Плакат Флорентийской постановки 1869 г.
Либретто Франсуа-Жозефа Мери и Камилля дю Локля
Перевод на итальянский Ашиля де Лозьера и Анджело Дзанардини
Миланская версия 1884 г.
Нотный материал издательского дома RICORDI
Дирижеры - Роберт Тревиньо, Джакомо Сагрипанти
Режиссер-постановщик - Эдриан Ноубл
Художник-постановщик - Тобиас Хохайзель
Художник по костюмам - Мориц Юнге
Художник по свету - Жан Кальман
Главный хормейстер - Валерий Борисов
Хореограф - Даррен Росс
Художник по гриму - Кемпбелл Янг
Ассистент режиссера-постановщика - Эльза Рук
Ассистент художника по костюмам - Элейн Гарлик
К 200-летию со дня рождения Джузеппе ВЕРДИ
Дирижер - Роберт ТРЕВИНЬО
ФИЛИПП II, король Испании (бас) - Дмитрий БЕЛОСЕЛЬСКИЙ
ДОН КАРЛОС, его сын, инфант Испанский (тенор) - Андреа КАРЕ
РОДРИГО, МАРКИЗ ди ПОЗА (баритон) - Игорь ГОЛОВАТЕНКО
ВЕЛИКИЙ ИНКВИЗИТОР, слепой 90-летний старец (бас) - Вячеслав ПОЧАПСКИЙ
МОНАХ (император Карл Y) (бас) - Николай КАЗАНСКИЙ
КОРОЛЕВА ЕЛИЗАВЕТА (сопрано) - Вероника ДЖИОЕВА
ПРИНЦЕССА ЭБОЛИ (меццо-сопрано) - Мария ГУЛЕГИНА
ТЕБАЛЬДО, паж Елизаветы (сопрано) - Алина ЯРОВАЯ
ГРАФИНЯ АРЕМБЕРГ, придворная дама (без речей)
ГРАФ ди ЛЕРМА (тенор) - Станислав МОСТОВОЙ
КОРОЛЕВСКИЙ ГЕРОЛЬД (тенор) - Богдан ВОЛКОВ
ГОЛОС С НЕБА (сопрано) - Венера ГИМАДИЕВА
Есть такая серия книжечек, издаваемых Российским историческим обществом, посвященных разным знаменитым людям России. Небольшие, но с достаточно обширным изобразительным рядом. Я их покупаю для детей. И вот, просматривая на следующий день после премьеры книжку о Шаляпине, натыкаюсь на такое:
«... в Неву на всех парах вошел бронированный крейсер "Аврора". В тот вечер я пел в Народном доме - как раз напротив царского дворца, на другом берегу Невы. Шла опера Верди "Дон Карлос", в которой я пел партию испанского короля Филиппа II. В тот самый момент, когда осужденные инквизицией узники проходили мимо короля и королевы, стены театра и мою бутафорскую корону сотряс гулкий пушечный выстрел. Мы поняли, что произошло что-то чрезвычайно важное, но что именно - этого мы не знали.
Первая мысль, пришедшая в голову моим несчастным подданным, охваченных паникой, была - была бежать от меня, со сцены и из театра, поэтому мне пришлось употребить всю свою "царскую власть", чтобы привести их в чувство.
- Любезные мои подданные! - воскликнул я, в сильном волнении снимая с себя корону. - Надеюсь, вы не собираетесь покинуть своего государя в столь грозный час? Да и что толку бежать? Темнота не спасет вас от пуль.
Вняв призыву своего государя, его подданные оставались с ним до конца спектакля...»
Фёдор Шаляпин
Вот такие бывают совпадения. Теперь - о спектакле.
Состав - почти весь очень неплохой. Полный спектакль с Гулегиной слышу впервые.
