мельтешить.
Но это так, то, что царапало. А вообще спектакль замечательный. Декорации в меру и лаконичные, и значительные. Очень хорошо смотрится Амнерис на фоне белой лестницы. Мечется тонкая фигурка. Аиду без конца щвыряют оземь то папа, то хозяйка, да и сама она неустанно к их ногам припадает. Амнерис, та просто ногами рабыню пинает. Кстати, вполне смотрится, что ни Аиду, ни Амонасро до посинения не намазали морилкой.
Смешные очень негритята, похожие на обезьянок. Мне как-то рассказывала одна пожилая дама, что в Дюссельдорфе эти мальчики были вполне голенькими, так что несмотря на возраст, она эту их голость прекрасно рассмотрела. Обычно на этих негритят смотришь и думаешь, когда же они закончатся и перейдет действие к героиням. А тут, то ли их подсократили, то ли они были достаточно динамичны.
И несколько слов о предыдущих Аидах. Последней была в предыдущем сезоне в концертном исполнении у Полянского. Где он как раз Арию Аиды и выкинул. Впрочем, все его концертные исполнения одна другой стоили.
До этого была где-то в начале 2000-х в Большом. Посереди сцены стояла пирамида, в которую все входили и выходили. Вроде бы по ней и снаружи вверх--вниз ходили. Прекрасно помню, как мы с незабвенным О. К. Б. шли с концерта Бородиной из БЗК по бульвару, он был еще вполне здоров, в светлом плаще и красном свитере. И дружно поливали грязью ту Аиду. Впрочем, он, конечно, много чего интересного рассказывал. Как жалко, что не осталось никаких после него записей.
Еще была в КДС Новосибирско-Паринско-Масочно-Курентзисовская. Она, кажется, Маску получила, но жуткая эта сцена с официантками в сцене с победой Радамеса так в глазах и стоит.
А вообще-то видела и с Соткилавой, и с Андгуладзе. Ну, и естественно, Галину Павловну видела-слышала. В прошлом сезоне в музее Большого были костюмы в постановках Верди. И было там это платье:
Дальше - обещанные Радамесы.
Паваротти из Венской оперы, 1984:
http://www.youtube.com/watch?v=l_eWsuMekSw Доминго из Хьюстонской оперы, 1987. С речитативом:
http://www.youtube.com/watch?v=5T2YOepsOYY&feature=em-share_video_user Тот же Доминго. Пожалуй, качество записи лучше:
http://www.youtube.com/watch?v=FO_HHlZMbYc&feature=em-share_video_user Здесь
http://tvkultura.ru/article/show/article_id/110804трехминутный клипик с канала "Культура". Немножко из-за кулис, немножко в фойе, немножко со сцены.
Здесь
http://operanews.ru/14041305.htmlподробная рецензия.
Рецензия Юлии Бедеровой из Коммерсантъ"а:
http://www.kommersant.ru/doc/2451329