Уже несколько дней мы с Лелей обсуждаем нечто, принесенное мне ЖЖ. Я не буду давать никаких ссылок, дабы не рекламировать сие, я просто хочу обсудить тут несколько моментов, которые, скажем прямо, несколько нас выбесили.
В общем-то, в посте автор рекламировал некую книгу, размещенную на платформе «Автор Тудэй», книга эта посвящена тому, как правильно писать и продвигать на этой площадке свои опусы. А мы с Лелей, надо признаться, в смысле продвижения своих произведений совершенно безнадежны - не спасает даже то, что я по второму высшему маркетолог и имею чисто теоретическое представление о том, как надо. Но мы все равно не теряем надежду и пытаемся что-то сделать в этом направлении, а потому мы заинтересовались.
Автор поста восторженно отзывался о книге и призывал своих читателей не обращать внимания на несколько провокационную подачу и ненормативную лексику, потому как по его убеждению - это крайне честная книга. Что ж, можно, конечно, сказать и так. Правда, если исходить из этой логики, то хам, который обматерил бабульку в общественном транспорте, обозвав ее «старой кошелкой» - вовсе не хам, а тоже в своем роде честный человек - ну, он ведь наверняка искренне считает старушку, мешающую ему пройти, старой кошелкой, так что - какие претензии, что думал, то и сказал. Но я бы не стала путать хамство с честностью. Это разные вещи.
Помните, была тут раньше топовая блогерша Лена Миро? Лично я, натыкаясь на ее посты в топе, всегда поражалась одному - почему люди ее читают и даже оставляют восторженные отзывы? Я даже не про ее сомнительный контент. Тут как раз все понятно - обосрать всяких селебритиз, что может быть интереснее? Я про ее откровенно хамский тон, которым она обращалась к читателям. В каждом посте просто открытым текстом - вы, тупые дебилы, курицы, оладухи, идите сюда, буду вас учить. И ведь шли, читали, лайкали... Даже не знаю, из мазохизма что ли какого-то. Мне сказать сложно.
Примерно то же самое я почувствовала, ознакомившись с отрывками произведения, в котором автор учил начинающих авторов, как писать и продвигать свои творения. Очень уж похоже было отношение автора к читателям. Впрочем, по порядку.
Судя по отрывкам, выложенным в том посте, автор в общем-то никаких велосипедов не открыл. Если коротко, то основные тезисы там были таковы:
«Гоните проду!»
По мнению автора, никакого вдохновения и всячески сопутствующих ему сущностей, вроде муз, в природе не существует, а потому надо просто садиться и гнать. Не обращая внимание на опечатки, ошибки, неточности, стилистику... Да кому это надо? Автор утверждает, что читателю вообще плевать на подобные мелочи. Он и так все прекрасно схавает. (Ну как тут не вспомнить незабвенного Богдана Титомира с его сакраментальным «пипл хавает»?) А потому задача любого писателя каждое утро садиться и гнать, гнать, гнать текст, не сильно напрягаясь по поводу качества. Потому что главное - эмоция. Читатель не ждет хорошего текста, умных мыслей и прочего - он ждет...
А чего же он ждет, заинтересовалась я. И да, нам рассказали. Читатель ждет эмоции. И тут, в общем-то, можно было бы даже где-то согласиться, если бы...
Итак, эмоции... Думаете речь пойдет о каких-то чувствах, любви или там ненависти? Нет, все намного проще - по мнению автора эмоции - это когда «кровь, кишки, распидорасило». Нельзя просто написать - «герой ударил врага по голове», а надо «он со всей дури размазал его рожу кувалдой, так, что в разные стороны полетели ошметки внутренностей и мозгов, запачкав героиню и прочих персонажей, вызвав у тех закономерные рвотные рефлексы»...
Лично у меня на этом месте возникла четкая ассоциация с фильмом «Человек с бульвара Капуцинов».
В общем, вы поняли. Побольше крови и мерзости. И будет вам счастье.
И да, как же я забыла. Самое главное. Вот как, вы думаете, надо начинать свое произведение? Мы же помним, что читатель - умственно отсталый дегенерат, который не понимает ничего в качестве литературы, и которому нужно много низменных эмоций - кровь, секс и прочее.
Так вот, лучшее начало, это - ЖОПА. Да, да, именно капслоком. По мнению автора это способно заинтриговать и заставить читателя продолжить знакомиться с произведением. Не, ну если ЖОПА по каким-то причинам вам не заходит, то у автора есть еще одна замечательная фраза, которая стала уже для нас с Лелей мемом. «Джонни, где, блин, твои ноги?». Согласитесь - мощно. Интрига, насилие и кровь, ну и обсценная лексика (как вы понимаете, слово «блин» я несколько подкорректировала). Это же сразу тянет углубиться в прочтение произведения, дабы разгадать тайну исчезновения ног Джонни.
