Про образование я написать могу много - всем известно, что в том, как обучать и воспитывать подрастающее поколение, мнит себя экспертом каждый, ну, или почти каждый. Я, конечно, как обычно, не настаиваю на своей точке зрения, но все равно выскажусь. Тем более, что комментариев от вас, мои друзья, было более, чем достаточно, и они очень мне помогли.
А поскольку коротко я, увы, не умею, то чтобы не слишком вас утомлять, я попробую доносить свои мысли постепенно, частями. И сегодня я хочу поговорить о том, насколько вообще нужна литература в школе в качестве предмета.
С моей точки зрения, это вовсе не про любовь к чтению. Потому что прививать ребенку любовь к чтению, когда он уже пошел в школу, и при этом уже плотно подсел на всякие мультики, комиксы и прочие видосики - дело непосильное даже для гениального учителя. Да и гениальные учителя достаются, увы, далеко не всем. Так что, если вы сами не читаете, а книги в доме если имеются, то только как предмет интерьера, и ребенку вы предпочитали с двух лет выдавать планшет, чтобы он вам не мешал, вместо того, чтобы читать с ним книги - увы, у меня для вас плохие новости.
И вообще обучение, по моему глубокому убеждению, это не совсем про получение знаний. Признайтесь честно, много вы помните из школьной программы? Большинство из того, что вы проходили за партой, к сожалению, стерлось из вашей памяти. Значит ли это, что все было зря? А вот и нет. Образование - это прежде всего тренировка мозга, умение работать с информацией, анализировать, структурировать. И в этом смысле литература - она тоже про это. Не про любовь к чтению, а про умение читать. Потому что чтение - это не только удовольствие, но и труд.
Если относиться к чтению, только как к развлечению, то да, литература - предмет непонятно зачем нужный. Дать детям список литературы, и пусть читают, что хотят. А не разбирать все эти бесконечные страдания никому не нужных сегодня печориных и онегених. Углубляться в размышления Раскольникова, который «тот еще герой», если посмотреть. Нет, давайте сделаем литературу ближе и понятней, доступней широким массам, только… только вот ведь какое дело.
Когда я слышу что-то подобное, то сразу вспоминаю один пост, который увидела, кстати, здесь, в ЖЖ, лет семь назад. Девушке, написавшей его, было, кажется, лет тридцать или около того, то есть, судя по всему, девушка училась в девяностые.
Так вот, в этом посте девушка выражала недовольство тем, что ее учительница по литературе просто на корню сломала всю ее зарождающуюся любовь к чтению. Ну, как зарождающуюся. Девушка та читать не любила, в доме с этим было туго, а то, что задавали в школе казалось ей скучным и неинтересным, зато, как и многие в те годы, она очень любила смотреть появившиеся тогда мексиканские сериалы. И вот ей где-то попалась книжка, написанная по одному из таких сериалов, я уже не упомню, то ли «Дикая Роза», то ли «Просто Мария», но что-то из этой оперы.
Я хорошо помню те «книжки», которые стали обильно появляться в девяностые. Читать это было нельзя от слова «совсем» - это было безграмотно, тупо и к литературе не имело никакого отношения. Опусы Донцовой по сравнению с ними - шедевр. Но эта девушка на волне любви к сериалу взяла и прочитала книгу. Чуть ли не первую в своей жизни - сама. И так ей она понравилась, так понравилась, что когда на каком-то уроке учительница стала спрашивать их про любимые книги, то девушка - встань, да и скажи: а вот, у меня «Просто Мария» любимая. И бац ее перед учительницей. И тут, по мнению девушки, учительница повела себя крайне плохо. Потому что вместо того, чтобы поощрить ее тягу к знаниям, ободрить и обрадоваться, что она хоть что-то прочитала, учительница заявила, что это - не литература. И тем самым девушку так сильно обидела, что она до сих пор ничего не читает, длиннее коротенького поста. А вот, если бы ее тогда похвалили, и дали бы возможность и дальше читать все эту муру по сериалам, то сейчас она бы наверняка развилась в чрезвычайно духовную и читающую личность.
Мне почему-то кажется, что нет, не развилась бы. Не на чем там развиваться.
Литература должна учить думать, прежде всего, заставлять расти, нравственно и духовно, а для этого все же нужно что-то больше, чем «Просто Мария», и даже (хоть тут могут и поспорить) что-то глубже, чем роман про «мальчика, который выжил».
И да, тут нам не обойтись ни без печориных, ни без онегиных и прочих, пусть и спорных раскольниковых.
А почему и зачем такие сложности, я продолжу в следующем посте.
А чтобы вы понимали, что будет если мы будем идти в сторону упрощения,
Леля уже разместила эту дивную девушку. Посмотрите, очень поучительно.