Прокудин-Горский. «Цвет нации», Ч.2/2

Jun 26, 2014 10:51

Оригинал взят у mamlas в Прокудин-Горский. «Цвет нации», Ч.2/2
Начало

Леонид Парфенов: "В течение 100 лет мы живем уже в третьей стране"

В своем новом фильме "Цвет нации" Леонид Парфенов рассказывает о профессиональном подвиге Сергея Михайловича Прокудина-Горского - одного из родоначальников мировой цветной фотографии, который сохранил для потомков уникальные образы России конца XIX - начала XX веков. В интервью сайту 1tv.ru Леонид Парфенов объяснил, что своим фильмом он призывает не восстанавливать старину и превращать ее в новодел, а сохранить хотя бы то, что от нее еще осталось. ©
~~~~~~~~~~~

- Этот фильм ведь не про фотографа Прокудина-Горского и не про технологию изготовления первой цветной фотографии, а о России, которой нет, о национальной идентичности?

- Сергей Михайлович Прокудин-Горский совершил фантастический подвиг - технологический и патриотический. Сохранившиеся 1900 негативов - они, и только они, позволяют посмотреть на "позапрошлую Родину" в сегодняшних представлениях, в сегодняшних стандартах изображения. Россия вообще единственная страна на свете, которая была более или менее систематически снята до Первой мировой войны, в XIX веке. Потом сломалась эпоха, и она живет только на этих снимках Прокудина-Горского.




13. Наблюдение солнечного затмения около ст. Черняево в горах Тянь-Шаня над Салюктинскими копями, 1 января 1907 года.Леонид Парфенов: «В Среднюю Азию Прокудин-Горский поехал, чтобы снять солнечное затмение. Это была экспедиция русского географического общества. Одежда серая, бурая, черная, снег - белый, зато какого цвета покрывало на входе в юрту!» Фото: Prokudin-Gorskii / Library of congress

- В фильме вы сожалеете о том, что нынешняя Россия - это вовсе не та Россия, которую снимал Прокудин-Горский?

- Это не про "хорошо", и не про "плохо". Это про то, что нужно назвать вещи своими именами. В течение 100 лет мы живем уже в третьей стране. С 1913 года, с которого так любила считать советская статистика, у нас третья страна. Мы, конечно, не Советский союз, хотя сегодняшняя Российская Федерация - с юридической точки зрения правопреемник Советского Союза. Но еще менее мы - та дореволюционная Россия, Российская Империя. Тут самое главное - назвать вещи своими именами и впредь не пытаться выдавать копию за оригинал. Понимаете, нельзя сказать, что Храм Христа Спасителя - это "тот самый" Храм Христа Спасителя. Это все-таки непостроенный Дворец Советов и потом многолетний бассейн "Москва". Нельзя выкинуть это время. Преемственность нарушена. Нет подряд идущих поколений, которые все время существование храма туда бы ходили. Не ходили туда наши отцы, и не ходили туда наши деды.



14. Часть минарета и купола медресе Шир-Дор, Самарканд.Леонид Парфенов: «Главные съемки Прокудина-Горского в этой поездке - архитектура Самарканда. Впервые в цвете зафиксирована изумительная бирюза этой глазированной плитки. На фото этому медресе под 300 лет, сейчас стало быть под 400». Фото: Prokudin-Gorskii / Library of congress

- Вы показываете, что в Узбекистане восстановлены мечети, которые сейчас находятся даже в лучшем виде, чем в начале века, в Грузии под Боржоми сохранился дом Романовых, ставший домом отдыха ЦИК, а потом резиденцией президента Грузии. И с другой стороны - разрушенные или изуродованные церкви, заросшие деревьями как мхом города в Центральной России. Почему же Россия не выжила?

- В Узбекистана, который, в общем, не имеет особого отношения к Тамерлану, и в Грузии, которая не имеет к Грузии до царя Ираклия прямого отношения, там эти памятники были и есть частью самоидентификации. Советская власть не решалась взрывать мечети, боясь "рецидивов" басмачества. В Грузии, которая была из-за Сталина на особом положении, тоже не особо боролись с церковью. Да вообще не боролись. Там и с алкоголизмом не боролись. Почти ни одна большая идеологическая кампания по Грузии всерьез вот таким страшным катком не проехала. А глубинная Россия и мне очень родной русский Север пострадали больше всего. Если считать потери, то русская революция страшнее всего обошлась именно с Россией.



15. Правый купол медресе Шир-Дор, Самарканд. Фото: Prokudin-Gorskii / Library of congress
- Но есть ли смысл цепляться за какие-то образы и памятники старины, которые колесо истории все равно уже перемололо? Может быть , стоит двигаться дальше, формировать новые ценности или заимствовать их?

