Поехать в Тинь во второй раз было решено потому что:
1. Огромная зона катания
2. Есть лес
3. Отличный аква-центр в счет ски-пасса
4. Там можно поесть тартифлет. А, может, еще и крем-брюле :)
...
5. Когда мы там были в первый раз, снег нещадно валил 7,5 из 9 дней
Не заглядывая в прогноз, собрала чемодан. Да, именно чемодан, в который упакован весь шмот. Из харда - только лыжные ботинки. В аэропорту катальщика во мне, пожалуй, может выдать только рюкзак с тангентой на лямке =)
До выезда:
1. Выбрала прокат и забронила лыжи
2. Решила, что хочу научиться кататься на лыжах и выбрала лыжную школу.
Сейчас расскажу подробнее...
1. Говорят, при бронировании снаряги через инет, экономия до 40%. Единственное, ценник определяется категориями снаряжения. Чтобы уточнить наличие конкретных брендов, моделей - нужно связываться с прокатчиками.
За 78 евро/неделя забронила в каком-то ноунейм прокате лыжи топ-категории (обещали Movement)
2. Решение "учиться" пришло ко мне в милом заснеженном лесочке Зёльдена на этот Новый год. Коряво отклячившись, в попытках не врубиться в елки или в упавшие деревья, я думала "балин.... вот бы на сноуборде сюда".
В общем... красиво ездить только по ровному - это как-то вообще не круто. Поэтому "учиться". И обязательно в больших горах, а не в подмосковных оврагах.
Занятия лучше бронировать заранее. Потому что в высокий (а как выясняется иногда и в низкий) сезон нанять инструктора непосредственно на месте весьма затруднительно.
На сайте курорта - огромный список школ. Самая известная во Франции - L'Ecole du Ski Français. Вторая, весьма известная и запомнившаяся мне стильной униформой инструкторов - Evolution 2. Остальные... Для приличия я просмотрела их сайты - никто не зацепил.
Итак, первые выводы:
- Индивидуалки - слишком дорого. Смотрим группы
- Хочу, чтобы учили катать оффпист
- Обучение в Evo2 дороже, чем в ESF. Зато есть курс FineSkills, включающий разные направления (день1: техника катания по трассе; день 2: карвинг; день 3: могул; день 4 - оффпист). То есть "оффпист" точно есть. Можно взять любой из "модулей", стоимостью 50 евро. Или все сразу за 190
- ESF дешевле и, лично у меня, вызывает больше доверия. Так что подбираю подходящий курс. Есть группа Challenge (для тех, кто умеет катать по любым склонам), есть группа Grand Ski (для тех, кто катает паудэр, прыгает, ну и вообще жарит). Цена (занятия с 9 до 12): Challenge 148 евро за 5 дней, GrandSki 175 евро. Можно также заниматься с 14 до 17 (цена будет ниже) или целый день (цена на 100 евро выше)
- Чтобы сориентироваться по ценам захожу на сайт сноупро. 6-дневный курс на выезде стоит 400 евро. Немалая разница
Дальше я пишу в ESF, что "катаю на лыжах неплохо, но есть косяки в технике. Хочу оффпист. Куда идти?" Предлагают Challenge, говорят, что "все будет зависеть от инструктора: возможно, он будет катать группу не по трассам. Но, если я захочу, то на месте смогу перейти в GrandSki". Также сказали, что в принципе, оплатить курс я могу на курорте - так как у них пока все свободно.
Окей. Едем...
Дальше начались самые разные неприятности:
1. Дорога до курорта
Вкратце: никогда больше не полечу чартером от турфирмы и не буду брать их трансфер. 3 человека из нашей компании выбрали этот способ. Он не сильно дешевле самостоятельной дороги, зато должен был избавить от проблем с доставкой до курорта: сел в Москве - вышел в Тине.
На деле же вышло иначе: багаж примерно 15-ти человек так и не прилетел во Францию. Для нашей компании - это багаж 2 человек из 3 (если б у меня, как обычно, был чехол, а не чемодан, я бы, наверное, писала "3 из 3"). В итоге ребята, лишенные не то что снаряги, а бытовых нужных вещей, 2 дня надеялись на обещания отправить чехлы ближайшим самолетом. Но так и не дождавшись, купили билеты до Мск и улетели.
2. Снаряга, арендованная в прокате
Прокат NewSport, анонсировавший мне в электронном письме лыжи Movement сказал, что по интернет-брони мне выдать их не может. Ибо я плачу им всего 78 евро, а эти лыжи они готовы отдать только за 150. Вот такой развод. За 78 евро мне предлагается, извините, какое-то ушатанное г**но. Ругаюсь с ними, требую вернуть свою предоплату в 10 евро (кстати, надо проверить выписку..) и иду выбирать что-то посерьезнее в другой прокат.