Вообще-то впервые услышала ее, когда она участвовала в конкурсе Чайковского в 1986 г. Вокруг нее тогда кругами ходили Зураб Соткилава и Паата Бурчуладзе (совсем в ту пору молоденький, получивший 1-ю премию на предыдущем конкурсе Чайковского и окончивший ту же, что и Гулегина, Одесскую консерваторию. Кстати, ее там вели сначала как контральто, потом как меццо, а уж затем как драматическое сопрано.) Тогда она пела в Минском оперном театре и выступала, уж не скажу точно, то ли как Мурадян, то ли как Гулегина-Мурадян. Как тогда умудрилась Архипова не дать ей 1-ю премию, уму непостижимо. 1-ю дали Наталии Ерасовой (не путать с Ерастовой), и где она теперь? Сразу за Мурадян шла Нина Раутио, которая потом хоть и пела какое-то время в Большом, но никаким таким богатым голосом не обладала. Да, музыкальная была. Затем несколько лет назад слышала МГ в концерте на сцене Большого Пааты Бурчуладзе. Принимали ее тогда, пожалуй, восторженнее, чем его.
Прекрасно прозвучала Песня о покрывале, ансамбли и Ария. Конечно, чисто сценически партия Эболи интереснее Елизаветы, так что неудивительно, что ей захотелось ее спеть. Она и актриса прекрасная. Раз уж пишу о ней, тут же: на поклонах после спектакля двое фрачных еле вынесли к ее ногам колоссальную корзину с несколькими наискось полосами разного цвета роз, а сзади торчало что-то непонятное - крест, перекрестье которого (все из роз помельче) было заключено в окружность. Может быть, был задуман скрипичный ключ, и именно таким он представлялся дизайнерам соответствующей цветочной студии? Вообще, естественно, цветов нанесли всем и много.
Родриго пел Головатенко, дуэт с Карлосом прозвучал очень хорошо, а дальше весь спектакль от него как-то звенело в ушах. Здесь он и Филипп II:
А это - Карлос:
Остальные первые партии (да тут практически все партии первые) прозвучали вполне достойно. Джиоева. Белосельский. Каре.
Сцена с шкатулкой.
Великий инквизитор, конечно, по объему партия поменьше, но все же не кушать подано. А Почапский... у него тембр Бомелия петь (знаю, знаю, что Бомелий тенор). Ничего хорошего я от него не ждала и не дождалась. Чего такому Великому инквизитору ручку целовать и на колени перед ним становиться - непонятно.
Кстати, это уж о костюме. Вообще-то все костюмы очень красивые. Ну, вот, например, сцена в саду, перед Эболи:
Несколько странноватые кюлоты у Карлоса, практически как у бакстовской Гиппиус, но я не специалист по испанским костюмам лохматого XYI в. А вот сутана Великого инквизитора, похоже, сшита из какого-то такого же легкого материала, что и у Бориса. Оно, конечно, певцу легче, чем если бы это был натуральный бархат, но из зала видно, что складки ложатся совсем не так, как должно. И у всех Маториных-Фурланетт.
Ну, и еще несколько смешных вещей, которые лезут в глаза. Что там по бокам сцены и в саду и в покоях? Может, рецензенты разъяснят, но пока никто не разъяснил смысла батареи в Лючии в Стасике. Вот френдесса назвала эти образования грязными сугробами.
Очень понравилась сцена с хором в аутодафе, а клетки: и несколько в ней, и большая с Карлосом, - выглядят за счет округлых кандибоберов наверху как птичьи:
Для чего-то в первой своей сцене Филиппу дали в руки тросточку (вспомнили, что часто он поет свою Арию, опираясь на круглый набалдашник полновесного посоха)? Поверить, что в следующих сценах помреж или кто там забыл - невозможно. Да и несподручно с тростью в руках обнажать шпагу.
А вот еще интересный оптический эффект. За счет очень резко скошенных верхних горизонталей в боковых проемах создается ощущение бесконечно далекого дальнего плана. Но как только сзади появляются сначала Джиоева, а потом Филипп, оказывается, что до центра сцены им достаточно пройти всего 8 шагов (посчитала на Филиппе).
Да, еще смешно: в сцене с фонтаном (?) по центру в какой-то момент начинает как на севере в Париже медленно падать редкий снег. Но падает так, что ложится на заднюю часть бортика, а передняя остается чистенькой, чтобы на нее мог присесть монарх.