А теперь серьезно.
Тут, разумеется, есть вещи, с которыми не поспоришь.
Ну, к примеру, о том, что писательство - это огромный труд и каждый день себя надо выпинывать и иногда даже заставлять. И ждать вдохновения и музу, лежа на диване, дело гиблое. Но, поверьте, вдохновение есть. И даже муза. И если автору сие неведомо, то тут уж дело такое... На самом деле, то самое вдохновение приходит к тому, кто работает. Иногда не сразу. Иногда это мучительно. Это - работа, в полном смысле этого слова, хоть и приносящая огромное удовольствие. Но вдохновение - есть. И приходит оно к тому, кто упорно трудится над текстом, а не «гонит проду».
Но вот согласиться с тем, что надо наплевать на опечатки и ошибки, потому что читателю все равно, я не могу. Потому что иначе я сразу же уподоблюсь той же Лене Миро, которая всех своих поклонников считает дебилами. Есть в этом чудовищное неуважение - людишки там какие-то, быдло-с, они все равно не поймут, или не заметят.
И да. Текст должен быть интересным и интригующим. Это, разумеется, плюс. Только играть на низменных инстинктах толпы...
Вообще, тут очень капиталистический подход к искусству. Леля даже сказала - американский. Не зря же упомянутые ноги принадлежат Джонни, а не какому-нибудь Васе Пупкину. Да и свои произведения автор упорно именует «продой», а не «книгой» или «романом». И с точки зрения продвинуть, продать и срубить бабла - схема вполне себе рабочая. Вот только...
Я тоже попытаюсь быть честной. Я далека от мысли, что все читатели - сплошь одухотворенные личности, грамотные, образованные, с прекрасным литературным вкусом, думающие и ждущие того, что книга будет не просто интересной, но и сделает их хоть капельку лучше. Читатели бывают разные. Более того, раз уж мы тут о честности. Если писателю дан талант, то в этой области писатель стоит немного выше читателей. Вот только талант - это не про свое величие, а про обязанности, которые он накладывает на человека, которому посчастливилось родиться с умением чуть лучше складывать слова в предложения, чем большинство. И не про то, что свой талант надо использовать, чтобы дурить читателей, обладая способностью сшибать бабки, играть на слабостях и страстишках, которые, увы, всем нам свойственны в той или иной мере.
Ах, ну что же делать, если люди такие вот... быдло-с..., им бы про ноги Джонни, да про жопы. Так в том то и фокус, что литературный вкус, он формируется. Как и любой другой. И это в том числе задача писателя - сформировать этот вкус. Учителя, общества, государства и писателя.
Потому что, если дать ребенку с детства выбирать, что ему есть, гамбургер или овсянку, подавляющее большинство выберет гамбургер - там тупо больше усилителя вкуса. И да - нужно объяснять, что это вредно, а иногда и заставлять есть то, что полезно. Именно так.
То же самое и с литературой. Большинство будут хавать все эти легковесные экшены, так называемые «проды», с кучей опечаток, написанные дурным и примитивным языком и с одной целью - срубить с тебя денег. Хавать и нахваливать. Просто потому что не надо напрягаться.
Ну, это просто другая литература, скажете вы мне. Развлекательная. Не надо к этому относиться серьезно, она тоже имеет место быть. Ну да, разумеется. Имеет. Вот только, возвращаясь к аналогии с тем же гамбургером, чем больше вы его едите, тем меньше вам захочется что-то полезное. Уверяю вас, если этот процесс не контролировать и предоставить ребенку питаться тем, чем ему хочется, то ребенок полностью перейдет на гамбургеры, потому что все остальное будет казаться ему пресным и невкусным. Ибо, увы, человек устроен так, что чаще всего выбирает путь наименьшего сопротивления, то есть наименее энергозатратный. Легкий и веселый. И потом Достоевский с Толстым будут невыносимо скучны, как и остальные классики мировой литературы. Да, потому что там, увы, не очень с ЖОПАМИ.
И да, я не буду давать тут ссылок ни на саму книгу, ни на пост, ее рекламирующий. Во-первых, потому что не хочу участвовать в продаже этого шедевра, автор и без меня, как вы догадываетесь, с этим неплохо справляется. Ну а во-вторых, повторюсь, ничего нового там не написано - все эти приемы можно прочитать в любом учебнике по маркетингу и рекламе. Вот только пока мы будем считать литературу бизнесом, а произведения - продуктом, «продой», ту самую литературу в высоком ее понимании мы потеряем. Потому что задача искусства - не способствовать обогащению автора, а делать этот мир лучше. А это, как ни крути, очень разные вещи.