Оригинал взят у
agritura в
Коломенское и второй Романов Я была в Коломенском два раза - впервые в одну из первых своих частых поездок в Москву полтора года назад. Это была вторая половина дня, и я уже жутко устала, так как перед этим мы ездили в Новоспасский монастырь, и ноги у меня к вечеру гудели, как бухенвальдский набат. В тот визит мы успели посмотреть реконструкцию царского дворца и погулять немного по саду.
Второй раз я была здесь прошлой осенью, около года назад. Тут мы уже отвели душу и осмотрели все основательно. Фотографии, предоставленные в этом отчете, относятся и к первой, и ко второй поездке.
Место это очень притягательное - это могут подтвердить и москвичи, и гости города. Ему приписывают некоторые мистические свойства - мол, здесь гео-аномальная зона находится, поговаривают о каком-то таинственном разломе земли, валунам, находимым в Голосовом овраге, приписывают волшебные свойства и т.д. Но это мы оставим исследователям иного рода, а сегодня будем говорить о другом.
На макете царского дворца видно, на каком месте он стоял ранее - видите Задние ворота? Историки и работники музея настояли, чтобы воссозданный дворец возводили в стороне от музейного комплекса, чтобы не нарушать архитектурный ансамбль аутентичных построек.
История Коломенского длительная, насыщенная, интересная; если задаться целью и описать ее подробно, можно накропать объемный исторический опус, я же остановлюсь на одном отрезке истории - царствовании Алексея Михайловича. Ведь именно ему Коломенское обязано своим расцветом и большинством архитектурных памятников. Не забудьте, однако, что самый главный, входящий в список «Юнеско» - храм Вознесения Господня - построен задолго до правления Алексея Михайловича. Его построили по приказу Василия Третьего. Предполагают, что он мог быть возведен либо в качестве «мольбы о чадородии» еще до рождения Ивана Четвертого, либо уже в честь его рождения.
Конечно, "новодельный" дворец вызывает весьма противоречивые чувства у реставраторов, историков и любителей старины, но экскурсанты его посещают охотно
Обращаясь к этой эпохе, я не буду вспоминать Никона и раскол, чуму, Медный бунт и Степана Разина; я напомню немного о самом царе. Переписывать его биографию не стану, упомяну лишь самые некоторые интересные факты о нем. Первые Романовы, затерявшиеся между Смутой и шумным царствованием Петра, редко привлекают внимание потомков, и не вполне заслуженно. Об Алексее Михайловиче вспомнить стоит.
Замечательные экспонаты музея "Вехи истории":
Прекрасный шкаф-секретер с портретами русских правителей, вырезанный из моржовой кости. Работа холмогорских мастеров 17 века. И здесь:
Писатель.
Алексей Михайлович был одни из самых «пишущих» российских самодержцев. Судя по многочисленным письмам, грамотам, заметкам, сохранившимся до наших дней, он и прекрасно знал литературу своего времени (такие книги-наставления, как «Измарагд» и «Домострой»), и сам охотно и много писал. Его стиль был достаточно образным, цветистым, украшенным выразительными оборотами и цитатами. В своих посланиях он охотно пускался в поучения и наставления. В письмах часто фигурируют слова «служба», «рвение», «усердие» - Алексей Михайлович считал основной задачей каждого своего подданного именно службу престолу государевому.
Храм Георгия Победоносца, 17 век, перевезена из села Семеновское Архангельской области
Интересно, что некоторые непривычные для русских правителей мысли стал высказывать именно этот государь задолго до своего знаменитого сына Петра Первого. Так, он первым стал бранить в письмах знатнейших дворян, несущих службу «негодно». У Петра это развилось безмерно - любой, кто нес службу «годно» мог подняться до самых высот дворцовой иерархии, не имея фамильного титула.
