Если человек не совсем идиот, то всю свою жизнь он накапливает опыт и делает из этого опыта определенные выводы. Ну, или другими словами, учится. Так как мне не хочется причислять себя к идиотам, то сразу же скажу, что из своей бурной жизни я вынесла много уроков. Не буду перечислять их всех. Это долго и никому не интересно. Но вот об одном из первых потрясений в моей жизни, которое заставило меня задуматься, пересмотреть свои взгляды и использовать полученные знания себе на пользу я все-таки расскажу.
В предпоследнем, десятом классе, судьба занесла меня в литературную гимназию при МГУ. О подробностях такого жизненного зигзага я уже писала, кому интересно, даю ссылку:
http://evaevg.livejournal.com/15028.html.
Десятый класс был очень странным периодом моей жизни. По семейным обстоятельствам я временно переехала к бабушке с дедушкой на Ленинский проспект, где получила в свое пользование отдельную комнату, и полностью отдалась учебе. Никогда ни до ни после я не училась с такой самоотдачей, с таким рвением и с таким старанием. Я постоянно читала, а уж сочинения я навострячилась писать так, что выдавала несколько страниц связного текста практически по любой теме, даже не имея о ней ни малейшего понятия. Но, вероятно, из-за того, что я попала в новый коллектив, во мне открылась особенность, слегка омрачавшая мою жизнь. Я стала до истерики бояться публичных выступлений. Даже прочитать уже написанный текст, стоя у доски перед всем классом, мне стоило неимоверных усилий. Я начинала заикаться, запинаться, краснеть. У меня ужасно тряслись руки и дрожал голос. И поделать с этим я ничего не могла. Слава богу, учителя у нас были понимающие, и на оценки это не слишком влияло. До первого экзамена.
Друзья мои, как же я готовилась к экзамену по литературе за десятый класс! Я была образцом для подражания, про меня можно было снимать документальный фильм и показывать старшеклассникам в качестве учебного пособия на тему "Как надлежит готовиться к экзаменам". На каждый экзаменационный вопрос у меня был готов конспект, с цитатами из текста. Я прштудировала кучу критических статей. Я учила стихотворения и отрывки в прозе. Я была не просто готова, я была мега-готова.
Экзамен планировался не простой. В экзаменационную комиссию помимо учителей нашей гимназии входили приглашенные кураторы из МГУ, в том числе одна какая-то очень крутая профессорша с филфака. Собственно говоря, именно благодаря ей я получила этот значимый урок.
Ну, это был явно не мой день. Мне не очень повезло с билетом. Нет, я знала любой билет, просто первый вопрос звучал как "Тема войны в произведениях Л.Н.Толстого" и особого энтузиазма у меня не вызывал. Ну, во-первых, Лев Николаевич уже тогда не относился к числу моих любимых писателей, а во-вторых, я же девочка. Какая, на фиг, война? Ну, не интересно мне про войну. Но, как я уже говорила, я знала все. А потому уверенно набросала план ответа и пошла отвечать.
Понятно, что вид высокой комиссии не сильно поспособствовал раскрытию моих ораторских талантов, скорее, наоборот. Ожидаемо, у меня затряслись руки, я стала мямлить и запинаться, но, несмотря на это я говорила и говорила правильно и по теме. Не знаю, чем я так не понравилась той профессорше. Может своей неуверенностью, может, прическа моя пришлась ей не по вкусу, тайна сия велика есть, и боюсь, мне ее уже не узнать. Пока я блеяла что-то про "Севастопольские рассказы" профессорша изучала меня с таким высокомерием и такой явной неприязнью, как будто накануне я осквернила ее квартиру, надругалась над любимой бабушкой и сделала шашлык из ее любимой собаки. От этого "доброго и ободряющего" взгляда мне хотелось немедленно самоубиться любым угодным ей способом, что, как вы понимаете, никак не добавляло блеска моему ответу. Тем не менее, я кое-как разобралась с "Севастопольскими рассказами" и перешла на эпохальную "Войну и мир". Думаю, не надо уточнять, что это, пугающее своим объемом всех школьников произведение я читала. Внимательно, местами с карандашом, иногда продираясь сквозь философские умствования автора с большим трудом и борясь со скукой, но читала. Это я так, в качестве ремарки.
Итак, я трясясь и запинаясь излагаю взгляды Толстого на роль народа в войнах, как вдруг профессорша прерывает меня и задает вопрос. Один, блин, вопрос, который и уверенного в себе человека наверняка бы озадачил. А тут невротичка в состоянии панической атаки, то есть я. Итак, вопрос:
- Деточка, а в каком сражении Кутузов ел курицу?
