конкуренция, оценки, хоумскулинг

Sep 30, 2012 08:13

Оригинал взят у islandena в конкуренция, оценки, хоумскулинг

Переписываюсь с подругой на разные детско-родительские и прочие темы, и зашла речь об обучении и хоумскулинге. Оказалось, что ее муж один год (в 5 классе) учился дома и считает, что это было ошибкой. Мне, естественно, стало интересно, почему. Главный его аргумент "против" - невозможность соотнести свои знания и успехи со знаниями и успехами других, отсутствие конкуренции. Еще он сказал, что в этом возрасте у него не было никакой внутренней мотивации учиться, она пришла позже. Человек он очень умный, талантливый, и, по словам его жены, "сделал сам себя в смысле знаний". Для меня его мнение очень важно само по себе и как материал для размышлений. И вот что наразмышлялось.



Весь мой жизненный опыт согласно кивает в ответ на мысли о том, что конкуренция очень подстегивает учебу. Я это по себе знаю и замечаю. Желание кого-то обойти или хотя бы быть не хуже - страшно мотивирует. Но наблюдения за ребенком и то, что я поначитала про анскулинг, заставляют меня усомниться не в действенности такого типа мотивации, а в его естественности или неизбежности.

Психологи сейчас много пишут об опасности похвалы. О том, как излишняя похвала убивает мотивацию, переводит ее из внутренней во внешнюю. И вот сдается мне, что ленивы и нелюбопытны мы становимся после того, как попадаем в систему, где все построено на внешней мотивации, где искусственно подстегивается конкуренция. «Вася, ты прекрасно нарисовал эти палочки. На тебе за это наклейку. И ты, Петя, получишь наклейку, когда нарисуешь такие же красивые палочки, как Вася». Все, Вася понял, что рисовать  красивые палочки нужно для того, чтобы заслужить наклейку. То, что Вася, может быть, получил колоссальное удовольствие от процесса, - никого не интересует. Палочки - не для Васи, палочки - для учительницы, чтобы дать наклейку и поставить в пример, для родителей, чтобы гордиться, для Пети, чтобы «служить образцом», для бумажной промышленности, чтобы выпускать еще и еще прописи... И Петя понял, что рисовать палочки надо не для себя, а для того, чтобы быть не хуже Васи. Ну и наклейку хочется, чего уж там, все мы люди. А молодец Вася в следующий раз, рисуя палочки, будет думать не о своем кайфе, а об ожидающей его наклейке. И будет страшно раздосадован, если вдруг ее не получит. Побудь немного в этой системе - и внутренняя мотивация исчезнет за ненадобностью. И тогда, действительно, понадобятся самые разные приемы, чтобы угольки детского любопытства не загнулись совсем, а хотя бы чуток тлели. А замена подлинной деятельности ее бурной имитацией, повсеместно наблюдаемой в школе, - это еще один нож в спину внутренней мотивации.

У хоумскулеров есть такое понятие, как расшколивание (или дескулинг). Это довольно тягостный для родителей период, который наступает сразу после того, как ребенка забрали из школы на домашнее обучение. Длительность расшколивания - величина индивидуальная, зависит от многих факторов. Что в этот период происходит. Ребенок лежит на диване и не хочет ни-че-го. Родители беспокоятся, не совершили ли они фатальную ошибку. А вдруг да не будет сам учиться? Потому что чужой радужный опыт - он же все равно чужой. А свой ребенок - вот он сидит за компьютером и нифига не делает. Обычно опытные хоумскулеры советуют таким волнующимся родителям отпустить ситуацию, дать ребенку максимум свободы и любыми способами отмазать его от школы. Сдавать необходимые аттестации, прилагая минимум усилий. И через какое-то время - поразительно, но ребенок начинает «просыпаться», у него появляются интересы. Скорее всего, не школьные (чаще всего из школы ребенка забирают потому, что ему там стало невыносимо, и все, что связано со школой, вызывает отвращение и тошноту). Но это интересы! Это желание узнавать и учиться! И это - внутренняя мотивация, свободный выбор. Без оценок, без конкуренции, без плясок учителя, который из кожи вон лезет, чтобы «заинтересовать». Из этого я делаю оптимистичный вывод, что мотивацию у ребенка трудно убить совсем. Но, может, если создать ребенку такие условия, в которых его мотивация не будет на каждом шагу подвергаться смертельным рискам, результаты будут еще прекраснее?

