Три недели, друзья мои, ровно три недели я впихивала в себя «прекрасное». Ровно столько шел на первом (федеральном, я отмечу) канале сериал «Хор», и то, что я таки наелась этим сериалом по уши - это спасибо моему упрямству. Иногда во мне оно просыпается, нечасто, но бывает. Вообще-то я человек совершенно неупрямый, но по наследству от мамы мне немного отсыпали. Вот мама моя - та по упертости даст фору любому ослу. Ежели вдруг кому-то в голову придет провести соревнование между моей мамой и этим достойным животным, думаю, через какое-то время осел зальется бессильными рыданиями и покинет битву с позором, полностью признав свое поражение. Мне досталось этого дивного свойства характера совсем мало, но его хватило. Потому что ничем иным объяснить этот практически ежедневный мазохизм я не могу. Только этим классическим «мыши плакали, давились, но продолжали…»
Надо сказать, что я, как это со мной бывает, купилась на рекламу. В трейлере мне обещали полное погружение в атмосферу Советского Союза семидесятых. Ну и песни - конечно же, песни моего детства в исполнении хора Попова, на которых я выросла.
Ну, с атмосферой… как бы помягче сказать… Я не из тех дотошных зрителей, которые придирчиво всматриваются в детали, и выискивают несоответствие в этикетках бутылок и формах пакета молока. С антуражем на мой невзыскательный взгляд все было вполне сносно. Для меня атмосфера - это даже не одежда и предметы быта. Это особое настроение, передающее эпоху. Собственно говоря, сразу стало понятно, что мы с создателями сериала жили в каких-то разных Союзах. Любому, кто начинал смотреть, становилось сразу ясно - перед нами нищая и убогая страна, в которой все всего боятся, потому что тоталитаризм. И речь не о пресловутом 37-м годе, а о вполне себе мирных временах застоя. Где, может, и не жировали, и не роскошествовали, но уж точно не влачили такое жалкое существование, которое показано там. Но тут-то как раз я готова были смириться, потому что у нас почти в любом сериале или фильме про то время из всех щелей будет лезть такая жирная антисоветчина, что не заметить этого может только полный идиот. Там непременно будет присутствовать главный злодей - обязательно партийный работник, который пакостит исключительно по зловредности своей натуры, и за всеми действиями персонажей будет незримо отсвечивать зловещая тень КГБ, которая бдительно следит за каждым гражданином - даже если речь идет о детях и детском хоре, поющем песни из мультфильмов.
В общем, скажу сразу - поначалу сериал подавал некоторые надежды. В центре сюжета - мальчик с прекрасными вокальными данными - кстати, мальчик действительно был очень обаятельный, и следить за ним было приятно. У мальчика нет музыкального образования, но он настолько прекрасно поет, что после некоторых препятствий и страданий, его все-таки принимают в лучший хор страны, где он и становится звездой. И вот если бы все ограничивалось этим, то я бы не стала обращать внимание даже на антисоветский фон. Но, увы, то ли сценаристы решили копнуть поглубже и усложнить сюжет, то ли им нужно было чем-то заполнить метраж, чтобы вписаться в требуемый формат и освоить все денежки, наверняка щедро выделенные государством, но к середине произведения все это вызывало у меня только отвращение и недоумение - на хрена? Не спасали ни обаятельные дети, ни шикарные песни. Я видела только отвратительно написанный, шитый белыми нитками сценарий, где все работало на одно - это было отвратительное время, отвратительная страна, вокруг разврат, стукачество, злобные и подлые партработники и педофилы. Образование и медицина - это вообще отдельная песня. Тут подходит только эпитет «карательная».
Далее я буду спойлерить, предупреждаю сразу, общий сюжет пересказывать не буду, но есть сцены, которые меня убили наповал, и не пройтись по ним я не могу, уж извините.