Но это все так, что влезло в глаза. Вот еще одна сцена в саду:
А что касается ушей, то очень разочаровало звучание оркестра. К сожалению, уход Синайского все равно уже совершился, тут надо думать, кто согласится туда главным придти. Очень неприятно звучали медные (нет-нет, без киксов), pp вообще практически не было, как-то все приблизительно и... не знаю, мне имя дирижера ничего не говорит. Много ли, мало ли репетиций у него было, тоже не знаю. Но как-то с оркестром у него не сошлось. На мои уши , во всяком случае. Слишком приблизительно, слишком одной краской, слишком на одном звучании.
Чтобы закончить на хорошем, хор - прекрасно звучит. И двигается. Так что Борисову спасибо. Да и вообще спасибо, что поставили.
С САЙТА БОЛЬШОГО
Настоящий, исторический дон Карлос был далек от оперного героя: болезненный, психически неуравновешенный, агрессивный, неуправляемый. Совершенно не романтический облик инфанта описывает венецианский посол Джованни Соранцо: «Внешность у него скверная и неприятная, лицо скорее изнуренное, нежели бледное, он обладает меланхоличным и холеричным складом и с огромным трудом поддается влиянию».
Впервые дон Карлос воплотился в литературного персонажа в драме «Принц дон Карлос» Диего Хименеса (1625 г.). Затем последовала историческая новелла «Дон Карлос» Сезара Вишара Сен-Реаля (1672 г.) - именно здесь впервые возникла любовная коллизия Елизавета - дон Карлос. Этот далекий от исторических событий роман положил начало легенде о благородном доне Карлосе - пылком влюбленном, осознающим свой долг защитнике слабых, борце за свободу угнетенных - и стал литературным первоисточником для трех драматических произведений - трагедий «Дон Карлос» Томаса Отуэя (1676 г.), «Филипп» Витторио Альфьери (1783 г.) и «Дон Карлос, инфант испанский» Фридриха Шиллера (1787 г.). Именно последняя и послужила основой для оперы Верди.
Шиллер, наряду с Гюго и Шекспиром, - один из знаковых драматургов для Верди, по его пьесам написаны оперы «Жанна д’Арк», «Разбойники» и «Луиза Миллер» .Но когда в 1850 г. Верди предлагают еще один сюжет из Шиллера, он не сразу вызывает интерес композитора. Верди примет заказ директора Парижской оперы лишь через пятнадцать лет.
Среди опер Верди «Дон Карлос» - просто рекордсмен по количеству переделок. Первая редакция партитуры была закончена в 1866 г. Однако опера претерпела первые изменения практически сразу, даже еще до премьеры. В частности, в III действии был добавлен балет, а часть другой музыки сокращена - «большая опера» получилась настолько большой, что зрители, живущие в пригородах, не успели бы на последний поезд из Парижа.
Премьера состоялась 11 марта 1867 г. «Карлоса» восприняли неоднозначно и критики, и зрители. Были горячие поклонники, например, Джоаккино Россини, который писал издателю Рикорди: «Передайте Верди, чтобы он потребовал большой гонорар, будучи единственным композитором, способным сочинить настоящую "большую оперу", да простят меня остальные мои коллеги». А были и ярые противники, и среди них, к примеру, Жорж Бизе («Ни мелодии, ни акцентов... Верди больше не итальянец. Он хочет писать, как Вагнер... У него больше нет его недостатков, но и все свои достоинства он тоже потерял»).
Сам композитор иронизировал по этому поводу: «Наконец я стал почти идеальным вагнерианцем. <...> Вопрос ведь не в том, к какой системе принадлежит "Дон Карлос", а в том, хорошая эта музыка или плохая».
Верди еще неоднократно возвращался к своему «Дону Карлосу»: в 1872 г. состоялась премьера «неаполитанской» версии оперы, в 1884 г. увидела свет рампы чаще других исполняемая «миланская» (четырехактная), в 1886 г. появился последний, «моденский» вариант. И со временем опера была оценена по достоинству и завоевала заслуженную популярность.