Конечно, писательский талант царя воплотился, в основном, в переписке, но есть и зачатки настоящих литературных произведений. Алексей Михайлович был так удручен смертью митрополита в 1652 , что написал «Письмо Никону о смерти патриарха Иосафа» и «Повесть о преставлении патриарха Иосафа». Последнее произведение написано в форме письма еще не избранному преемнику патриарха. Предполагают, что его же перу принадлежит «Уложение сокольничья пути», пробовал царь писать и вирши.
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. 16 век, построен по приказу Ивана Грозного
Защитник веры.
Набожность царя прочно вошла в историю. Этот чувствительный и добродушный, по сути, человек, был одним из самых религиозных монархов, занимавших когда-либо Русский престол. Он хорошо знал священные книги, ориентировался в чине богослужения и нередко приводил в смущение священнослужителей, делая им во время службы замечания и поправляя их. Он строго придерживался постов и даже после их окончания старался быть воздержанным и избегал чревоугодия, хотя, видимо, не всегда успешно - Алексей Михайлович был склонен к полноте. Службы царь отстаивал по нескольку часов, но, правда, иногда мог забыться и завести в храме с ближними светский разговор прямо во время литургии. При всем этом немного наивном следовании обрядам, нельзя упрекнуть царя в ханжестве и лицемерии - был он все-таки человеком достаточно благочестивым и целомудренным, стараясь сверять свою жизнь и деяния с Писанием.
Строитель
Конечно, по строительному размаху Алексей Михайлович несколько уступает своему отцу Михаилу Федоровичу , «разукрасившему» Москву замечательными храмами в стиле русского узорочья, однако и он строил немало. Вот список лишь нескольких, самых знаковых построек, возведенных при нем:
-Потешные хоромы (театр) в Преображенском, другие постройки в этом селе;
-Аптекарский приказ полностью перестроен;
-Постельные хоромы
-Перестройка теремного дворца в Кремле
-храм Николая Чудотворца Москворецкого (1651),
-храм Георгия Неокессарийского на Полянке (1665),
-плотины и мельницы на прудах в Измайлово,
Каменные житницы на Арсенальной площади,
-царские хоромы в звенигородском Саввино-Сторожевском монастыре,
-царский путевой дворец в Алексеевском,
-очистка и обустройство московских прудов,
-окончание строительства Нового Гостиного двора Москве.
Это медоварня 17 века. Привозная. Деревянную постройку привезли из села Преображенского. Когда-то она принадлежала Николаевскому Единоверческому монастырю.
Постройки в Коломенском:
-Последовательно построены два деревянных дворца, один из них - тот, который недавно восстановили.
-Водовзводная башня;
-Георгиевская церковь;
-Ансамбль Передних ворот;
-Задние ворота;
-Казанская церковь;
-Фряжский погреб;
-Сытный двор и поваренная палата (восстановлены);
-Кормовой двор (утерян);
-Медоварня (восстановлена) и мн.др.
Охотник
Алексей Михайлович охоту обожал, и чаще всего охотился именно в окрестностях Коломенского. Излюбленный вид царской охоты - соколиная. Хороший обученный сокол стоил очень дорого и был нередким подарком русского государя иностранным правителям. У самого царя было более 3000 ловчих птиц, которых делили по «статьям». Это были не только соколы, но и ястребы, и кречеты. За птицами следил огромный штат служивых людей с особой иерархией. Держали пернатых при потешном дворе в Коломенском, еще один такой двор был в царском селе Семеновском. Любид царь и псовую охоту. У него было несколько больших псарней. При коломенском был устроен «волчий» двор - место, где держали диких зверей для «притравливания» во время обучения молодых собак.
Храм Казанской иконы Богоматери. Возведен в 1649-1653 году по приказу Алексея Михайловича в честь 100-летия взятия Казани
Ревнитель старины.
