ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ. БОЛЬШОЙ. II

Mar 07, 2013 11:51

Оригинал взят у bolshoi_teatr в "Весна священная" и скандалы

«Весна священная» - один из тех абсолютно признанных сегодня мировых шедевров, чье первое появление на сцене сопровождалось скандалом.
Теперь уже трудно представить себе, как мог провалиться, например, такой «хит» на все времена, как «Травиата»… Парижская публика освистала «Тангейзера» и «Кармен», а на премьере «Весны священной» 29 мая 1913 года в свежеоткрытом Театре Елисейских полей устроила самый настоящий мятеж! Скандал вышел чуть ли не самым грандиозным «за последние 50 лет». Во всяком случае, так говорил Стравинский, когда спустя полвека после премьеры вновь посетил Театр Елисейских полей.



Театр Елисейских полей

Фильм, снятый телекомпанией BBC в 2005 году, так и называется - «Мятеж во время священнодействия» (Riot at the Rite - имеется в виду английский вариант названия «Весны священной», The Rite of Spring).

BBC славится своим умением создавать хорошо продуманные просветительские художественно-документальные ленты. И на этот раз все выстроено на тщательно подобранных фактах. Особенно ярко и выпукло воссоздана картина беснования в зале, рифмующегося с дионисийским буйством на сцене:

Николай Рерих, художник-оформитель спектакля, писал об этом так:

«Я помню, как во время первого представления публика свистела и кричала так, что ничего нельзя было услышать. Кто знает, может быть, в этот самый момент люди находились в состоянии внутренней экзальтации и выражали свои чувства, как самые примитивные из племен».



Н. Рерих

А вот как сам Игорь Стравинский в интервью 1965 года для телеканала Си-би-эс вспоминает период жизни, связанный с созданием «Весны священной». Съемки ведутся в той самой комнате в Кларане (Швейцария), где была написана большая часть партитуры. Стравинский рассказывает лаконично, с юмором и с тем особым английским произношением, которое он сам без всяких обиняков называл «ужасным»:

«Пианино я поставил вот у этой стены. Я работал с утра до ночи. Только когда я уже очень уставал, я отправлялся в постель. Помню, что спалось мне тогда очень хорошо. На дверях я написал по-французски: 'Здесь я сочиняю «Весну священную»'. И подпись: 'Игорь Стравинский'. Мне очень нравятся эти аккорды, из 8 нот, они довольно-таки новаторские. Но ритмические акценты были еще более новаторскими. И эти акценты были подлинной основой всей вещи в целом. Когда я закончил «Весну священную», я сыграл ее Дягилеву. Я начал играть эти аккорды - 59 раз один и тот же аккорд! Дягилев был слегка обескуражен. Он не хотел меня обидеть и, тем не менее, сказал очень обидную для меня вещь. Он спросил: «И долго это будет так продолжаться?» И я сказал: «До самого конца, мой милый!» И он замолчал, потому что понял, что ответ мой серьезен».



Стравинский

Продолжение следует!

Большой, Стравинский, балет

Previous post Next post
Up