Художник Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847)

Dec 19, 2013 22:03








«Вот те и батькин обед»
1824
Холст, масло 25,8 х 20,8
Государственная Третьяковская галерея
Москва



«Встреча у колодца»
1843
Холст, масло 66 х 50
Азербайджанский государственный музей искусств
Баку



«Гумно»
1821г.
Холст, масло 66,5 х 80,5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург




«Два крестьянских мальчика со змеем»

1820-е

Холст, масло 20,5 х 16

Самарский областной художественный музей

Самара

Повторение картины, находящейся в Государственном Русском музее



«Девушка в платке»

1830-е

Холст, масло 38 х 27,5

Государственный Русский музей

Санкт-Петербург



«Девушка на качелях»

Правая часть панно.

Холст, масло 129 х 49

Государственный Русский музей

Санкт-Петербург



«Девушка на сеннике»



«Девушка с бураком»

1824

Дерево, масло 29,5 х 23,5

Государственный Русский музей

Санкт-Петербург



«Девушка с гармошкой»

1840

Холст, масло 40 х 30

Нижегородский государственный художественный музей

Нижний Новгород



«Девушка с крынкой молока»

1824

Холст, масло 42 х 32

Краснодарский художественный музей

Краснодар



«Девушка с теленком»

1829

Холст, масло 37 х 31,5

Частное собрание



«Девушка с теленком»

1829

Холст, масло 65,5 х 53

Государственная Третьяковская галерея

Москва



«Жнецы»

Середина 1820-х г

Холст, масло 66,7 х 52

Государственный Русский музей

Санкт-Петербург



«Жница»

1826

Холст, масло 30 х 24

Государственный Русский музей

Санкт-Петербург



«Захарка»

1825

Картон, масло 39,8 х 30,7

Государственная Третьяковская галерея

Москва



«Кормилица с ребенком»

1830-е

Холст, масло 66,7 х 53

Государственная Третьяковская галерея

Москва



«Крестьянин со скрещенными руками»

1820-е

Дерево, масло 29,5 х 24

Государственная Третьяковская галерея

Москва



«Девушка на качелях»

Левая часть панно.

Холст, масло 129 х 49

Государственный Русский музей

Санкт-Петербург



«Крестьянка Тверской губернии»

1840

Холст, масло 67 х 50,5

Государственный Русский музей

Санкт-Петербург



«Крестьянка с васильками»

1830

Холст, масло 48,3 х 31,7

Государственный Русский музей

Санкт-Петербург



«Крестьянка с косой и граблями (Пелагея)»

1824г.

Дерево, масло 22,5 х 17,5

Государственный Русский музей

Санкт-Петербург



«Крестьянка с кринкою молока»

1820-е гг.

Холст, масло 31,5 х 24,5

Государственный Русский музей

Санкт-Петербург



«Крестьянская девушка с серпом во ржи»

1820

Бумага, пастель 36,2 х 27,8

Государственная Третьяковская галерея

Москва



«Крестьянские дети в поле»

1810-е

Холст, масло 38,5 х 30

Государственный Русский музей

Санкт-Петербург

Алексей Венецианов родился 7 февраля 1780 года в Москве, в купеческой семье. В тогдашних церковных книгах его отец, Гаврила Юрьевич, значился "московским купцом, греком". И действительно, предки художника были выходцами из Греции.

Где-то на рубеже 17-18 веков они переселились в Болгарию, оттуда -  В Нежин, а уже потом - в Москву. Гаврила Юрьевич торговал ягодами для варенья, ягодными кустами да тюльпанными луковицами и видел сына продолжателем своего дела. А тот с ранних лет увлекся "художествами": рисовал с чужих картин и с натуры, портретировал своих товарищей.

Трудно ответить на вопрос - "учился ли у кого-нибудь юный Венецианов?". Есть данные, что существовал некий Пахомыч, научивший мальчика составлять краски, готовить и грунтовать холст, натягивать его на подрамник.