- Мне доводилось видеть писателей-деревенщиков, которые болгарские сигареты перекладывали в берестяные туески. Конечно, так не надо. Ничего хорошего из этого не получится. Никакой органики из этого не выйдет, никакой преемственности тут нет. Нельзя быть монархистом по принципу "мой дед видал, как царь едал". С этим нужно родиться и нужно, чтобы с этим родились предыдущие поколения. А если разорвано, то, скорее всего, уже не склеить. Восточная Европа как-то еще склеить могла, но там было, все-таки, 45 лет, а тут 75… Да и большевизм у нас был покрепче, чем какой-нибудь болгарский. Вон у болгар даже царь уцелел.

Поэтому я скорее про то, что нужно на это трезво посмотреть, перестать выдавать сегодняшние "под старину" вещи за действительно старинное, а действительно старинное постараться хоть как-то законсервировать и не разрушать дальше. Хотя бы понять ценность вещей, которые подлинны. К сожалению, сплошь да рядом люди этого не понимают. Вот блаженной памяти Юрий Михайлович Лужков сколько раз говорил, что вот в Венецию приедешь - сердце кровью обливается, в каком плачевном состоянии город.



16. Мечеть Биби-Ханым, Самарканд.Леонид Парфенов: «Крупнейшая в свое время мечеть Биби-Ханым начала разрушаться еще при строительстве. Кроме ошибок зодчих сказались позднейшие землетрясения. Такой снимает Прокудин-Горский в 1907 году мечеть, воздвигнутую по повелению Тимура Тамерлана в честь его любимой жены. А в таком великолепии, как в наше время, ансамбль Биби-Ханым даже сам Тимур не видел». Фото: Prokudin-Gorskii / Library of congress

- Вы говорите, что мы живем в третьей стране за 100 лет, но при этом мы - советские. Может быть, мы все же в советской стране продолжаем жить?

- Нет, это уже постсоветская Россия. Но конечно советское нам ближе. И власть, и общество, и широкие народные массы, конечно, советское прошлое воспринимают как свое. Нынешнее поколение не всегда чувствует ценность подлинника. Всем казалось, что от ноля сделать какой-то евроремонт… как в таких случаях Ресин говорил: когда оно строилось, оно ведь было новое. И большинство людей, наверное, убеждены, что нынешний Военторг даже лучше, чем тот, который был построен в 1911 году. Может быть, следующие поколения будут более восприимчивы к этому. Вот ведь сохраняют, не достраивая, Колизей. А ведь какой мог бы получиться в центре Рима спортивно-зрелищный комплекс! Может быть, какие-то есть итальянцы, которые считают, что руины - это плохо. Разные могут быть вкусы, но это должно быть в большей степени решение элит, в том числе - властных, что мы должны потратиться для того, чтобы уже никакой из старых камней не рухнул. А у нас сплошь да рядом сносят даже в Москве, в которой уж сколько раз говорилось, что никогда теперь уже просто ни волосинка не упадет.



17. Пожарная тревога на пароходе «Шексна», Онежский канал, предположительно в районе Жабенца, 1909 год.Леонид Парфенов: «Первая регулярная фотоэкспедиция отправляется по Мариинскому водному пути - из Петербурга до Волги. Передвижная лаборатория оборудована на небольшом пароходе «Шексна». Фото: Prokudin-Gorskii / Library of congress

- Ваш фильм - это констатация, "памятник стране, которой больше нет", или все-таки призыв к чему-то?

- Мне кажется, не надо нагружать журналистику какими-то несвойственными ей задачами. Поставить вопрос - этого достаточно для функции журналистики. Ответ всякий должен давать сам. Мое дело, наше дело было сделать это достаточно убедительно, чтобы можно было смотреть это час двадцать чистого времени, сколько длится фильм. Мне кажется, что никогда еще на воссоздание дореволюционной России не тратилось такое количество компьютерной графики. Мы старались сделать технологичный продукт. Тем более, что снятое Прокудиным-Горским выглядит потрясающе современным с точки зрения технических параметров. Эти фотографии, слайды можно печатать любым размером, хоть на торцах домов - зерно не лезет. Это такое качество, которое мы даже не можем себе представить.



18. Команда парохода «Шексна», снято на пароходной пристани в городе Вытегра, 1909 год.Леонид Парфенов: «Корабельная команда в 16 человек обеспечивает экспедицию Прокудина-Горского». Фото: Prokudin-Gorskii / Library of congress

- Помимо архитектуры есть литература, музыка, которые могут быть связующим звеном между "позапрошлой" и нынешней Россией. Они не выполняют эту функцию?

