Я человек не очень просвещённый, поэтому о деле Дрейфуса знаю только то, чего нельзя не знать - оно было.
Нельзя сказать, чтобы я очень им интересовалась (хотя, наверно, надо), но зато Роман Полански мне не чужой (люблю я его, окаянного), и потому наконец собралась и посмотрела его "J'accuse" - в российском прокате "Офицер и шпион", опять весь контекст испортили. И у меня есть комментарий.
Не буду отвлекаться на антураж, художественные достоинства и на то, что про коррупцию всегда интересно. Отвлекусь только на один фрагмент. Может, на самом деле всё это было и не так, но в фильме красиво получилось:
- Хэппи-энд, Дрейфуса реабилитировали с восстановлением воинского звания, и приходит он к Пикару, который, собственно, его и спас. Наивный зритель Люба ждёт, когда будут трогательные проявления благодарости, но Дрейфус вдруг говорит, что мол, знаете, всё, конечно, хорошо, Вы вытащили меня из одиночной камеры на Острове Дьявола, и теперь меня даже реабилитировали и вернули доброе имя, но нечестно получилось.
Пикар (глаза по писят копеек): - ЧЕВО???
Дрейфус: - Я бы за эти годы карьеру бы сделал, а получилось чо? Опять майор?
Пикар: - А кем надо?
Дрейфус: - А подполковником.
На этом месте Люба хватается за сердце. Если бы меня несправедливо осудили на почве национализма и упекли на несколько лет в одиночку у чёрта на рогах, а потом система дала бы сбой (потому что пересмотр дела и спасение я бы восприняла только как исключение из правил если не божественное чудо вообще) и гады бы меня отпустили, я убегала бы куда глаза глядят, чтобы им не попадаться, потому что в другой раз они же могут по ошибке и повесить, а реабилитация посмертно - это явно не то, к чему я всю жизнь стремилась. А этот сидит и ТОРГУЕТСЯ. Он в своём праве, видите ли. Он французский гражданин. Он офицер.
- Вот это да, - подумала я.