ИСТОРИЯ ПОСТАНОВОК ДОНА КАРЛОСА В БОЛЬШОМ. Она не велика. Впервые опера была представлена 2 ноября 1876 г. силами Итальянской труппы (дирижер Энрико Бевиньяни, режиссер Николай Савицкий) - спектакль прошел десять раз, после чего «Дон Карлос» надолго выпал из репертуара. В следующий раз он появился на афишах театра по инициативе Федора Шаляпина - 10 февраля 1917 г. прошел единственный спектакль. Короля Филиппа пел Шаляпин, Карлоса - Андрей Лабинский, Елизавету - Ксения Держинская, Великого инквизитора - Василий Петров. Постановку осуществил Пётр Оленин, дирижировал Эмиль Купер, а декорации создал Константин Коровин. Третья постановка была осуществлена в год 150-летия со дня рождения Верди, премьера состоялась 25 октября 1963 г. - спектакль режиссера Иосифа Туманова и художника Вадима Рындина оставался в репертуаре на протяжении двадцати пяти лет. Оперой дирижировали Асен Найденов (Болгария), Василий Небольсин, Марк Эрмлер, Юрий Симонов, Александр Лазарев и другие. Среди певцов, занятых в спектакле, были самые яркие звезды Большого - Иван Петров, Александр Огнивцев, Александр Ведерников, Евгений Нестеренко, Артур Эйзен (Филипп II), Зураб Анджапаридзе, Владимир Ивановский, Владимир Атлантов (Дон Карлос), Тамара Милашкина, Татьяна Тугаринова, Элеонора Андреева, Галина Калинина (Елизавета Валуа), Ирина Архипова, Лариса Авдеева, Елена Образцова, Галина Борисова (Принцесса Эболи).
В честь двухсотлетия со дня рождения Верди, которое в этом году широко отмечается по всему миру, новое прочтение «Дона Карлоса» в Большом предлагает маститый британский режиссер Эдриан Ноубл. Он признанный специалист по Шекспиру (режиссер на протяжении тринадцати лет руководил Королевским Шекспировским театром и является автором книги «Как играть Шекспира»), но известен также и как режиссер музыкального театра с очень обширным «диапазоном»: от барочной оперы до современного мюзикла. Он сотрудничал с Глайндборнским фестивалем, Оперным фестивалем в Экс-ан-Провансе, с театром Метрополитен-опера, Ла Скала, Венской государственной оперой и др. И более двадцати раз номинировался на престижную британскую театральную премию Лоуренса Оливье.
Эдриан НОУБЛ:
«Я из тех режиссеров, которые доверяют авторам и следуют за их драматургией. Великие произведения говорят с нами напрямую через века. И та история, что привлекла в свое время одного из "главных" романтиков - Шиллера, а затем и Верди - первого композитора Рисорджименто, актуальна и сейчас. И Шиллер, и Верди рассматривают проблему государства и личности, политики и свободы человека. В "Доне Карлосе" жажда свободы, и я бы даже сказал, что дух восстания просто витает в воздухе.
Мне показалось естественным и логичным не переносить действие оперы в другое время. Если нам удастся воссоздать на сцене мир Испании XVI века, эта атмосфера сама по себе произведет шокирующее впечатление на современного зрителя, и не будет нужды прибегать к дополнительным режиссерским приемам.
Представьте себе: огромная, стремительно выросшая империя, которая держится на сильной власти короля, инквизиции и армии. Общество, где ведется борьба с инакомыслием, где огромную роль играет жесткий церемониал, а живые человеческие эмоции опасны и влекут за собой гибель.
К счастью, с исторических прототипов героев оперы написано много картин, и мы прекрасно знаем, как они выглядели. Их костюмы - внешнее выражение их положения в строгой иерархии, их долга и их несвободы. Они заключены в свои одежды, как в кокон. Каждый персонаж в каком-то смысле находится в тюрьме, каждый связан своим долгом. Филипп II не может быть отцом своему сыну - он монарх, осознающий свою миссию перед богом и империей. Дон Карлос - наследник огромной империи, но его убеждения абсолютно противоположны убеждениям его отца. Елизавета - королева, и не имеет права на проявление чувств. И все они ужасно одиноки».
