«Вот те и батькин обед»
1824
Холст, масло 25,8 х 20,8
Государственная Третьяковская галерея
Москва
«Встреча у колодца»
1843
Холст, масло 66 х 50
Азербайджанский государственный музей искусств
Баку
«Гумно»
1821г.
Холст, масло 66,5 х 80,5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
«Два крестьянских мальчика со змеем»
1820-е
Холст, масло 20,5 х 16
Самарский областной художественный музей
Самара
Повторение картины, находящейся в Государственном Русском музее
«Девушка в платке»
1830-е
Холст, масло 38 х 27,5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
«Девушка на качелях»
Правая часть панно.
Холст, масло 129 х 49
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
«Девушка на сеннике»
«Девушка с бураком»
1824
Дерево, масло 29,5 х 23,5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
«Девушка с гармошкой»
1840
Холст, масло 40 х 30
Нижегородский государственный художественный музей
Нижний Новгород
«Девушка с крынкой молока»
1824
Холст, масло 42 х 32
Краснодарский художественный музей
Краснодар
«Девушка с теленком»
1829
Холст, масло 37 х 31,5
Частное собрание
«Девушка с теленком»
1829
Холст, масло 65,5 х 53
Государственная Третьяковская галерея
Москва
«Жнецы»
Середина 1820-х г
Холст, масло 66,7 х 52
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
«Жница»
1826
Холст, масло 30 х 24
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
«Захарка»
1825
Картон, масло 39,8 х 30,7
Государственная Третьяковская галерея
Москва
«Кормилица с ребенком»
1830-е
Холст, масло 66,7 х 53
Государственная Третьяковская галерея
Москва
«Крестьянин со скрещенными руками»
1820-е
Дерево, масло 29,5 х 24
Государственная Третьяковская галерея
Москва
«Девушка на качелях»
Левая часть панно.
Холст, масло 129 х 49
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
«Крестьянка Тверской губернии»
1840
Холст, масло 67 х 50,5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
«Крестьянка с васильками»
1830
Холст, масло 48,3 х 31,7
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
«Крестьянка с косой и граблями (Пелагея)»
1824г.
Дерево, масло 22,5 х 17,5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
«Крестьянка с кринкою молока»
1820-е гг.
Холст, масло 31,5 х 24,5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
«Крестьянская девушка с серпом во ржи»
1820
Бумага, пастель 36,2 х 27,8
Государственная Третьяковская галерея
Москва
«Крестьянские дети в поле»
1810-е
Холст, масло 38,5 х 30
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
Алексей Венецианов родился 7 февраля 1780 года в Москве, в купеческой семье. В тогдашних церковных книгах его отец, Гаврила Юрьевич, значился "московским купцом, греком". И действительно, предки художника были выходцами из Греции.
Где-то на рубеже 17-18 веков они переселились в Болгарию, оттуда - В Нежин, а уже потом - в Москву. Гаврила Юрьевич торговал ягодами для варенья, ягодными кустами да тюльпанными луковицами и видел сына продолжателем своего дела. А тот с ранних лет увлекся "художествами": рисовал с чужих картин и с натуры, портретировал своих товарищей.
Трудно ответить на вопрос - "учился ли у кого-нибудь юный Венецианов?". Есть данные, что существовал некий Пахомыч, научивший мальчика составлять краски, готовить и грунтовать холст, натягивать его на подрамник.
Как бы там ни было, первые известные работы Венецианова, относящиеся к самому началу 19 века, свидетельствуют о том, что перед нами далеко не новичок в живописи.
После окончания пансиона Венецианов некоторое время служил в Чертежном управлении, а в 1802 году отправился в Петербург. Мотивировки этого переезда не слишком ясны.
Далее о жизни художник до 1807 года мнения исследователей расходятся. Одни утверждают, что, потерпев фиаско, Венецианов вернулся в Москву. Другие, напротив, пишут, что он остался в Петербурге и, получая от отца содержание, всерьез озаботился своим художественным образованием.
В 1807 году Венецианов поступил на службу в Канцелярию директора почт Д. Трощинского. Видимо, именно Трощинский свел его со знаменитым портретистом В. Боровиковским. Встреча двух живописцев - начинающего и маститого - имела своим следствием то, что Венецианов стал учеником Боровиковского. Вероятнее всего, он в это время и жил, и столовался у него. В доме Боровиковского Венецианов угодил в самую гущу тогдашний художественной жизни, увидел и услышал вживую многих знаменитых русских писателей и художников.
В том же, 1807-м, году в его голове родился новый "прожект". Венецианов задумал издавать "Журнал карикатур". В декабре подписчики получили два первых выпуска-гравюры журнала. Третий выпуск (карикатура "Вельможа") уже не дошел до них. Он попал к Александру І, который попросил передать автору, что " он дарование свое мог бы обратить на гораздо лучший предмет", и журнал запретил.
Обескураженный Венецианов по некотором размышлении решил попасть в сферу общественной жизни другим путем. Официальным. Через Академию художеств. В 1811 году он получил звание "назначенного" за представленный автопортрет. Эту ступень предлагалось преодолеть всем тем, кто не учился в Академии. На следующий год художник выполнил конкурсную программу и стал академиком.
В 1815 году Венецианов женился на представительнице обедневшего дворянского рода Марфе Афанасьевне Азарьевой. К тому времени он явно устал от Петербурга. В 1818 году он сделался помещиком, купив в Тверской губернии небольшое имение Сафонкова. Тогда и созрело решение бросать службу и уезжать из города навсегда. В 1819 году мастер это решение исполнил. С тех пор он, домосед по натуре, знал лишь дну дорогу из Сафонкова и Питер и обратно.
Хозяином Венецианов оказался рачительным и добрым. Он предпринял ряд благоустройств.
В деревне свершился переворот в художественной вере художника. Оставив упражнения в портретном жанре, он принялся писать крестьян. Эти работы и выдвинули его в ряды виднейших живописцев своего времени.
С начала 1820-х годов художник стал собирать талантливых крестьянских подростков и обучать их ремеслу живописца. Постепенно сформировалась группа, известная как "Школа Венецианова". Птенцы вылетали один за другим из венециановского гнезда в большой мир, многих он пристраивал в Академию. Только себя пристроить так и не сумел. Его эскизы для картины, которая должна была открыть путь к званию "советника", забраковал академический совет. В дальнейшем с Академией Венецианов низменно был "на ножах". Пилюлю не смогли подсластить даже присвоение ему в 1830 году звания "художника государя императора", назначение ежегодного жалованья в 3000 рублей и награждение орденом св. Владимира 4-й степени.
Непомерные расходы, связанные с необходимостью содержать школу и обеспечивать своих воспитанников, легли тяжелым бременем на имение. В конце концов, он был вынужден заложить имение в Опекунский совет. Пытаясь хоть как-то выправить материальное положение, Венецианов брался за заказные работы. По большей части, это были портреты и иконы для церквей.
4 декабря 1847 года, окончив эскизы икон для одной из тверских церквей, он захотел самолично отвезти их в Тверь. На спуске с крутой горы лошади понесли, Венецианова выбросило из саней, и он запутался в вожжах. В село Поддубье тройка притащила уже бездыханное тело.