Der fliegende Holländer (1843)
В 1839 г., на пути из Риги в Лондон на паруснике, Вагнер стал свидетелем бури, произведшей на него большое впечатление. В 1840 г. композитор написал черновой вариант текста оперы, взяв сюжет из опубликованной в 1834 г. новеллы Генриха Гейне «Мемуары господина фон Шнабелевопского». Этот вариант Вагнер продал директору Парижской оперы, и в следующем году состоялась премьера оперы композитора Луи Дича, написанной на этот текст. Сам же Вагнер доработал текст и написал свою музыку примерно за семь недель. Премьера «Летучего голландца» состоялась 2 января 1843 г. в Дрезденской Придворной опере под управлением автора и имела умеренный успех. Партию Сенты исполняла Вильгельмина Шрёдер-Девриент. В последующие годы опера ставилась и в других городах: Риге и Касселе (1843), Берлине (1844), Цюрихе (1852), Праге (1856) и т. д. Вагнер неоднократно возвращался к опере в течение своей жизни - в 1846 и 1852 г. он переработал инструментовку, в 1860 г. расширил увертюру. Действие происходит в Норвегии.
Wilhelm Richard WAGNER (1813 - 1883) с семьей, 1881 г.
Либретто Рихарда ВАГНЕРА по народной легенде и новелле Генриха ГЕЙНЕ
Музыкальный руководитель и дирижер - Василий СИНАЙСКИЙ
Режиссер-постановщик - Петер КОНВИЧНЫЙ
Режиссер возобновления - Нина ГЮЛЬСДОРФ
Художник-постановщик - Йоханнес ЛАЙАКЕР
Художник по свету - Дамир ИСМАГИЛОВ
Совместная постановка с Баварской государственной оперой
К 200-летию со дня рождения Рихарда Вагнера
Дирижер - Василий СИНАЙСКИЙ
Голландец - Натан БЕРГ
Даланд, норвежский моряк - Александр ТЕЛИГА
Сента, его дочь - Марди БАЙЕРС
Эрик, охотник, жених Сенты - Виктор АНТИПЕНКО
Мари, няня Сенты - Евгения СЕГЕНЮК
Рулевой на корабле Даланда - Марат ГАЛИ
Голландец - Натан БЕРГ, Даланд - Александр ТЕЛИГА, Рулевой - Марат ГАЛИ
Сента - Марди БАЙЕРС
В этой сцене все происходит в фитнес-клубе. И Эрик - никакой не охотник, а тренер в этом центре. Глазами на это все смотреть можно. Можно даже думать, как интересно все к сознанию зрителей подвинули, чтоб им понятно было. Только в музыке - охотник. Такая малость...
Марди БАЙЕРС, Натан БЕРГ
К сожалению, эта фотография не дает того ощущения, которое она производит на сцене. Эти суровые моряки, они существуют в другом измерении. Кстати, в последней (этой) постановке все взрывается именно здесь. А в 2004 г. откуда-то слева со скалы низвергался огненный поток. Сказать сейчас, что лучше, не могу даже. Вроде я ждала этой огненной лавы сверху.
Пожалуй, из двух последних Вагнеров (до того ТАНГЕЙЗЕР в Стасике), этот при всей моей к Вагнеру нелюбви понравился больше. Впрочем, как раз ранняя опера.
Не забыть бы. Прекрасные костюмы у моряков. Особенно они звучат в последней сцене. Казалось бы, ничего инфернального в них нет. А все вместе: режиссура, костюмы создают между ними и живыми персонажами непроницаемую стену.
Берг - замечательный певец. Впрочем, все поют так, что не придерешься. Но прав Урин, когда где-то сказал, что хорошо бы иметь в самом театре такую труппу, чтобы не приходилось на каждую постановку приглашать кого-то. Спасибо, хоть есть у них возможность приглашать.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Петер КОНВИЧНЫЙ о своем спектакле
Вагнеровские оперы для меня - документы нашей истории культуры. Через их содержание я понимаю, каковы были отношения между людьми, какие стороны личности подавлялись, как человек страдал, на что надеялся. Вагнер жил в середине XIX века, когда свершилась, если так можно сказать, «неправильная» революция. Многие историки считает, что именно в этот момент и возникли предпосылки для появления Гитлера. Все эти исторические комплексы содержатся в произведениях Вагнера и прежде всего в его музыке - до него ведь такого не писал никто. Важнейший тезис Вагнера гласит: «Либо мы строим наше счастье на обладании и власти - и тогда мы теряем жизнь и любовь, либо мы говорим, что жизнь и любовь важнее, и отказываемся от богатства и власти».
В «Летучем голландце» есть еще известная дань конвенциональной опере - арии, дуэты, ансамбли, которые больше подходят для концертов, чем фрагменты более поздних опер. В этом смысле можно считать, что «Голландец» наивнее других опер Вагнера. Но его человеческое, политическое послание сформулировано уже достаточно ясно. Мы имеем дело с двумя аутсайдерами. И Сента, и Голландец содержат в себе такой разрушительный потенциал, что общество их просто не может выносить. ...
Масштаб такой героини, как Сента, дает нам основание верить, что, пока она есть, мир не погибнет. Сента сразу тянется к тому человеку, которого общество отвергло: она знает, что именно такие свободные люди должны выживать, отстаивая свое право на любовь. Она не может себе позволить погружаться в дурацкую, безлюбовную, примитивную деятельность...