- Фотография фиксирует материальную культуру. Она не может снять поэзию Пушкина, которая "растяжима на все режимы". Или музыку Мусоргского, которая тоже всегда - русская музыка. Это продолжало жить при советской власти. Кстати, далеко не сразу, Пушкина "реабилитировали" только в 1937 году, к этому странному юбилею - 100-летию гибели. До этого он был знаменем эмигрантской дворянской культуры. Русских полководцев "реабилитировали" в речи Сталина 7 ноября 1941 года разом всех - и феодалов, и крепостников, пленители Пугачева оказались советскими орденами. А до этого они были понятно кто - слуги царизма. Если говорить о цивилизации о множестве других общественно-политических проявлений, то страна лишилась собственности, религии, сословий, у нее не стало ни аристократии, ни духовенства, ни предпринимателей, ни крестьянства при великом переломе 1929-31 годов. Что тогда осталось-то? Читаешь на эмигрантском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа надписи, и все можно узнать. Кто этот ротмистр, кто этот мануфактур-советник, кто действительный статский или кавалер ордена Святой Анны первой степени. Можно прочитать, кто они такие, но прочитать в словаре. Мы не можем понять, почему безутешная вдова написала "мануфактур-советник" и эта строчка - главное, что было в жизни, например, Ивана Морозова, одного из главных русских коллекционеров, который купил "Девочку на шаре". А вот он был мануфактур-советник, олигарх текстильной промышленности, потомственный почетный гражданин. И мы не понимаем, что это такое!



19. Вид на реку Вытегра с горы, 1909 год.Леонид Парфенов: «Вытегра - первый город на водном пути из Онеги - ныне утратил свое благолепие. С той горки, откуда Прокудин-Горский снимал свою уездную панораму, теперь вовсе ничего не видно». Фото: Prokudin-Gorskii / Library of congress

- Вы изучали историю своей семьи, "Цвет нации" вы снимали в том числе на своей родине, на Вологодчине. Вы сравнивали, как эти места выглядели сто лет назад с тем, что там сейчас. Вы чувствовали личную идентификацию с "позапрошлой" Россией?

- Да, в этом фильме я как никогда много сумел снять свою малую родину. Это нынешняя Вологодская область, тогдашняя Новгородская губерния, когда снимал Прокудин-Горский. Но не важны административные границы, это -русский Север, который одной полосой тянется от Пскова до Вятки. Я очень остро всегда чувствовал эти утраты. Потому что нас сначала раскулачили, а потом одного моего прадеда расстреляли. И даже, по горькой иронии, в большой кулацкой избе, где родился мой отец, потом был суд, который следующих осуждал и репрессировал. И я задним числом собирал какие-то вещи, которые мне родные, но не свои - например, мебель расписную, северную. И какую-то работу над собой, чтобы точнее это чувствовать и понимать, я провел. Но вот доподлинно чувствовать это своим…



20. Подъемный мост на реке Вытегре, 1909 год.Леонид Парфенов: «Изящного деревянного подъемного моста через Вытегру уже нет. Строя кадр, Прокудин-Горский явно старался показать предгрозовую тучу и ее отражение в воде. Какие же это предгрозовые краски 1909 года!» Фото: Prokudin-Gorskii / Library of congress

Из Череповца ходил пароход "Заря". В одну сторону он шел до Стёпаново, до той деревни, где наша была пристань, в другую - до Топорни, где сняты были одни из самых поразительных фотографий Прокудина-Горского: семья на покосе обедает, фотографии трех девочек... Вот отдельно стоит девушка, самая такая нарядиха, в четырех аж бусах. Это лучше всего получившийся портрет Прокудина-Горского, он чаще всего и цитируется во всем мире. Всякий раз, когда я на компьютере открываю этот снимок, я все равно не могу не оторопеть какие-то первые секунды от яркости этих красок. А есть еще бригада на руднике Бакальском на Урале, где сидит мужиков пятнадцать, из них четверо в розовых рубашках, двое - в красных, двое в салатовых, трое в каких-нибудь синих в белый горох. Мы представления не имеем, какая же это яркая Россия. Даже на уровне этой многокрасочности мы не можем представить, какие были краски, они до нас не дошли нигде, кроме как на негативах Прокудина-Горского.



21. Пожарная команда в городе Вытегра, 1909 год.Леонид Парфенов: «Особо потрудился Прокудин-Горский в Вытегре над коллективным портретом местной пожарной команды. Первый слева - уездный жандарм, главный здешний силовик. Сразу за ним такой пузатый господин, в котелке, с бляхой на груди - это тогдашний городской голова Вытегры, Владимир Вениаминович Шаров. Шестой по счету, в двубортном мундире, в форменной фуражке - это инженер-путеец, из немцев, Евгений Оскарович Шульц, по совместительству - начальник пожарной охраны. В строю и профессиональные огнеборцы, и привлеченный личный состав из местного населения, целых шесть единиц техники, включая локомобиль для нососов. Все, разумеется, на лошадиных силах». Фото: Prokudin-Gorskii / Library of congress

С одной стороны, я чувствую, что это - мое, потому что я себя уже к этому приучил. Но с другой стороны: я с ума-то не сошел, я же знаю, что в тот дом мы не ездили, где нас раскулачили…
~~~~~~~~~~~
Россия начала XX века в цвете: фрагмент коллекции фотоснимков Прокудина-Горского

