Я тут недавно ознакомилась с прекрасным. Спасибо за ссылку
paninina. В конце поста я с вами этой ссылкой тоже поделюсь, если вдруг кому интересно. Пост этот я написать просто обязана, потому что на это все намекает, и название моего блога, и мои аватарки, и даже мой первый пост, в котором я рассуждаю именно об этом фильме. Да, речь идет о фильме "Москва слезам не верит". Точнее, не о фильме, оказывается, существует книга, написанная сценаристом Влентином Черных, причем книга написана намного позже выхода фильма, который был лидер проката 1980 года, в девяностых.
Прочитала, удивилась, много думала, и, как обычно, имею много чего сказать.
Ну, во-первых, книга написана сценаристом. Если раньше (прости меня, Даша), я, честно говоря, смутно себе представляла, чем сценарий отличается от романа. Точнее, не так, я не до конца понимала, в чем специфика сценарного стиля, то сейчас, наконец-то, я оформила свои интуитивные догадки в четкую мысль. В тексте этой книги (а Черных писал уже именно книгу) очень много действия и объяснения этих действий. Мотивации героев разжеваны донельзя, действия четкие, с деталями. Но практически нет эмоций, эпитетов, лирики. Все чувства показаны через поступки и детали (ну, а как еще их показывать в фильме). Зато очень сильные диалоги, тут не отнять. Причем, диалоги все почти дословно повторяют фильм. Но, как вы понимаете, в книге всего больше, есть много дополнительных персонажей и каждая сюжетная линия развернута и углублена, порой самым неожиданным образом.
Из неприятного. Ну, лично меня неприятно поразила излишняя политизированность романа. То и дело, герои обсуждают советский режим, ругают Брежнева, партию и вообще весь строй. А финал меня и вовсе убил. Но об этом позже...
Те, кто хочет сам почитать эту книгу, дальше могут не читать, я это просто настоятельно вам рекомендую. Сами узнаете. Те, кто не собирается осиливать текст, добро пожаловать под кат.
Из трех героинь, меньше всего претерпела изменения линия Тоси. Все так, как и в фильме - и сама героиня, и ее муж Коля и практически все события. Добавлен только (что бы вы думали) - секс. С подробным описанием первой брачной ночи Коли и Тоси. Не знаю, была ли эта сцена в изначальном сценарии, в любом случае, ее бы точно снимать не стали. Потому как Коля от волнения в первую их ночь надрался, укушав почти литр беленькой. Точнее не так. Сначала он укушал поллитру, попытался что-то там изобразить со своей девственной невестой, не смог, прикончил второй пузырь уже с расстройства и уснул на столе на кухне. Обескураженная Тося рванула в ночи к подругам в общагу, где многоопытная Людмила научила ее, что и как надлежит делать, чтоб мужик гарантированно смог, с этим ценным набором знаний Тося вернулась домой, дотащила пьяную тушку до кровати, а наутро, прогуляв работу, с точностью исполнила советы подруги с похмельным Колей, после чего раздухарившийся Колян смог аж денадцать раз в течение дня. За кадром осталось - понравилось ли это Тосе, думаю, она кроме удовлетворения от того, что выполнила задачу, особо ничего и не испытала. В остальном - никаких сюрпризов эти персонажи и сюжетные линии не принесли.
Зато Людмила... Эх, друзья мои. Несмотря на то, что Людмила шпарит теми же репликами, что и в фильме, ощущение от ее персонажа совершенно другое. Хитрожопая хищница, очень смекалистая и прекрасно устроившаяся в жизни. Вы думаете, что Людмила была простой работницей химчистки, мечтающей стать женой генерала? А вот и нет. Хотя, она и работала в химчистке, но с материальным положением у нее было куда как лучше, чем у директорши комбината Катерины. Во-первых, после брака с Гуриным она умудрилась очень выгодно обзавестись и квартиркой, и нехилым счетом с сберкассе, который постоянно пополняла, приторговывая привезенными мужем из загранкомандировок шмотками и прочим дефицитом. А во-вторых, на протяжении всего романа она была любовницей одного законспирированного генерала КГБ, который и финансово ее поддерживал, и вообще давал ценные жизненные советы. Причем он присутствовал с самого начала, включая ее брак. Но был женат, а Людмила маниакально желала замуж. Но не везло. Кстати, ее история в романе тоже с хэппи-эндом, жена генерала КГБ умирает и после недолгих дебатов с дочерью генерала про так задоблавший всех квартирный вопрос, Людмила-таки получает долгожданное предложение руки и сердца и становится генеральшей.