В результате своего безумия, от страха, Голландец просто переживает нервный кризис рядом с Сентой. Но она способна освободить его от этих страхов, потому что действительно любит его, по-настоящему любит. ... Вагнер освобождает Голландца через жертву женщины. Мы здесь имеем дело с дальними отблесками бетховенского «Фиделио», где жена выступает спасительницей мужа. В конце оперы, согласно либретто, Сента и Голландец возносятся на небо. Конец здесь не трагический, потому что любящие освободились от бездушной, бесчеловечной системы и вступили в истинный союз. Это и есть человеческое послание Вагнера в «Летучем голландце».
(по материалам интервью Алексею Парину, полный текст которого публикуется в буклете к спектаклю).
С сайта Большого
Премьера этого спектакля состоялась на Новой сцене Большого театра 20 июня 2004 г. и имела очень широкий резонанс. Во-первых, театр вступил в мировое сообщество оперных театров, активно практикующих совместные постановки, что, как известно, позволяет сократить «производственные» расходы и одновременно расширяет круг зрителей.
Во-вторых, впервые в России опера прозвучала в первой редакции (дирижером-постановщиком был Александр Ведерников).
В-третьих, оперная труппа Большого поработала под руководством всемирно известного режиссера, лидера немецкого авторского театра Петера Конвичного. В-четвертых, спектакль представил российской публике звезд зарубежной оперной сцены - исполнителей двух центральных ролей.
Наконец, этот умный и тонкий спектакль просто-напросто понравился и публике, и критике, по достоинству оценившим предложенную им неожиданную интерпретацию известного сюжета.
В 2006 г. «Голландец» покинул Большой театр, переместившись на подмостки Баварской государственной оперы, ставшей его партнером на этом проекте. И вот спустя шесть лет этот замечательный спектакль возвращается в Большой.
Отклики СМИ на премьеру 2004 г.
«Большой театр показал последнюю и самую интригующую премьеру сезона - „Летучего голландца“. В ней, куда ни посмотри, все новость. Это первый Вагнер на здешней сцене за двадцать последних лет. Это первая копродукция нашего театра с одной из лучших оперных кампаний мира - Баварской оперой. И это дебют в России немецкого режиссера Петера Конвичного, ключевой фигуры современного оперного театра. Конвичный устраивает настоящую провокацию, заставляет думать о неприятном, отвечать на вопросы, на которые, в общем-то, нельзя ответить, и сомневаться во всем на свете». («Известия», 22.06).
«Конвичный остался верен себе: вполне ощутив, осмыслив и впитав специфический „московский“ культурный контекст, он все же создал совершенно неконвенционального „Голландца“, столкнув в нем исторические времена и мировоззрения. Бунтари-одиночки Сента и Голландец восстают против размеренной, наперед расчисленной жизни косного бюргерского общества: протест, столь типичный для немецкого искусства еще во времена Шумана, не потерял актуальности и в сегодняшней Германии. В своем священном стремлении к свободе герои Конвичного безжалостно разрушают знакомый мир, прорываясь к вечной гармонии. „Освобождение через гибель героев“ - вагнеровская идея оперы - обретает у Конвичного новый оттенок: „освобождение через всеобщую гибель“.
Немецкий постановщик прямо-таки манифестирует примат остроумного театрального приема: обозначим его как „обманутые ожидания“. Многочисленные обманки не только подстегивают зрительское внимание; они исполняют функцию порождающего импульса, двигающего драматургию к логическому концу-катастрофе». («Петербургский театральный журнал», № 37, июнь).
«Легкими, но меткими штрихами режиссер превращал мрачноватую сказку в пугающий, жестокий текст о человеческих комплексах, маниях, страхах и бесчеловечных повадках. О демонах социума, чьи злобность и могущество превосходят силу любых демонических персонажей. <...>
Сквозь самые невинные сцены (вроде финала первого действия с его пугающим пересказом веселых театральных клише) то и дело сквозила агрессия, поставленная Конвичным с мастерством прямодушного марксиста.
Финал истории концептуально строг и хлесток, какими так часто бывают решения Конвичного. Сента, жаждущая доказать Голландцу, что верна ему до смерти, у Вагнера бросается в море (после чего оба возносятся на небо). Конвичный, внимательно вслушавшийся в Вагнера, заставляет Сенту взорвать весь мир. Так решается не только проблема любви до гроба, но и вопрос о разрушительности романтических героев и романтических представлений». («Время новостей», 22.06).
Постановку Петера Конвичного возобновляет в Большом молодой немецкий режиссер Нина Гюльсдорф. За дирижерским пультом - музыкальный руководитель - главный дирижер Большого театра Василия Синайский.
Опять с сайта Большого
В партии Голландца выступят канадский певец Натан Берг - «высокий, величавый бас - блестящий актер, обладающий ощутимым сценическим присутствием» («Файненшл таймс») - и немецкий певец Виланд Затер, «обладающий идеальным голосом для драматических партий: глубоким басом и лирическим баритоном одновременно». (Passauer Neue Presse/ «Новая печать Пассау»). В партии Сенты заняты американская певица Марди Байерс, блестяще исполнившая в Большом театре парию Мари в опере «Воццек», и солистка Большого театра, ведущее сопрано Елена Зеленская. Приглашенный артист Большого театра (и ведущих оперных театров мира) Александр Телига и солист Большого Николай Казанский исполнят партию Даланда. В партии Эрика выступят солист Большого, один из ведущих теноров труппы Роман Муравицкий, исполнивший эту партию в серии премьерных показов спектакля в 2004 г., и Виктор Антипенко - молодой певец, в прошлом сезоне дебютировавший на сцене Большого театра.