Меня парализовало. Сквозь охвативший меня ужас воображение рисовало поле боя с бегущими в атаку солдатами и летающими и взрывающимися ядрами. Посреди всего этого безобразия сидел одноглазый полководец и обгладывал куриную ножку. Рядом, лавирую между взрывами, носилась одноногая курица и нагло мне подмигивала. Кутузов тоже мне подмигивал единственным глазом, в котором помимо насмешки читалась обида и укор за то, что я не могла ответить на столь легкий вопрос.
Нет, сейчас бы я, безусловно, с блеском бы выкрутилась. Начала бы нести всякую чушь про Кутузова, куриц и его спорном взгляде на тактику и стратегию. Начала бы с умным видом перечислять все сражения, и не с первого, так со второго раза попала бы в точку (кто не в курсе - правильный ответ "Бородинское"). Но тогда я так перепугалась, что могла только хлопать глазами и бороться всеми силами за то, чтобы не грохнуться в обморок.
- Понятно, - скривилась профессорша. - "Войну и мир" вы не читали.
И полностью потеряла ко мне интерес.
Далее, я продолжила свой ответ. Кстати, кто не знает, по мнению многих критиков своим поеданием курицы Кутузов иллюстировал основную мысль Льва Николаевича на тему войны, что сражения выигрывают не полководцы, а народ. И естественно, весь мой ответ строился вокруг этой мысли. И я ее даже упоминала, цитировала и Кутузов и Бородино и тоже упоминала. Но вот не срослось у меня с курицей. Четыре тома, Карл! Еще спросите, под какую именно музыку танцевала народный танец Наташа Ростова и процитируйте третью по счету фразу Пьера во второй части. Ну да ладно. Короче, я ответила на второй вопрос (уже не помню, каким он был), прочитала наизусть какое-то стихотворение Некрасова и в полном помутнении рассудка покинула кабинет.
Как вы думаете, что я получила за этот экзамен? Ну, ладно, признаю, ответ не был великолепным, курица - важная деталь в изображении войны Толстым. Но на четверку-то я наработала? Ну, ладно, допустим мое блеяние настолько испортило все впечатление о моих знаниях, что четверку поставить у высокой комиссии просто не поднялась рука. Ну, допустим, что первый вопрос я завалила. Но второй и третий я же ответила. Ведь можно же было поставить трояк?
А вот фигушки! Вероятно, в тот день звезды сошлись так, что именно на меня пал выбор профессорши, дабы продемонстрировать всем окружающим скудность знаний школьника и доказать то, что чтением "Войны и мира" все пренебрегают. Я получила двойку.
Это был удар. Самое ужасное, что я понимала, что все это крайне несправедливо и незаслуженно. И даже остальные члены комиссии это понимали. Сразу скажу, я отделалась легко. Мне назначили пересдачу, и этот позорный факт в результате никак не сказался на итоговой оценке. И в аттестате у меня стоит пятерка. Но в тот момент, мне казалось, что жизнь кончена, позор этот будет преследовать меня всю жизнь, и самое время валить в монастырь или уезжать в глушь, устраиваться работать уборщицей в какой-нибудь привокзальной столовой и выбить на лбу татуировку "Она не читала "Войну и мир".
И вот тогда, когда я заперевшись с своей комнате обдумывала план побега и выбирала шрифт для налобной надписи, меня и посетило это откровение. Да, я ни фига сейчас не шучу. Мне явилась истина. Для красоты изложения хотелось бы написать, что истина явлилась мне в образе Кутузова, поедающего цыпленка, но, увы. Никаких светлых ангелов и одноглазых полководцев я не узрела. А просто вдруг до меня дошло - чтобы сдать экзамен, главное, это не знать предмет, это как раз вовсе и не обязательно. Главное - доказать экзамеатору, что ты его знаешь. А это, как ни крути, совсем не одно и тоже.
И вот что я вам скажу. С тех пор, начиная с одиннадцатого класса, получив два высших образования, я ни разу не заваливала ни один экзамен. Нет, у меня не красный диплом. Но я ни разу не пересдавала. К третьему курсу МИРЭА я вообще достигла таких высот на этом поприще, что умудрялась получать вполне себе приличные "хор" за предметы, и названий-то которых я не всегда могла правильно произнести. Вот только знаниями я этими с сыном делиться не спешу. Во-первых, у него пока и так все прекрасно получается. Во-вторых, чем-чем, а стеснением он никогда не страдал. Ну, и в-третьих, я считаю, что каждый человек должен сам доходить до подобных сакральных знаний, даже ценой таких вот малоприятных историй.
А вы что думаете по данной теме?