К 175-летию СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МОДЕСТА ПЕТРОВИЧА МУСОРГСКОГО (1839 - 1881)
Модест Мусоргский - офицер Преображенского полка
I отделение
«Раёк» на стихи М. Мусоргского
Павел ЧЕРВИНСКИЙ(бас), Олег ЦЫБУЛЬКО (бас)
«Картинки с выставки»
Андрей ГУГНИН (фортепиано)
II отделение
«Где ты, звёздочка?» на стихи Н. Грекова (первая редакция)
Станислав МОСТОВОЙ (тенор)
«Но если бы с тобою я встретиться могла» на стихи В. Курочкина
Мария ЛОБАНОВА (сопрано)
«Сиротка» на стихи М. Мусоргского (вторая редакция)
Юлия МАЗУРОВА (меццо-сопрано)
«Гопак» на стихи Т. Шевченко в переводе Л. Мея
Маквала КАСРАШВИЛИ (сопрано)
Из вокального цикла «Детская» на стихи М. Мусоргского:
«На сон грядущий»
«В углу»
«Поехал на палочке»
Ольга КУЛЬЧИНСКАЯ (сопрано), Алина ЯРОВАЯ (сопрано), Маквала КАСРАШВИЛИ (сопрано)
«Забытый» на стихи А. Голенищева-Кутузова
Олег ЦЫБУЛЬКО
«По-над Доном сад цветёт» на стихи А. Кольцова
Олег ЦЫБУЛЬКО
«Светик Савишна» на стихи М. Мусоргского
Павел ЧЕРВИНСКИЙ
«Ах ты, пьяная тетеря» на стихи М. Мусоргского
Мария ЛОБАНОВА (сопрано)
«Еврейская песня» на стихи Л. Мея
Александра ЧУХИНА (меццо-сопрано)
«Много есть у меня теремов и садов» на стихи А. Кольцова
Олег ЦЫБУЛЬКО
Партия фортепиано: Семен СКИГИН, Павел НЕБОЛЬСИН, Сергей ИОРОВ
Прекрасные музыканты все, перечисленные в предыдущей строчке. И, если Скигин, обладатель всяческих титулов, уже знаком, то и совсем молоденький Иоров, и чуть постарше внук, судя по возрасту, дирижера, замечательны. Инструмент в зале звучит у них то мягко, то мощно, по-разному, но каждый раз это глубокий звук. В отличие от пианиста с его «Картинками». Вроде бы все на месте, а как-то сухо. В общем, на меня не произвел никакого впечатления.
Да, вот о чем рассказывал Скигин во вступительном слове. Он упомянул о том, что Модест Петрович похоронен в Александро-Невской Лавре рядом с Бородиным.
И упомянул, что в Википедии есть подробности об этой могиле. (На самом деле, сейчас проверила, в Википедии об этом нет). Так вот, якобы захоронили их обоих (с Бородиным) по смерти, а потом, в советское время, что-то там переархитектуривали и как бы их кости остались под автобусной остановкой. А памятники чинно-благородно поставили к таким же именитым. Но вроде бы Скигин от Е. Е. Нестеренко, который очень много души вкладывал в сохранение памяти о Мусоргском, слышал, что и под остановкой никаких костей нет. Их просто выкинули за ненадобностью. Ну, наверное, не стоит это комментировать.
«Раек». Очень давно не слышала. В 1964 г. был в Доме композиторов Конкурс вокальный, посвященный Мусоргскому, тогда пели. Гмыря, наверное, пел. Скорее всего, Нестеренко. Здесь они поделили его на двоих. Этакие ярмарочные зазывалы. Оба не только с голосами, но и артистичны. Так что получилось у них замечательно. Последний эпизод, с Евтерпой, закончили, преклонив перед Музой колени.
Нашла «Раек» с Нестеренко. Всего около 600 просмотров. Уму непостижимо! Вот он:
http://www.youtube.com/watch?v=bjND_69Buzk По поводу «Картинок» уже высказалась. Ноты вроде бы те, а радости никакой.
Ни тенор, ни Лобанова не понравились. Он показывал, какой у него голос красивый, а она тоже очень душу вкладывала. Это не ария. Не надо было тут предъявлть все свои вокальные возможности-красивости.
Никак не ожидала, что Касрашвили будет петь «Гопак». Звучит, как молоденькая.
А потом они устроили такое представление. Маквалу посадили впереди, чуть левее пианиста, поставили ей пюпитр и она пела за Нянюшку в этих трех номерах из «Детской», а Яровая в короткой как бы детской юбочке за Мишеньку. (Потом, на бис, Касрашвили спела это же с Кульчинской. У них такая уже традиция, на бис исполнить что-то то же другому.)
Лобанова как в первой вещи не понравилась, так и во второй.
