Вот где я только ни работала, и в крупных компаниях, и в мелких частных конторах, и в госструктурах, везде были проблемы с мотивацией сотрудников. Вот, казалось бы, все очень просто - чем лучше результат - тем больше должно быть материальное вознаграждение. Это самый действенный способ, кто бы что ни говорил. Все эти бредовые идеи насчет корпоративного духа и работы за идею, увы, не работают. Даже во времена развитого социализма это работало так себе, но там хотя идея была красивая - ни много, ни мало, а счастье всего человечества и величие Родины. А сейчас, что за идея? Процветание конторы "Пупкин и сотоварищи"? Обогащение чужого дядьки? Гордость за должность старшего менеджера? Вот на прошлой моей работе руководство считало, что нас от этой гордости должно прямо-таки распирать и мотивировать на сверхурочную бесплатную работу и прочие подвиги. Чтобы на очередном корпоративе получить грамотку в рамочке (у меня скопилось несколько, хоть туалет украшай), увидеть свое лицо на доске "Гордость нашей компании" и заиметь прочие "пионерские" поощрения. Не знаю, на кого это рассчитано. На меня, да и на других сотрудников, это навевало скуку и некоторое недоумение из серии *"Вы серьезно?".
Но хотела я не об этом, просто затянула вступление. Кстати, раз уж все равно отвлеклась, замечу между строк, что длинные вступления - это наша семейная черта. Недавно говорила с учительницей сына по литературе, которая восхищалась его сочинениями. Какой слог, говорит, какая фантазия, какое нестандартное мышление! Вот только один недостаток - длинно, затянутое вступление, и порой, отвлекается от основной мысли и его заносит. Вот теперь только скажите мне, что сие не передается по наследству? Очень даже передается.
Ладно, попытаюсь вспомнить, о чем я хотела написать. Так вот, о мотивации. Сейчас у нас с мотивацией на первый взгляд все просто. Есть ежедневный план. Выполнили - премия, перевыполнили - премия больше, не выполнили - фиг вам с маслом. Но поскольку я теперь не просто продавец, а некоторым образом, особа, приближенная, то и доступ к некоторым тайнам имею. Например, план ежедневно старший смены пишет на доске и каждые два часа фиксирует сумму выручки, дабы коллектив видел воочию насколько он близок или далек от вожделенного успеха. План этот старший смены берет из бумажки, распечатанной директором. А далее - данные фиксируются и рассчитываются в бухгалтерии, и что там и как считается - тайна сия велика есть. Но поскольку директор наша решила отдохнуть от трудов праведных, то пришлось ей сделать нам с Артемам допуск к некоторым "секретным" материалам, а именно к реальным цифрам плана. Ибо оказывается, что цифра на доске намеренно завышается процентов на двадцать от реального плана лично нашей руководительницей, которая считает, что стремиться надо к большему. Типа по ее мнению, так коллектив не будет расслабляться, а будет работать на результат. Не, с директрисой я спорить не стала, у меня на этот счет твердое правило: "ты начальник, я - дурак", вылезать себе дороже. Но вообще, с такой позицией я в корне несогласная.
Начнем с аксиомы, которую я так или иначе озвучиваю в каждом моем посте - все люди разные. И да, есть такие люди, которых препятствия и высокие планки только раззадоривают и заводят. Я даже знаю таких, вот Зимина явно из их числа. Но это удел очень сильных личностей, с ярко выраженными замашками лидеров, а таких, увы, не так уж и много. А уж среди рядовых продавцов магазина, так и вовсе - раритет. Лично меня (как и многих других) труднодостижимый результат вовсе не мотивирует на подвиги, а, напротив, заставляет подумать - "А стоит ли рваться на свастику, если шансы на успех совсем невелики?"