Сергей Михайлович Прокудин-Горский, пионер русской цветной фотографии, представил фотопанораму дореволюционной империи. Во время съемки Прокудин-Горский использовал специальные цветофильтры, что позволяло увидеть изображения в цвете еще до изобретения цветной пленки. Смотрите в фотогалерее избранную подборку фотографий Прокудина-Горского с комментариями Леонида Парфенова из фильма "Цвет нации".



22. Церковь во имя Св. Петра и Павла, Белозерск, 1909 год.Леонид Парфенов: «В следующей после Вытегры крупном пункте экспедиции Прокудина-Горского, городе Белозерске, церковь Петра и Павла с колокольней срежут на половину и устроят в ней музей». Фото: Prokudin-Gorskii / Library of congress



23. Обед на покосе, река Шексна, 1909 год.Леонид Парфенов: «Участники экспедиции плывут медленно, с частыми остановками. Фотограф и малые поселения не пропускал. Вот, например, в рабочий полдень крестьянский обед над рекой Шексной, возле деревни Топорня». Фото: Prokudin-Gorskii / Library of congress



24. Крестьянские девушки, река Шексна, 1909 год.Леонид Парфенов: «Здесь, в Топорне, Прокудин-Горский снимает один из главных своих шедевров - трое крестянских девочек в фантастически ярких сарафанах с черникой и малиной урожая 1909 года. Не будь этого фото, мы может и не поверили бы в такие отчаянно смелые цвета и их сочетание. Какой салатовый по подолу, какие оттенки алого, а бордовые узоры на лиловом! Сколько свежести в лицах, в красках - просто не верится, что этих девочек уже нет на белом свете». Фото: Prokudin-Gorskii / Library of congress



25. Девушка с земляникой, река Шексна, 1909 год.Леонид Парфенов: «Главная нарядиха еще и снялась отдельно - аж четверо бус у нее надето!» Фото: Prokudin-Gorskii / Library of congress



26. Общий вид Ликанского дворца от реки Куры, Боржоми.Леонид Парфенов: «Из серии снимков, сделанных на национальных окраинах Империи, особенно богата грузинская. В Ликанский дворец и до войны, и после, приезжал отдыхать Сталин. В независимой Грузии этот дворец стал загородной резиденцией президента страны. Из снятых Прокудиным-Горским это здание сохранилось может быть лучше всего. Газоны тогда, конечно, были более ухоженными». Фото: Prokudin-Gorskii / Library of congress



27. Общий вид дворца Великого Князя Михаила Николаевича, Боржоми.Леонид Парфенов: «Этому дворцу Великого князя повезло меньше - после революции здесь разместили санаторий: массовая здравница быстро доканала дворец и теперь на его месте типичный советский корпус «Горное ущелье»». Фото: Prokudin-Gorskii / Library of congress



28. Георгиевская церковь в селе Даба.Леонид Парфенов: «Георгиевская церковь в селе Даба 1333 года постройки какой стояла при съемке Прокудина-Горского, такой и сейчас стоит. Объезжая вот такие настоящие древности, снятые Прокудиным-Горским, понимаешь, что никакого особого ухода они за собой не требуют, лишь бы их люди не разрушали. И тогда плюс-минус сто лет - не срок». Фото: Prokudin-Gorskii / Library of congress



29. Группа рабочих на сборе чая. Гречанки.Леонид Парфенов: «В Боржоми Прокудин-Горский снимает новое тогда для страны дело - выращивание собственного чая. Согласно подписи, эти сборщицы листа - гречанки». Фото: Prokudin-Gorskii / Library of congress