Какой-то совершенно неожиданный «По-над Доном» получился у Цыбулько. Вообще-то он очень вырос с тех пор, как я его впервые услышала, наверное, уже года полтора назад. Но вот здесь вся эта середина с Машей - хотелось бы ее более камерной.
Жалко, что Червинский только два раза показался. В «Саввишне», ну, и прежде, в «Райке».
И, конечно, очень жалко, что не прозвучал в концерте Нестеренко. Он должен был петь, кажется, две средние вещи из «Песен и плясок». Это было за месяц, наверное, объявлено. Как и то, что инициатором всего концерта он был. И что уделяет много времени Молодежной программе. Но за два дня до концерта выяснилось, что петь он не будет. Пожелаем ему здоровья.
Прекрасно, что устроили этот зал, поскольку оркестр полноценный сюда втюхать невозможно, хоть здесь камерные вещи какие-то звучат.
Поскольку год юбилейный, можно рассчитывать, что еще что-то удастся послушать. Вообще-то синий том со всеми романсами Мусоргского - примерно 3 см корешок. Так что есть, что петь.
C сайта Большого
Тончайшие черты природы человека и человеческих масс, назойливое ковыряние в этих малоизведанных странах и завоевание их - вот настоящее призвание художника. «К новым берегам»! бесстрашно, сквозь бурю, мели и подводные камни, «к новым берегам»!
М. Мусоргский
Четверть века назад ЮНЕСКО объявило 1989 год годом Мусоргского. Во всем мире отмечали полуторавекевой юбилей композитора, творчество которого во многом преобразило представление об искусстве в целом и оказало столь сильное влияние на европейскую музыкальную культуру.
Долгим и непростым был путь его музыки на театральные и концертные подмостки, но сегодня «Борис Годунов», «Хованщина», «Картинки с выставки» и другие произведения прочно вошли в фундамент русской и мировой музыки. Без музыкальных драм Мусоргского невозможно представить себе и афишу Большого театра уже на протяжении более ста лет.
Однако юбилейный концерт будет посвящен камерным жанрам в творчестве композитора, не уступающим операм ни в яркой характерности, ни в глубине раскрытия образов, ни в драматургическом синтезе музыки и текста. Будет исполнен весь цикл «Картинки с выставки» в оригинальной фортепианной редакции, а также отрывки из вокальных циклов «Детская» и «Пляски смерти». «Народные картинки» - эти своего рода жизненные зарисовки в шекспировском духе на слова самого композитора («Семинарист», «Светик Савишна», «Озорник», «Сиротка») - будут соседствовать с лирическими романсами-монологами («По-над Доном сад цветет», «Много есть у меня теремов и садов», «Где ты, звездочка?», «Но если бы с тобою я встретиться могла»); злободневная, но и в наши дни не утратившая свежести музыкального колорита сатира «Раёк» - с трагической балладой «Забытый».
В концерте примут участие артисты Молодежной оперной программы Мария Лобанова, Ольга Кульчинская, Юлия Мазурова, Павел Червинский, а также солистка оперной труппы театра, народная артистка СССР Маквала Касрашвили, солист оперной труппы Олег Цыбулько и приглашенная солистка Алина Яровая.
Партию фортепиано (в вокальных произведениях Мусоргского по технической сложности и психологической выразительности она сопоставима со сложнейшими сочинениями романтического репертуара) исполнят профессор Высшей школы музыки им. Г. Эйслера в Берлине, художественный руководитель международного музыкального фестиваля в Дрездене, обладатель премии «Грэмми» Семен Скигин, концертмейстер оперной труппы театра, лауреат международных конкурсов Павел Небольсин и концертмейстер Молодежной оперной программы, лауреат международного конкурса Сергей Иоров.
«Картинки с выставки» прозвучат в исполнении молодого российского пианиста, лауреата международных конкурсов Андрея Гугнина.
P. S. От marklein получила ссылку на английскую Википедию. Там действительно есть все эти подробности о передвижении стены Лавры:
http://en.wikipedia.org/wiki/Modest_Mussorgsky P. P. S. Мусоргский - Обзор пьесы «Раек».
Знаменитый «Раек» с пестрыми сатирическими картинками, изображающими «превесьма важных музыкальных особей» во главе с «преславной» покровительницей - музой Евтерпой, мифологический облик которой деликатно олицетворял вел. кн. Елену Павловну. Остроумно использовав композиционный прием «скоморошьего представления», Мусоргский придал всей пьесе характер реальной небылицы в лицах.
Вначале выступает он сам в роли раешника, зазывающего «почтенных господ поглядеть на музыкальных воевод». Маленькое вступление звучит хлестко, в духе простонародной шутки-прибаутки. И вот открывается кунсткамера - показываются персонажи райка. В первой картинке изображен небезызвестный профессор Заремба, тогдашний директор консерватории, доктринер и догматик. «Расточая смертным глаголы непонятные», он важно поучает, что «минорный тон - грех прародительский» и что «мажорный тон - греха искупление». Облик Зарембы комично охарактеризован в музыке перефразированным хоралом из генделевой оратории «Иуда Маккавей». Смешной ужимкой звучат слова закосневшего теоретика о «минорном тоне - грехе прародительском» как раз на минорном проведении классической темы...