Сценографию спектакля создал Тобиас Хохайзель - немецкий художник, известный своими смелыми идеями, тонким чутьем и всегда стопроцентным попаданием в образ. «Его видение всегда оригинально и предсказуемо только в том плане, что вы можете быть уверены: он вас удивит и восхитит. Вдохновленный музыкой, которую так хорошо чувствует, он погружается в свою безграничную фантазию и выдает потрясающие, смелые идеи, всякий раз открывающие новый аспект его творческой натуры» (фотограф Клайв Барда). Тобиас Хохайзель сотрудничал с выдающимися и интересными режиссерами, среди которых Николаус Ленхофф, Бригитта Фассбендер, Йоханнес Шааф, Джонатан Миллер, Стивен Лоулесс, Грэм Вик, Дэвид Паунтни, Люсинда Чайлдс, Роберт Карсен. Спектакли в его оформлении шли в Королевской опере Ковент-Гарден, театре Ла Скала, Парижской национальной опере, Лионской опере, театре Реал (Мадрид), Лисеу (Барселона), Венской государственной опере и других крупнейших оперных домах мира.
Автором костюмов стал молодой немецкий художник Мориц Юнге, активно работающий как в драматическом театре, так и в опере (работал на постановках Дэвида Маквикара, Джеймса Макдональда, Питера Холла и др.) и в балете (часто сотрудничает с хореографом Уэйном МакГрегором). Публике Большого театра он уже знаком - именно Юнге создал костюмы к балету «Chroma».
За пультом - молодые дирижеры Роберт Тревиньо и Джакомо Сагрипанти. Роберт Тревиньо - лауреат Международного конкурса дирижеров им. Е. Светланова, стипендиат различных престижных фондов, дирижер Симфонического оркестра Цинциннати, успешно сотрудничающий со многими известными оркестрами. Роберт Тревиньо дебютировал в Большом театре в прошлом году, продирижировав оперой «Тоска». Джакомо Сагрипанти - выпускник Школы итальянской оперы при Театре Комунале в Болонье, один из самых успешных молодых дирижеров Италии (он сотрудничал с Уэксфордским оперным фестивалем, Парижской национальной оперой, Ла Фениче, Филармоническим театром Вероны, неаполитанским театром Сан-Карло, дрезденской Земпер-опер, Симфоническим оркестром РАИ, Международным оркестром Италии, Московским симфоническим оркестром).
В спектакле собрана блестящая «команда» исполнителей. В партии Филиппа II выступят Дмитрий Белосельский, солист Большого театра с уже сложившейся международной карьерой, и польский бас Рафал Шивек, прославившийся своими интерпретациями вердиевских героев - Филиппа II, Великого инквизитора, Рамфиса и Захарии.
Партию Дона Карлоса исполнят один из лучших молодых итальянских теноров, последний ученик Лучано Паваротти Андреа Каре и мексиканский певец Гектор Сандоваль - «певец, у которого есть все для блестящей карьеры: яркое золото в голосе, приятная внешность, темперамент и актерский талант - одним словом, это певец и актер par excellence!» (газета «Везер-курьер»). Елизавету поют молодые звезды Большого театра Вероника Джиоева и Анна Нечаева. В партии Родриго заняты солист Большого Эльчин Азизов и постоянно (и очень успешно!) сотрудничающий с Большим театром баритон Игорь Головатенко. Великим инквизитором предстанут британский бас Мэтью Бест - выдающийся исполнитель партий опер Вагнера и Рихарда Штрауса - «с его благородными и величавыми манерами, собранным звуком и изысканной фразировкой» («Гардиан») и приглашенный солист Большого Петр Мигунов. Эболи поют международная звезда Мария Гулегина и Елена Бочарова - российская певица, с успехом выступающая на оперных подмостках США и Европы.
Здесь исполнение Гулегиной еще в Минске Розины. Запись со сцены:
http://www.youtube.com/watch?v=z2mZHDAZPbQ&feature=em-share_video_user