Теперь про героиню. Вроде бы все, как и в фильме. Правда, весьма расширен образ ее родственника профессора, и его жены, которая вовсе не толстая клуша, а такая вот акулка, помогающая Катерине ценными советами (например, насчет аборта). Очень много внимания уделяется карьере. Там подробно описано, и как она работала на заводе, почему и зачем перешла на комбинат, как перла к власти, побеждая старое закоснелое руководство и выбивая оборудование отечественного производителя вместо не самого лучшего чешского. Даже тот ее любовник, которого в картине сыграл Табаков, это совсем не просто любовник, а начальник главка, с которым она спит достаточно продолжительное время, и который сначала ей помогает пробиться к власти, а потом начинает мешать, но путем блестящей и не очень этичной с моральной точки зрения интриги, с блеском проведенной Катериной, оказывается опозорен и брошен. В остальном, все, как и в фильме, даже с теми же диалогами. Но более подробно.
И о концовке. Тут, друзья мои, меня натурально прорвало. Если честно, постоянные политические вставки меня очень раздражали на протяжении всего романа. Чего стоят, к примеру Катерина, по очереди с дочерью по ночам читающая Солженицина, или постоянная и гневная критика Гоши партийной верхушки. По книге, так Катерина не столько боялась признаться Гоше, что она директор, сколько сознаться в своей принадлежности к партии и в том, что она является депутатом Моссовета. Свою партийность Катерина объясняет с помощью теории "прививки от чумы", которая совершенно не поддерживается Гошей. И вообще, мне показалось, что эта книга - взгляд на семидесятые из девяностых, со всеми штампами и того и другого времени. Но финал! Боже ты мой, что это был за финал.
Вот чем кончается фильм? Героиня сидит на кухне, кормит вновь обретенного героя щами и под лирическую музыку произносит "Как долго я тебя искала", после чего Никитин затягивает песню про Александру и бегут титры. Вот моя аватарка - это как раз кадр из финала.
Поначалу финальная сцена с водворением Гоши в семью написана, как и в фильме. Ну, кроме того, что поиски Гоши осуществлял Людмилин генерал КГБ. Но непосредственно общаться с Гошей пошел именно Коля, потому как генерал был срочно отозван по тревоге. Чувствуете? Грядут какие-то политические события, ожиданием которых пропитаны последние страницы романа, как бисквит коньяком? Далее следует сцена с пьяным Колей и известным предложением "дружить домами", а далее...
Готовы? (Это у меня фоном концерт Задорнова по телевизору идет).
Александра включает телевизор, и диктор Кириллов сообщает о смерти Брежнева. В романе текст обращения приводится целиком и местами капслоком, видимо, для предания важности моменту. И далее, вместо объяснений в любви, преведен разговор героев, в котором Александра, Гоша и Катерина обсуждают сложившуюся политическую ситуацию в стране, причем Гоша выдает политический прогноз (очень оптимистичный), "Система исчерпала себя, если ее начнут ремонтировать, она рухнет. Нас ждут большие перемены" - говорит Гоша. И если, в советское время, герои должны были взявшись за руки мечать о том, как они вместе будут строить коммунизм, то в романе из девяностых герои ждут перемен, чтобы строить, видимо, капитализм. Каково?
Короче, дивная вещица. Рекомендую.
Ну, и обещанная ссылка
http://loveread.me/view_global.php?id=38812.