Перемена картины: бежит вприпрыжку «неугомонный Фиф», тоже старый знакомец - угодливый и беспринципный Феофил Толстой, или «Феофилыч», едко высмеянный еще Серовым. Заметим, что сей Фиф, подписывавший свои статейки эффектным псевдонимом «Ростислав», подвизался не только на музыкально-критическом поприще. Недаром в райке Мусоргского он иронически именуется «Фиф всесторонний». Обладая мизерными способностями и непомерным тщеславием, он старался выдвинуться чем только мог и как только мог: сочинял музыку по итальянской моде, певал в великосветских салонах душещипательные романсы, пописывал даже повести, для проталкивания коих в журналы беззастенчиво пользовался своим служебным положением в Цензурном ведомстве (не гнушаясь и литературными взятками). Он легко подлаживался к знаменитым писателям и художникам и при случае так же легко предавал их. Лев Толстой, раскусив Феофила, выразился о нем с грубоватой лаконичностью: «сукин сын». Одна, кажется, была у Ростислава-Фифа страсть, которой он оставался верен, - итальяномания, да и в ней он проявлял себя мелковато, банально. Тем не менее он пользовался влиянием «критика» и вредил, сколько мог, новой русской музыке. Надо все это припомнить, чтобы лучше понять тонкий смысл сатиры Мусоргского. В небольшой сценке райка Фиф изображен пошлым фигляром. Суетливое движение монотонного мотивчика (с нарочито фальшивящими интонациями) живо передает его вертлявость («Он всю жизнь вертелся, ну, и завертелся...»), а возникающий затем салонный вальс откровенно вульгарного пошиба обнажает всю пошлость натуры Фифа. С каким-то сладострастным самоуслаждением воспевает он в «вихре вальса» итальянскую диву Патти, то съезжая на мотив цыганского романса (средняя часть), то изливаясь патетической руладой (каденца: «О, о, Па, па, па, Патти!..»). Фигура для райка восхитительная.
Снова перемена и снова контраст. Плетется Фаминцын - тот самый «злейший враг новейших ухищрений», который однажды уже был обличен Мусоргским в «Классике». Теперь он удручен другою неприятностью; «бледный, мрачный, истомленный», он «молит смыть с себя неприличное пятно» - язвительный намек на судебный процесс, затеянный Фаминцыным против Стасова (весною 1870 г.). Оскорбленного жалобщика постигла неудача: «удар моральный понес, бедняжка...». Плачевное состояние вытащенного в раек Фаминцына-критика Мусоргский изобразил плачевной пародией на «одну из пьес» Фаминцына-композитора. В этом-то и «соль» сатирической сценки. Но, увы, она слабо воспринимается современным слушателем. Пьесы бездарного Фаминцына давным-давно канули в Лету.
В следующей сценке райка под звуки фанфар показывается разъяренный «титан» Серов: «он мчится, несется, метется, рвет и мечет, злится, грозит!..» - ему не предоставили почетного кресла в концертах, его не пригласили на торжественный обед, его не сделали директором Русского музыкального общества («Всех директоров долой! Он один их всех заменит»). Эта комическая бравада весело обыграна в музыке остроумными вариациями на... плясовую народную тему «Из-под дуба, из-под вяза» - тему песенки Княжого дурака в серовской «Рогнеде» («Ты мне, женка, не перечь...»).
Еще комичнее изображается музыкою, как титан вскипел - «и пошел, и пошел... прямо к ним, воеводам удалым» - на свирепый мотив хора язычников «Смерть ему» из первого действия той же «Рогнеды». Попав в компанию Заремб и Фифов, титан «тотчас же осерчал, с яростью на них напал и жестоко оттрепал», что прелестно иллюстрируется скоморошьей темой (опять из «Рогнеды»), гармонизованной низвергающимися уменьшенными септаккордами.
Сверкающая хлестким юмором сценка обрывается на кульминации. В самый разгар яростной схватки с музыкальными воеводами - «грянул гром!.. И тьма настала». Раек обволакивается мраком. И тут из тьмы, при сладостных звуках цитр (ироническое подражание в аккомпанементе), является, «лия ароматы», сама Евтерпа. Музыкальные воеводы поют ей «молебный гимн», усердно выводя мелодию песенки Княжого дурака («Из-под дуба, из-под вяза»). Эта злая аллегорическая пародия на вел. кн. Елену Павловну служит финалом необычайного сатирического представления.
http://glinka-capella.ru/mp-musorgskij/proizvedeniya/692-musorgskij-obzor-pesy-raek.html