Вообще, если первую половину сериала сценаристы занимались в основном проблемами детского хора, показывая нам его противостояние с ужасными партработниками, пакостящими руководителю хора с каким-то идиотским упрямством, но все-таки много времени уделяя и самому мальчику, и другим детям, взаимоотношениям в коллективе и семьях, и это было еще вполне логично и даже интересно, то когда количество серий перевалило за половину… В общем, на девятой серии у меня сложилось стойкое ощущение, что сценаристы выдохлись и кто-то, для усиления креативности, начал прибегать к запрещенным веществам. Полет фантазии просто убивал меня наповал. Чего стоит только героическая сцена побега из дома престарелых? Под звуки песни «Погоня» (этот фон - единственное в этой серии, что вообще относилось непосредственно к хору) четверо дедулек (один с палочкой, второй - в инвалидном кресле, третий и четвертый тоже не производят впечатления бодрячков) берт в заложники пятого дедульку и спускаются с балкона на связанных простынях, где внизу их ждет бабулька на скорой помощи, на которой они и бодро уезжают от карательной советской медицины. Логика сюжета, да и просто здравый смысл отсутствовал напрочь, эта сцена могла бы сойти в каком-нибудь ситкоме средней руки - ну, типа, комическая сцена, не претендующая на достоверность. Но сериал был заявлен, как драматический и претендующий на некоторую связь с реальностью.
Едва я отошла от героических дедулек, борющихся с произволом медицины, как мне явили других борцов с проклятым советским режимом… И вот тут я, честно говоря, окончательно охренела.
Вообще, в сериале нам представлены семьи главных героев - солистов хора. Родители главного героя - типичные «совки». Заморенная бытом и очередями за дефицитом тетка в разводе, ее хахаль - опустившийся тупой алкаш. Разве что дед (тот самый, который организовывает побег из дома престарелых) подает какие-то надежды. В остальном - убогая комната в коммуналке, пьяный отчим, мрак и беспросветность. Второй солист из привилегированной семьи - его отец то ли дипломат, то ли какой-то торговый работник. Роскошная квартира, прислуга, заграничные шмотки. Отец, как и положено советской элите, мерзок. Он третирует свою жену, методично ее унижая, спит с горничной, и вообще ведет себя отвратительно. Сцена, где он ссорится с женой в каком-то спецотделе закрытого магазина для своих, швыряясь в нее песцовыми и норковыми шубами - впечатляет. А еще там есть девочка, отец которой представляет третью группу советских людей - интеллигенции. И он, конечно же, диссидент. Как и все приличные интеллигенты. Нам постоянно показывают сцены, где он со своими друзьями ведет бесконечные кухонные разговоры под аккомпанемент бардовских песен, они перекидываются политическими анекдотами про Брежнева, обсуждают запрещенную литературу. В общем, выглядят самыми приличными людьми в этом паноптикуме образов.
Итак, поразившая меня сцена. Представьте, дикий пляж. Наши интеллигенты-диссиденты отдыхают дикарями. Как и принято в их кругу они постоянно слушают Голос Америки, читают друг другу стихи и ставят какие-то сценки сатирического содержания. Иногда поют и прибухивают - но в меру. И вот один из них создает на пляже из подручных средств некоторую инсталляцию или по-нынешнему арт-объект - палки, мусор, правда, почему-то там четко виднеется пятиконечная звезда и плакатик «Слава КПСС». Все дружно ржут, потом поджигают произведение искусства и начинают радостно скакать вокруг.
Сразу скажу - на сюжете эта сцена практически никак не завязана. Ну, то есть, очень опосредованно. В общем - диссиденты скачут и глумятся, проклятая советская символика радостно горит, и тут к пляжу подъезжает милицейская машина.
И вот здесь я, грешным делом, подумала, что сейчас подлые опричники начнут арестовывать и избивать прекраснодушных, свободных, творческих и свободолюбивых людей, которые просто самовыражаются таким вот нетривиальным способом. Но, как я уже говорила, без запрещенных веществ у сценаристов не обошлось. Видимо поэтому милиционеры у них получились какими-то подозрительно вежливыми, что совершенно несвойственно для той реальности, которую нам насаждали в этом сериале в предыдущих сериях. Исходя из того, что я там наблюдала - менты должны были бы все как один быть подлыми тварями со склонностью к садизму, и стремится исключительно к тому, чтобы позасаживать в застенки Лубянки всех приличных людей. Но сценаристы меня удивили.
