Как говорили в одном прекрасном фильме "Есть такая профессия - защищать Родину". Но мне кажется, что иногда настают такие времена, что это перестает быть профессией, и становится обязанностью. Мужской обязанностью.
Кто бы что ни говорил, но защищать, это все-таки про мужчин. Есть в этом что-то очень мужское - в минуту опасности встать, заслонить собой женщин и детей и навалять врагу от души. Но это, конечно, не значит, что женщина должна за его спиной пудрить носик и требовать купить себе платьишко. У женщины своя роль - обеспечивать тыл, подносить патроны. И это тоже важно, возможно, не менее важно, чем и принимать удар на себя. Но сегодня я про защитников.
Потому что это их праздник. И сегодня он звучит по-другому.
Вчера один тринадцатилетний подросток, когда я машинально поздравила его с наступающим праздником, наморщил свой нос и заявил, что он - не защитник. Я уточнила, правильно ли я поняла, что в случае чего, его родным нечего рассчитывать на его защиту. Тот замялся и сказал, что вообще-то он хочет просто прожить свою жизнь, тихо, спокойно, без эксцессов и потрясений, и особенно, без войн и прочих катаклизмов. "А ты думаешь, что те, кто сейчас воюет, они не хотели прожить так свою жизнь? Или ты считаешь, что все кто сейчас сражаются, пошли туда исключительно из кровожадности и тяге к приключениям и авантюрам?" - спросила я. Подросток отвел глаза и промолчал. И тогда я еще его спросила: "А если опасность будет грозить непосредственно твоей семье? Разве ты не станешь защитником?" - "Ну, я же буду платить налоги государству, вот пусть оно и защищает". И мне стало грустно.
Знаете, какой комментарий с завидной регулярностью повторяется в мой адрес уже два года? Его пишут разные люди, он бывает очень разным по форме - от откровенно оскорбительного, с пожеланием всего самого ужасного, до иезуитски-вежливого, почти доброжелательного, маскирующегося под маску дружеского участия. Но суть от этого не меняется. "У тебя же, Женя, сын студент. Вот как ты отнесешься к тому, если его призовут и отправят на войну? Будешь радоваться?". Вот не далее, как вчера снова спросили, наверное, в сотый уже раз.
Я понимаю это желание - задеть оппонента побольнее. Поставить меня в заведомо проигрышную позицию. Потому что, если я буду отмазывать своего сына, то грош цена моим убеждениям, а если я готова отправить сына на "бойню во имя кровавого тирана", то какая же я мать - просто отбитая пропагандой на всю голову идиотка. И что бы я не ответила, я заведомо ставлю себя в неудобное положение. Кажется, в шахматах это называется цугцванг.
Но я попытаюсь вывернуться.
Во-первых, я не понимаю, отчего светлоликие люди все время подозревают меня в радости по очень странным поводам. То я, по их мнению, должна была скакать от счастья и заливаться шампанским, по поводу чьей-то смерти. Теперь вот меня должна посетить радость, когда я буду отправлять моего сына на защиту Родины. Увы, мои прекрасные, демократичные, светлоликие доброжелатели. Вынуждена вас разочаровать. На мой взгляд, радость в данных случаях, может испытывать только законченный психопат с явными проблемами с этикой и моралью. Радоваться я, разумеется, не буду.
Во-вторых, мне приходится признать, что понимать мы друг друга перестали, потому что верим в очень разные вещи, и система ценностей у нас очень разная. Для кого-то главный критерий уровня жизни - это количество сортов колбасы в супермаркете и количество нулей в банковском счете. А для кого-то что-то другое, не связанное с деньгами и едой. Внутреннее ощущение справедливости и пребывание в согласии с собственной совестью, например.
И с их точки зрения - основная цель родителей - сохранить жизнь своему ребенку. Любой ценой. Хоть тушкой, хоть чучелком, уберечь, спрятать, спасти кровиночку. Пусть трус и предатель, зато живой. Впрочем, трусость и предательство для них - другое. Они это представят как здоровый прагматизм и умение приспосабливаться к разным обстоятельствам.
Мне же кажется (да, я понимаю, что я - идеалистка, но ничего не могу с этим поделать), что моя задача не просто подарить жизнь сыну, обеспечив его материально. Но и сделать из него хорошего человека. Честного, смелого, способного на подвиг. Который, когда это нужно, встанет на защиту своей семьи и своей страны. А не будет прятаться у меня под юбкой, опасаясь за свою жопку.
Конечно, это звучит пафосно. И никто не может знать, как он себя поведет в той или иной ситуации, пока это не встанет перед ним. Но пока я думаю именно так.
Потому что, если так случится, радости, безусловно, я не испытаю. Но я хочу надеяться, что не испытаю и стыда за своего сына. Потому что мужчина в моем понимании должен быть защитником прежде всего.
Так что, с праздником вас, защитники. И те, которые первыми приняли на себя эту ношу. И те, которые еще не взяли в руки оружие, но готовы его взять и защитить своих родных и близких, своих женщин и детей, свою страну.