30. Упаковочное отделение, Боржоми.Леонид Парфенов: «Здешний безалкогольный напиток, знаменитый на всю Империю - минеральная вода «Боржом». Тогда ее так называли. На этом фото Прокудина-Горского надпись хорошо различима: «Боржомъ», с твердым знаком на конце, по дореволюционной орфографии. Более грузинское название - «Боржоми» - утвердится при Сталине». Фото: Prokudin-Gorskii / Library of congress



31. Отправка вод, Боржоми.Леонид Парфенов: «Сто лет назад каждую бутылку Боржома оборачивали соломой - ведь по каким дорогам нужно развести эту минеральную воду по самой большой стране мира!» Фото: Prokudin-Gorskii / Library of congress



32. Группа еврейских мальчиков с учителем, Самарканд, 1911 год.Леонид Парфенов: «В числе лучших по свету и цвету - снимок в еврейской школе для мальчиков в Самарканде в 1911 году». Фото: Prokudin-Gorskii / Library of congress



33. Грузинки в праздничном наряде, боржомский парк.Леонид Парфенов: «В боржомском парке Прокудин-Горский делает портрет двух грузинок в праздничной национальной одежде. Снимки в этом этнографическом жанре - «Народы российской Империи» - привозились из каждой экспедиции». Фото: Prokudin-Gorskii / Library of congress



34. По реке Каролицхали.Леонид Парфенов: «В кавказской экспедиции снят самый известный автопортрет Прокудина-Горского, сидящего на камне у речки Каролицхали в Грузии». Фото: Prokudin-Gorskii / Library of congress



35. Этюд у водопада Кивач, 1916 год.Леонид Парфенов: «Для этого автопортрета профессор тоже позировал у воды, на реке Суна в Карелии. Поодаль - камень, на котором по воле какого-то петербургского туриста было по-французски выбито имя его возлюбленной - Elise. Вот ведь какая страсть: 100 с лишним лет назад буквы на камне высекли так, что они наощупь, руками, и сейчас хорошо читаются, но не очень заметны». Фото: Prokudin-Gorskii / Library of congress



36. Портрет Л. Н. Толстого, 23 мая 1908 года.Леонид Парфенов: «Самым популярным окажется портрет, который напечатают десятками тысяч в разных форматах. К 80-летию великого классика Прокудин-Горский снимает в Ясной Поляне Льва Толстого. Толстой только что вернулся с конной прогулки, сел удобно - нога на ногу, ясный взгляд прямо в камеру». Фото: Prokudin-Gorskii / Library of congress



37. Эмир Бухарский, Бухара, 1911 год.Леонид Парфенов : «А что до передачи в портрете синего цвета, то в Бухаре Прокудин-Горский достигает своего высшего результата. В 1911 году сеет мир Мухаммед Алим-хан, эмир Бухарский. Алим-хана Прокудин-Горский усадил во дворе резиденции, чтобы света было больше - оттого и цвет так горит». Фото: Prokudin-Gorskii / Library of congress



38. Куш-Бегги, министр внутренних дел, Бухара.Леонид Парфенов: «Тогда в Бухаре сделан портрет и премьер-министра ханства. Его халат тоже дивного оттенка, но не такого пронзительного, как у монарха». Фото: Prokudin-Gorskii / Library of congress



39. Вид с крепостного вала на город Торжок, церкви Св. Георгия и Успения Пресвятой Богородицы, 1910 год.Леонид Парфенов: «Больше всего за последние 100 лет потеряла Центральная Россия, снятая Прокудиным-Горским особенно подробно. Уездный город Торжок Тверской губернии. Спустя 103 года после съемки профессора одних храмов нет, другие обезглавлены, доживает свой век историческая застройка, и все это тонет в зарослях». Фото: Prokudin-Gorskii / Library of congress



40. Церковь во имя Рождества Христова в Крохине, 1909 год.Леонид Парфенов: «У каждого, кто знает коллекцию Прокудина-Горского, непременно есть самый любимый снимок. Самого любимого не выберешь, а вот самое поразительное - это Крохинская церковь близ Белозерска. Прокудин-Горский снял церковь в 1909 году, на фото кромка воды едва видна. Позже территорию деревни затопили и последние полвека храм год от года разрушался при всеобщем равнодушии». Фото: Prokudin-Gorskii / Library of congress



41. Накатка дров для обжига руды, гора Иркустан, 1910 год. Фото: Prokudin-Gorskii / Library of congress



42. Три поколения. А. П. Калганов с сыном и внучкой, 1909 год. Фото: Prokudin-Gorskii / Library of congress



43.
Первый канал

русские, известные люди, история, искусство, фото, традиции, фильмы, память, видео, мужчины, культура

Previous post Next post
Up