Сейчас попробую объяснить на пальцах, в смысле, на цифрах. Вот, грубо говоря, есть план 160 000 рублей. Я с утра всему коллективу радостно сообщаю, что план у нас сто восемьдесят, и коллектив кряхтя принимается осиливать эту завышенную цифру и работать в поте лица. И все бы хорошо, но вот наступает вечер, до конца смены остается два часа, а выручка составляет сто двадцать тысяч. И все понимают, что за два часа сделать сорок тысяч - задача невыполнимая. Нет, конечно, всегда есть шанс, что к нам заглянет какой-нибудь скучающий миллионер и осчастливит нас покупкой супердорогого подарочного издания "Войны и мир" ценой под сто тысяч рублей (вот честно, я просто хотела бы посмотреть на человека, который отвалит такую сумму за бессмертное творение Толстого), но это такой призрачный шанс, что как-то никто в такой исход не верит. А потому настроение падает и народ, понимая, что премии сегодня не светит расслабляется и работает уже без огонька. А вот если бы они понимали, что осталось сделать не сорок, а двадцать тысяч, что хоть и сложно, но вполне выполнимо, то тут, как мне кажется, есть причина напрячься и заиметь второе дыхание. И вот не далее, как вчера, мне удалось проверить эту мою теорию на практике.
В честь последнего предотпускного дня директрисы мы работали в паре с Артемом и получали ценные указания. Директриса уже мысленно пребывала в Гималаях, а потому не сильно заморачивалась и свалила часа в три дня, пожелав нам удачи. И мы остались одни. Понедельник - не самый лучший день с точки зрения продаж. Выручка росла медленно, и к восьми часам мы оказались примерно в такой вот ситуации, которую я написала для примера. Народ не подозревал о настоящем плане, а потому в воздухее витали пораженческие настроения. И вот тут я отозвала Артема и озвучила ему мою теорию (так как мы волею судеб оказались обладателями таинственных знаний о реальном плане). И что я могу сказать? Да, мы озвучили (к счастью, в смене были все свои, без резервных продавцов из главного офиса) реальный план. И что я хочу сказать? Народ реально воспрял духом. И да, мы его вытянули. Причем за десять минут до конца смены нам не хватало менее тысячи рублей, и мы даже обсуждали идею скинуться и прикупить чего-нибудь, ибо премия отбила бы наши затраты с лихвой. К счастью, без десяти десять к нам занесло дяденьку, горевшего желанием осчастливить своего трехлетнего сына знакомством с солнцем нашей поэзии, самим Александром Сергеевичем, и вы бы видели, как работала команда. Одно удовольствие. Влад завалил мужика обилием вариантов (чего, чего, а сказок Пушкина у нас много в самых разных изданиях и ценовых категориях), попутно впарив ему сборник лирики поэта и книжкой-раскладушкой "У Лукоморья". Я на кассе вылезла вон из кожи, дабы склонить мужика к покупке более дорогого (в свое оправдание скажу, что издание реально прекрасно) варианта "Сказок", к тому же еще и выпущенного нашим издательством, за которое нам начисляется отдельная премия, а в конце влез Артем, который умудрился под шумок впарить любителю классической поэзии, на мой взгляд, весьма сомнительную детскую книженцию под названием "Приключения игрушек", правда, красочную и яркую, и тоже из приоритетных к продаже книг. Зато весьма недешевую. И таки да, план мы сделали! И даже перевыполнили его на пару-тройку тысяч.
Так что, глупости это все, ставить заведомо завышенную планку. Увы, не работает. Я бы еще поняла, если бы речь шла о том, что премию бы нам платили фиксированную, исключительно по факту выполнения плана. Так нет, план рассчитывается в процентах, так что, сделав план никто не расслабится и не успокоиться, а наоборот, все из кожи вон вылезут, чтобы увеличить эту цифру, да еще и с настроением!
А вы как считаете? Чей способ лучше? Кто прав? Наша директриса, считающая, что завышенный план - это хорошая стимуляция, или я? Что думаете?