Дирижер-постановщик -- Василий Синайский
Режиссер-постановщик -- Юрий Любимов
Художник-постановщик -- Зиновий Марголин
Художник по костюмам -- Мария Данилова
Художник по свету -- Дамир Исмагилов
Главный хормейстер -- Валерий Борисов
Хореография Касьяна Голейзовского
Возобновление хореографии -- Юрий Григорович
Новая музыкальная редакция Павла Карманова
Консультант по созданию новой музыкальной редакции -- Владимир Мартынов
Действующие лица и исполнители
Дирижер
Василий Синайский
Игорь Святославич, князь Северский - Эльчин Азизов
Ярославна, его жена во втором браке - Елена Поповская
Владимир Игоревич, сын его от первого брака - Роман Шулаков
Владимир Ярославич, князь Галицкий, брат Ярославны - Владимир Маторин
Кончак, половецкий хан - Валерий Гильманов
Кончаковна, дочь хана Кончака - Светлана Шилова
Овлур, крещеный половчанин - Марат Гали
Скула, гудочник - Олег Цыбулько
Ерошка, гудочник - Станислав Мостовой
Половецкая девушка - Нина Минасян
Персидка - Кристина Карасева
Чага - Анастасия Губанова
Наездник - Александр Смольянинов
Куман - Сергей Диев
Ну, что сказать? Любимов уже высказывался в том духе, что Бородин слишком много всего понаписал. Будем резать, будем бить. Как обычно сокращают? Какие-то длинные сцены с ансамблями, дуэтами даже, если уж очень занудные.
Началось все более или менее как у людей. Первая сцена. Задник, на мой взгляд, чем-то неуловимым косил под японщину, может, это на мой вкус. Правда, впоследствии это усугубилось. В каком-то месте, особенно, когда осветили заднюю конструкцию красным, она сделалась похожей на японские ворота-тории. А уж наличие колоссального красного круга (солнце) вовсе отсылало к посольству в Грохольском переулке. Прямо японский флаг в чистом виде. Кстати, на флаге этот круг тоже символизирует собой солнце и чуть ли ни восходит к монгольскому вторжению в Японию.
Дальше привычно ждать Галицкого. Ничуть. Какие-то обозы, восточные дэвушки (что у Большого стабильно, на мой взгляд, это именно хор; сейчас, при Синайском, и оркестр стал получше). Кончаковна со своей Арией, кстати, понравилась она мне, хотя и не Заремба досталась. Нашла, кстати, в ее, Зарембы, исполнении Арию:
http://www.youtube.com/watch?v=wRGWAVLMfIYИ Владимир Игоревич. Вот тут, конечно, неважно. Какой-то он уж очень задушенный. Каватина "Медленно день угасал". Дальше будет понятно, почему я перечисляю прозвучавшие арии.
На заднем плане в этой сцене стоят некие помеси скифских баб и изваяний с острова Пасхи. Освещены они в разные моменты по-разному, поэтому смотрятся то более органично, то менее. Но в общем они существенно больше на месте, чем бело-алебастровая лошадка слева на переднем плане. Лошадка в масштабе примерно 2:1, какие-то на ее правом боку четыре скобы прикручены, подозреваю, что и на левом, потому что впоследствии на этой лошадке оказывается Кончак и вместо того чтобы, как подобает представителю кочевого народа, легко спрыгнуть, слезает по этим лесенкам. Ну хоть бы какие-нибудь рабы ему голые спины подставили. С Кончаком вообще беда. Дойдем до него. Вообще лошадь эта, на мой взгляд, ужасная. Очень напоминает детские методические белые фигурки, которые следует раскрашивать. То ее Кончаковна дергает за тоненькую уздечку, то потом Кончак. Кончаковна вообще держит в руке какой-то садо-мазо хлыстик и, чтобы по Чехову от него был некий толк, пару раз ударяет им по сцене.
Дальше появляется Игорь. Азизов. Хорошо бы его несколько более под славянина загримировали, но, конечно, главное, чтоб пел прилично. Ну, он прилично и поет.
Дальше мне плюнули в душу. Потому что именно на премьере я и ожидала Бурчуладзе. А он приезжает ко второму спектаклю. Но еще больше, пожалуй, плюнули в душу тем, что от Арии Кончака, можно сказать, ничего не осталось. Пол-фразы откуда-то из середины. Это не гипербола. Именно пара тактов. Поскольку пения Кончаку тут практически не оставили, он мимирует, швыряет меховую шапку (а раб ее не ловит, то ли 10 ударов плетьми, то ли вычесть из месячной зарплаты), потрясает руками. Дальше они с Игорем усаживаются справа и наблюдают за половецкими плясками. Танцы понравились, какой-то кураж у них всех был. Да и изначальный рисунок, конечно, там замечательный. Костюмы красивые. Игорь от всего этого неправославного безобразия отворачивался и от Чаги на руках у Кончака тоже. На этой Чаге первое действие и закончилось.
Вот следующий акт и открывается той картиной, которую Бородин со Стасовым задумали второй в опере. Тут Маторину оставили Арию Галицкого, издевательства над бедной девушкой, вполне недвусмысленные, и сморивший его прямо на столе сон.
Дальше все течет более или менее предсказуемым образом. Почему режиссер решил, что на словах "ты забыл, что я княгиня" княгиня вместо того, чтобы демонстрировать гордость, должна понуро сидеть на лавке, не знаю, но гораздо хуже, что в головном регистре певица звучит прямо как игла.
Кажется, если не путаю, тут вклинивается сцена, где Кончак то сидит на лошади, то поет что-то гораздо менее интересное, чем Арию, то благославляет Кончаковну с Вл. Иг.
Действие стремительно движется к коде. Ярославна всматривается в окрестности Путивля, видит мужа, Азизов появляется. Аплодисменты.
На поклоны вышли все (с палочкой, под руку с кем-нибудь, и Любимов) кроме Григоровича. Пока не знаю, почему. Надеюсь, опытные балетоманы меня просветят. Один раз видела, как Темирканов не вышел на поклоны после премьеры "Кармен". Тогда он вроде не мог простить режиссеру, что в финале Хозе самоубился. После отъезда режиссера эту порочную практику прекратили.
Что сказать? Любая премьера спектакля, которого давно не было в репертуаре, радость. Может, нехорошо то, о чем я сейчас напишу. Все-таки в таком возрасте лучше бы уже мемуары писать. Точно, есть о чем, и читать бы было интересно. Как Синайский мог согласиться на такие музыкальные эксперименты? Тоже ведь сложно резко спорить. Вон в декабре Любимов болел и тяжело, насколько я помню.
На закуску Ария Кончака. Рейзен:
http://www.youtube.com/watch?v=z8NN6BODzeg