Как бы там ни было, первые известные работы Венецианова, относящиеся к самому началу 19 века, свидетельствуют о том, что перед нами далеко не новичок в живописи.

После окончания пансиона Венецианов некоторое время служил в Чертежном управлении, а в 1802 году отправился в Петербург. Мотивировки этого переезда не слишком ясны.

Далее о жизни художник до 1807 года мнения исследователей расходятся. Одни утверждают, что, потерпев фиаско, Венецианов вернулся в Москву. Другие, напротив, пишут, что он остался в Петербурге и, получая от отца содержание, всерьез озаботился своим художественным образованием.

В 1807 году Венецианов поступил на службу в Канцелярию директора почт Д. Трощинского. Видимо, именно Трощинский свел его со знаменитым портретистом В. Боровиковским. Встреча двух живописцев - начинающего и маститого - имела своим следствием то, что Венецианов стал учеником Боровиковского. Вероятнее всего, он в это время и жил, и столовался у него. В доме Боровиковского Венецианов угодил в самую гущу тогдашний художественной жизни, увидел и услышал вживую многих знаменитых русских писателей и художников.

В том же, 1807-м, году в его голове родился новый "прожект".  Венецианов задумал издавать "Журнал карикатур". В декабре подписчики получили два первых выпуска-гравюры журнала. Третий выпуск (карикатура "Вельможа") уже не дошел до них. Он попал к Александру І, который попросил передать автору, что " он дарование свое мог бы обратить на гораздо лучший предмет", и журнал запретил.

Обескураженный Венецианов по некотором размышлении решил попасть в сферу общественной жизни другим путем. Официальным. Через Академию художеств. В 1811 году он получил звание "назначенного" за представленный автопортрет. Эту ступень предлагалось преодолеть всем тем, кто не учился в Академии. На следующий год художник выполнил конкурсную программу и стал академиком.

В 1815 году Венецианов женился на представительнице обедневшего дворянского рода Марфе Афанасьевне Азарьевой. К тому времени он явно устал от Петербурга. В 1818 году он сделался помещиком, купив в Тверской губернии небольшое имение Сафонкова. Тогда и созрело решение бросать службу и уезжать из города навсегда. В 1819 году мастер это решение исполнил. С тех пор он, домосед по натуре, знал лишь дну дорогу из Сафонкова и Питер и обратно.

Хозяином Венецианов оказался рачительным и добрым. Он предпринял ряд благоустройств.

В деревне свершился переворот в художественной вере художника. Оставив упражнения в портретном жанре, он принялся писать крестьян. Эти работы и выдвинули его в ряды виднейших живописцев своего времени.

С начала 1820-х годов художник стал собирать талантливых крестьянских подростков и обучать их ремеслу живописца. Постепенно сформировалась группа, известная как "Школа Венецианова". Птенцы вылетали один за другим из венециановского гнезда в большой мир, многих он пристраивал в Академию. Только себя пристроить так и не сумел. Его эскизы для картины, которая должна была открыть путь к званию "советника", забраковал академический совет. В дальнейшем с Академией Венецианов низменно был "на ножах". Пилюлю не смогли подсластить даже присвоение ему в 1830 году звания "художника государя императора", назначение ежегодного жалованья в 3000 рублей и награждение орденом св. Владимира 4-й степени.

Непомерные расходы, связанные с необходимостью содержать школу и обеспечивать своих воспитанников, легли тяжелым бременем на имение. В конце концов, он был вынужден заложить имение в Опекунский совет. Пытаясь хоть как-то выправить материальное положение, Венецианов брался за заказные работы. По большей части, это были портреты и иконы для церквей.

4 декабря 1847 года, окончив эскизы икон для одной из тверских церквей, он захотел самолично отвезти их  в Тверь. На спуске с крутой горы лошади понесли, Венецианова выбросило из саней, и он запутался в вожжах. В село Поддубье тройка притащила уже бездыханное тело.



русские художники, портреты, живопись

Previous post Next post
Up