Впрочем, по сюжету, менты вовсе не душили свободу, охотясь за инакомыслящими, а просто искали пропавшего мальчика и его маму. Которые уже покинули эту свободную интеллигентную компанию. Один из ментов, вежливо поздоровавшись, и разве что не извинившись за то, что помешал людям культурно глумиться над советской символикой, поинтересовался, не видели ли они тут таких-то людей.
Но диссиденты не оценили воспитания и дружелюбия представителя правоохранительных органов. А потому что - он служит преступной власти, и каждый приличный человек обязан демонстрировать свое отношение к милиции всеми доступными ему способами.
И они начали хамить. Прикрываясь иронией, через губу, с явным вызовом. Напомню, на фоне горящего костра, в котором все еще виднелась табличка «Слава КПСС».
Милиционер попался терпеливым. Выслушав остроумный стеб свободомыслящих борцов с режимом, он вздохнул и попросил.
- Шли бы вы отсюда, и мусор за собой уберите, что ли…
И, в общем-то, на мой взгляд был прав - идея жечь огромные костры в общественном месте - так себе идея, хоть ты диссидент, хоть партработник.
Но свободные люди, начитавшиеся Солженицына и наслушавшиеся Голоса Америки не смогли стерпеть такого произвола властей. Им указывают, что им делать? Это же прямое попирание свобод.
И один, самый смелый диссидент (повторяюсь, среди них не было ни главных ни второстепенных персонажей, все это не имело к сюжету ни малейшего отношения и никак не могло повлиять на ход событий) вдруг хитро прищурясь, с явным превосходством и осознанием собственной важности, выдает:
- Я вижу тут только один мусор!
После чего вся группа оскорбительно хохочет, восхищенная отвагой и остроумием своего друга.
«Ну, сейчас-то менты непременно начнут избивать и всячески притеснять свободы» - подумала я, ошарашенно пялясь на экран.
Увы, я запрещенных веществ не употребляю, а потому развязку этой увлекательной сцены предугадать не смогла.
- Я вынужден вас задержать, - вежливо говорит милиционер.
Борец с режимом гордо вскидывает голову и произносит:
- А ничего у вас не выйдет! А знаете почему?
Милиционер, видимо, не знал, потому что далее последовала убивающая дебилизмом фраза.
- А потому что я бегаю быстрее!
И с этими словами отважный диссидент сбивает с мента фуражку и, глумливо хохоча, уносится в темноту пляжа. Милиционер убегает за ним с криком «Стой».
Все. Конец сцены. Что там произошло далее, и смог ли противный опричник догнать нашего борца, мы так и не узнаем. Но судя по тому, что он будет фоном мелькать в следующих сериях, отсвечивая на диссидентских тусовках, бегает наш диссидент действительно быстрее мента.
И, знаете, я даже не знаю, как комментировать этот маразм. Потому что я не могу понять - зачем? Что дает эта сцена для сюжета или раскрытия образов персонажей? Ничего. Значит, она должна иллюстрировать основную идею фильма, создавая ту самую обещанную мне атмосферу эпохи?
И еще я не понимаю. Зачем наши киноделы с таким упорством, достойным конкурировать с упорством моей мамы, а я уже говорила, что тут она даст фору любому, зачем они постоянно, в каждом сериале - неважно, про любовь, про войну, про детский хор - постоянно пинают Советский Союз. Может, уже хватит пинать и глумиться? Потому что выглядит это откровенно мерзко.
И, знаете, я снова почувствовала это раздвоение. Когда несколько дней спустя после той мерзкой сцены, в которой в костре сжигают советскую символику - плакат и пятиконечную звезду, ровно на том же федеральном канале в новостях показывали кадры взятия нашими бойцами Угледара.
На одном из них солдат крепил на здание красное знамя - с той самой ненавистной Советской символикой - серпом и молотом и той же пятиконечной звездой. И я подумала - как это у нас уживается в одном канале? Как?
А еще я подумала, что бы сказал нам этот солдат, если бы посмотрел, что показывает главный телевизионный канал в то время, когда он проливает кровь, чтобы водрузить то самое красное знамя. Как бы он воспринял сцену сожжения пятиконечной звезды? Сам сериал, в котором, кстати, блистает актриса Юлия Ауг - сбежавшая в начале СВО и наговорившая много чего, правда, теперь успешно вернувшаяся обратно? Какие мысли у него будут?