Поэтому когда мне говорят, что я должна «дать» ребенку, я начинаю ершиться и буянить. Пусть сам берет. А я буду дровишки в огонь подкидывать по мере сил, но в его огонь, а не в лично мной построенную печку.

Еще один момент, который заставляет меня напрягаться, когда речь заходит об оценках, - это вопрос «делать жизнь с кого». Любая социальная среда, в которую человек попадает, моментально начинает транслировать ему свои ценности. Собственно, самоощущение в социуме завязано на то, как ты относишься к принятым в нем ценностям, насколько они для тебя «свои». Я читаю сейчас Ньюфелда, он как раз пишет о том, что подростковая ориентация на сверстников, которая признана нормой, - на самом деле отнюдь не норма, а лишь «узаконенная» потеря контакта между родителями и детьми. В норме ребенок перенимает ценности своего ближайшего окружения, своей «деревни привязанностей».  Современные подходы к воспитанию разрывают связь между родителями и детьми, и дети в поисках надежной базы обращаются вовне - к сверстникам, к учителям, кого найдут. И тут уж повезет - не повезет. Может, повезет, и ребенку встретится в жизни удивительный человек высоких моральных принципов. А может, не повезет, и ребенок прибьется к какой-нибудь маргинальной группировке, и родители будут волосы рвать «в кого он такой уродился?». Основная мысль: надо сохранить контакт с ребенком, чтобы ценности, принятые в вашей семье, оставались для него ценными. Ребенок, взрослея, может их пересматривать, переосмыслять, даже отвергать, но пусть он делает это с уважением, чтобы не рвалась нить, чтобы сохранились привязанность и любовь.

Так вот. Школа начинается с того, что ребенка переориентируют с семьи на новый социум, который ни он, ни родители не выбирают. И такую базовую штуку, как формирование системы ценностей, мне как-то страшно доверять незнакомому человеку. А вдруг эта учительница психически неуравновешенная (и по ночам пьет кровь христианских младенцев)? Мне в принципе неприятна мысль, что кто-то будет моему ребенку навязывать свои идеалы и образцы. Пусть уж он сам разберется, кто ему симпатичен и чем. Выбрать себе гуру (или не выбрать) - это же вещь такая, жизнеполагающая. Опять же я верю, что если ребенку не тыкать в лицо с детства преуспевающего соседа Васю, то он в этом вопросе прекрасно разберется. А если все время Вася маячит перед глазами, то тут не до гуру. Успеть бы догнать.

Убирая конкуренцию и оценки, мы не лишаем ребенка стимула. Мы даем ему возможность идти своим путем, не оглядываясь на Васю, не растрачивая свою энергию на то, чтобы оправдаться, почему он на Васю не похож.

Наверное, заботливые и умные родители могут как-то эти моменты компенсировать. Объяснять ребенку, что учитель не всегда прав, что оценка - это неважно, что он не обязан любить одноклассников, что идиоты нам в жизни встречаются чаще, чем хотелось бы. Не знаю, не знаю... Я пока не вижу бонусов, перевешивающих те колоссальные усилия, которые должны предпринять родители, чтобы их дети вышли из школы здоровыми и психически уравновешенными. (хотела даже написать "живыми", потому что вспомнила анекдот:

- Кто будет учиться на двойки и тройки, попадет в ад. А кто будет учиться на четверки и пятерки - тот в рай.

- Скажите, а что, живым из школы выйти нельзя?)

Previous post Next post
Up