Ностальгическое музыкальное размышление

Dec 25, 2008 14:25


Вчера мы были на елке в цирке на Цветном бульваре. Очень это все было как-то по-советски, и ужасно напомнило мне канал "Ностальгия", просмотренный вживую. Так все как-то неярко, неспешно, затянуто, заезженно и избито. Но, в конце концов, это была елка для детей, а не для взрослых, хоть и не очень сильно прямо чтобы уж интересная.
Но это к сюжету не относится. К сюжету относится то, что дети, возбужденные после представления, а точнее главным образом тем, что им не купили какой-то безумный разворачивающийся подкидной мяч за шестьсот рублей, переругались и передрались в машине, за что получили нагоняй от папочки. А я, погруженная в свои мысли (и, главным образом, в дорожную снежную ситуацию, созданную потерявшими всякую совесть соводителями), посередине папочкиного "отчитывания" вставила:
- Стася, сейчас мы приедем, и сразу за пианино! У тебя завтра концерт, надо позаниматься...
Ребенок перестал пинать Ксюшу и во все глаза уставился на меня (то есть на мое отображение в зеркале):
- Мама! - сказал ребенок уныло и горько. - Ты что это, меня решила вот так вот наказать?!
Папочка позабыл свои нравоучения и начал ржать. А я пришла в ужас...
Нет, я догадывалась, конечно, что все эти занятия в музыкальной школе не вызывают бурного возражения пока лишь по причине маленькости шестилетнего ребенка, ее природной исполнительности и старательности. Но чтобы это УЖЕ ассоциировалось с наказанием... Неужели я все-таки превратилась в своих родителей?!
И с этой мыслью я выпала из своих автомобильно-дорожных проблем, да и вообще из ситуации выпала.
И вспомнилось мне...