Алексей Михайлович очень почитал обычаи и русскую старину. Он во многом руководствовался «Домострем». Так, первую свою жену Марию Милославскую по молодости он держал практически взаперти, не позволяя ей показываться на людях, разрешались только выходы в храм в окружении большой свиты и охраны, хотя и любил ее государь преданно, что явствует из писем. При дворе были запрещены увеселения, не допускались в царские палаты скоморохи и музыканты. Во многом этому способствовал строгий патриарх Иосаф, оказывавший большое влияние на царя. Пищу царица принимала отдельно, в своих покоях.
Казанский храм
О строгости содержания царской жены есть исторический анекдот: два молодых стольника вздумали посмотреть, как выглядит царица. Они устроили так, что карета, которую ей подали, была слишком широка, и не могла въехать во двор. Таким образом, Марии Ильиничне пришлось пройти несколько метров по длинному переходу, и стольники тем временем как бы случайно прошли к ней навстречу и увидели ее. Об этом прознал царь. Он в ярости приказал бросить проказников в темницу, а затем сослать их на Север. Только заступничество знатных родственников спасло юношей, но от двора их все же удалили. Надо сказать, что что и при его предшественниках «первые леди» не шлялись в одиночку по кабакам - большая часть жизни всех цариц проходила в женских палатах, в сокрытии от посторонних глаз.
Задние ворота усадьбы
Супруги жили душа в душу, Мария родила ему 13 детей и умерла вскоре после последних родов. Она была старше супруга на 5 лет.
Однако с возрастом строгие воззрения царя поменялись. Ко второй жене Наталье Нарышкиной он относился уже немного по-другому: она везде появлялась свободно, нередко сопровождала мужа во время выходов. Потакая молодой жене, царь организовал что-то вроде придворного театра, в моду вошли польские кафтаны, все больше при дворе появилось иностранцев.
Храм Вознесения господня в 1528-1532 гг возводили итальянцы по заказу царя Василия Третьего.
Эстет.
На момент царствования Алексея Михайловича разработка собственных месторождений только начиналась, страна была бедна металлами, а особенно золотом и серебром. Тем не менее, царь обожал ювелирные украшения, оружие, посуду и изукрашенную золотую утварь. Он очень ценил иностранные подарки из драгоценных металлов и камней, собрал целую коллекцию, подолгу рассматривал предметы, любуясь ими. В почете были немецкие ювелиры, а один из наборов для царского наряда заказывали в Стамбуле.
Слава - водовзводная башня, служившая также въездом в Вознесенский сад. В центре - колокольня Георгиевской церкви, 16 век
В 1671 году мастер Богдан Пучин создал механизм для подъема воды, установленный в башне. Сейчас принцип его работы можно наблюдать на действующем макете в музее.
Алексей Михайлович любил длительные пышные церемонии, для которых его наряжали в драгоценные ризы. Царское платье было богато изукрашено драгоценными камнями и золотом. Эта пышность, правда, свойственна была и предыдущему Романову. Сохранились многочисленные описания множества выходов Михаила Федоровича, где очень подробно перечисляется, какое платье было на царе, какая ферязь и какие бармы.
Передние ворота. Построены при Алексее Михайловиче в 1671 году. Служили парадным въездом в усадьбу.
Алексей Михайлович поощрял развитие искусных ремесел и охотно приглашал иностранных мастеров для создания изысканных изделий для царского двора. Нравились ему всяческие диковины и механические игрушки. Его сын Петруша с детства баловался мудреными заморскими цацками, именно поэтому в зрелом возрасте он увлекался ими безмерно, также, как отец.
И дворец царя, в наше время, к сожалению, не сохранившийся, является свидетельством увлечения царя «красивостью», возможно иногда чрезмерной.
Вознесенский храм - объект охраны ЮНЕСКО
На тридцатилетнее царствование Алексея Михайловича выпало много испытаний для России - не всегда удачные реформы, Раскол, эпидемии, неоднократные бунты, подавленные жестко и кроваво, но все-таки второй русский царь из династии Романовых, не заслуживший у потомков порядкового номера, вошел в историю с прозвищем «Тишайший» не напрасно. Похоже, это один из немногих русских правителей, которого народ любил.