Я, такой ребенок-надежда, родившийся у музыкантов, у папы-гения и у мамы-просто-со-способностями. Я, играющая в три года какие-то пьески. Я, в пять лет играющая уже довольно крутые пьески, в том числе в каких-то залах. Я, семилетняя, играющая пьески...  Выученные после ежедневного трехчасового сидения за пианино, но не за занятиями, нет! После сидения за пианино ПРОСТО, в молчании, с надутыми щеками, а рядом сначала уговаривающая-заклинающая мама (верящая в меня как в воплощение собственной концертной мечты), а потом она же, уже в ярости со всеми вытекающими, или папа с тяжеееелой рукой, которому ждать надоедало быстрее. У тому же, папа работал дома, и звук отодвигающегося в гневе стула от письменного стола в его кабинете ("Что-то я не слышу музыки!!!") и свое ощущение холодного пота и мурашек по коже я как-то физически ощущаю до сих пор...
Музыка была для меня мучением. Она была для меня мучением потому, что я ненавидела "заниматься музыкой", и при этом любила кучу всего другого, на что времени оставалось очень мало или не оставалось вообще. При этом также я любила выступать, а поскольку занималась я плохо, то и играла с ошибками, а это меня раздражало ужасно, и я мучилась, что вот если бы хоть на денек побольше позанималась, сыграла бы чисто... Хорошо было до тех пор, пока можно было просто выезжать на способностях, а дома, занимаясь с бабушкой, ни черта не мыслящей в музыке, подбирать "Ничего на свете лучше нету", играя с чувством, в разных темпах и тональностях.
- Мама, Ева занималась сегодня?
- Да, так долго играла!
- Что, САМА играла?!
- Да!
Плохо стало только тогда, когда однажды родители усадили бабушку на диван, меня за инструмент, самих себя на диван и попросили выученное сыграть. Бабуля (светлая ей память), конечно же, тут же заявила, что ничего подобного из-под моих пальцев не извлекалось. И на некоторое время наступило мне горе. Помимо всего прочего еще и потому, что бабушка на меня обиделась и перестала покупать в музыкальном буфете эклеры за 15 копеек, ради которых я, собственно, и ездила в музыкалку...
Потом снова стало счастье, потому что моя учительница для укрепления пальцев велела играть мне на крышке пианино. Как все-таки изобретательно детство! Мною раскладывались ноты, открывалось пианино (все хорошо, девочка села заниматься), закрывалась дверь в комнату, и на пюпитр ставилась... Книжка. Когда через примерно час раздавался душераздирающий звук отодвигающегося папиного стула, а за ним - тяжелые приближающиеся шаги, книжка мгновенно выкидывалась на кровать, крышка максимально неслышно захлопывалась, а я, закатив глаза "от чувствс", молотила пальцами по закрытому фортепиано. Такую картину заставал мой папа, распахнувши дверь, готовый немедля разобраться с нерадивой "пианисткой"... Выражение его лица тут же менялось на благостное и счастливое, он, извиняясь, махал мне рукой и шептал:
- Занимайся, занимайся, а я-то думал...
Дверь тихонько прикрывалась, папины шаги удалялись, пианино открывалось назад, книжка водворялась на место. Таким образом и была прочитана мной вся обширнейшая семейная библиотека.
Вы не представляете, что было с моим папой, когда на очередном "государственном приеме" года четыре назад я в качестве семейного анекдота решила раскрыть тайну "укрепления пальцев". Он несколько дней не разговаривал со мной по телефону, называл по имени-отчеству, а если звонил сам, просил позвать к телефону "дражайшего супруга".
Ну, еще много было всяких казусов. Например, по причине "непростовости" моей музыкалки, на дни зачетов/экзаменов/отборов на концерт мне выдавались реальные справки, как в поликлинике, на пропуск в этот день школы, ну, на подготовку. Однажды в школе у меня в день отбора было что-то для меня важное, уже не помню что, но родители решительно хотели оставить меня заниматься хотя бы на этот день, и, уходя на работу, закрыли меня на "отпускной", открывающийся только снаружи, замок... Я, недолго думая, просто выломала дверь с помощью лобзика и все равно ушлепала в вожделенном направлении, презрев занятия. Не будем говорить о том, что мне за это было, а также о том, каким образом мне до сих пор это вспоминают. И почему-то в моих детских фантастических рассказках о придуманных собственных достижениях значилось все что угодно, от чемпионства мира по плаванью до участия в международных соревнованиях по фигурному катанию, и никогда - музыкальные достижения...
Потом, ближе к выпускному классу, родители сдались, и попытались меня переориентировать. Ха! А я как раз в это время возомнила себя гением... Способностей уже не хватало, пришлось попотеть, чтобы догнать будущих училищных однокурсников. Перенастроившаяся мама, и в особенности соседи, не привыкшие к такому количеству обрушившихся на них музыкальных потоков, восставали против многочасового бренчания, но я была непреклонна. К концу училища все вздохнули свободно, привыкнув к положению вещей, но это былопреждевременно: меня далекооо унесло от ожидаемой всеми консерватории...
После всего этого я как-то совершенно спокойно перенесла полное отсутствие инструмента в моем новом доме. В течение, между прочим, десяти лет. На вопросы родителей, когда же я отдам своих детей учится музыке, я неизменно отвечала "никогда". Я была уверена, что никогда не повторю того, что было со мной...
Потом я решила попробовать. Потом я поняла, что у моих дочерей явные способности к музыке. Я перевезла многострадальное пианино. Я купила ноты, я попыталась вспомнить любимые произведения ( 2_olives, помнишь наши ансамбли)))? Теперь уже мне хочется, чтобы они играли, выступали и прочее. Я, конечно, не отдала их в супер-профессиональную школу. Конечно, я ни с кем не сижу по пять часов, и дочь в свои шесть пока играет только одним пальцем. Но у старшей явные нехилые способности к рисованию, а вообще она хочет в бассейн и на фигурное катание... А младшая мечтает заняться балетом! А времени - нет. Ну не хватает времени! А теперь еще и фраза эта...
Что-то я делаю не так.

Да! И еще я, бывает, подумываю, не поступить ли мне все-таки в консерваторию... ))
 

детское, личное, внутренний мир, форте-пьяное

Previous post Next post
Up