Мне повезло в Интерспорте. Выбранные мною Scott Reverse 176 этого сезона хозяин соглашается отдать за 120, а не за 192, как объявил сначала. Никогда бы не подумала, что можно торговаться в сетевом прокате :)
Так как моя мышечная память ориентируется исключительно на карвинговые лыжи, к этим пришлось прикатываться. Особенно непривычно далось сильно смещенное к центру положение креплений. Но за день я поняла в чем дело и, в целом, осталась очень довольна лыжами.
Со свежачком до 50 см они справлялись нормально, а глубже в этой поездке мы, наверное, не застали
3.Инструктор-хам, побивший меня на трассе
Чувак со всей своей мужеской силы приложил меня по заднице палкой (вот блин... я думала, что лыжнику защита на попу не нужна). Приложил не за то, что я сбила/задела/помешала кому-то из его учеников. А за то, что я, по его мнению, слишком быстро ехала по зеленой трассе. "Из-за таких как я происходит большинство инцидентов на трассе". Фактически таким способом он высказал свою претензию не лично ко мне, а ко всем лихачам на трассе, которых он видел за свою долгую жизнь на склоне. Интересно, как изменился его авторитет в группе: на глазах учеников здоровый мужик бьет девушку без видимой причины.
Вот такие методы в школе
http://skioffpiste.com/ А у меня прекрасное сине-фиолетовое воспоминание о них
4. В тот день был еще агрессивный черный парень, ну да хватит, расскажу лучше
про школу.
Придя в офис ESF, обнаружилось, что мест в утренней Challenge не осталось. Предложили с 14 до 17. И дешевле. 135 евро за пять дней. Выбора нет - согласилась.
На следующий день на месте сбора у таблички Challenge 3 человека: я, осторожная бабуля и мужчина лет 45. У соседней таблички GrandSki 5-6 суровых райдеров с ABSами.
3 человека мало для набора группы. Нам выдают биперы и переводят к суровым в GrandSki.
Вот так просто и был решен мой вопрос "куда пойти".
За первый спуск инструктор оценил возможности перескочившей через класс тройки и периодически отправлял бабулю с мужчиной лет 45 спускаться по трассе, когда остальные дропали и катили через лес.
Первое занятие закончилось осознанием того, что на ближайшие 4 дня "слабым звеном" в группе буду именно я, так как бабулю и мужчину перевели в группы по совершенствованию техники к другим инструкторам.
Попробую по пунктам описать занятия:
1. Катание.
По всей зоне курорта. Спусков по трассам почти нет - только в случае, если необходимо до куда-то быстро добраться. Программа дня и маршрут сильно зависят от погодных условий:
- 4 дня у нас валил снег - так что были проблемы с видимостью. Катали лес, кулуары, закрытые скалами и т.п.
- В условиях хорошей видимости все, что просматривается с подъемников раскатывается отдыхающими за пару часов. Я, честно, переживала, что к началу занятия в 14-00 ничего не останется. Но нет - инструктор вел нас в те места, которые не просматриваются :) И мы оставляли следы первыми.
Повторяющихся спусков за 5 дней не было.
Иногда долгие траверсы, иногда пешком в гору (в лыжах). Выкаты чаще на трассу или к подъемникам, реже - к дороге, откуда на автобусе или такси к подъемникам.
В ходе катания инструктор показывает и подробно рассказывает про другие возможные маршруты (типа "захотите, можем вместе поехать. Или сами сгоняйте").
2. Обучение.
Занятия в группе GrandSki не похожи на занятия в группах, которые все время видишь на курортах. Нет общих для всех упражнений, нет остановок с просмотром и разбором ошибок. Есть только индивидуальные рекомендации в случае,
если что-то делаешь не так.
Мне понравилось, что я ни разу не получила большого списка вещей, которые нужно исправить - это всегда 1 четкий совет. Сделаешь эту одну вещь - и все, едешь.
Учитывая индивидуальные особенности и пожелания учеников, инструктор давал варианты: "туда поедешь, дроп 10 метров; туда - 2 метра. А ты - давай за мной вот сюда".
3. Группа.
5 человек постоянного состава. И приходящие индивиды. В итоге 5-8 человек.
В основном, французы. Трое немцев. И я - представитель экзотической далекой страны.
Язык общения: французский, реже английский.
Самый молодой участник - парень лет 25. Самый возрастной - женщина за 70.
Вот, кстати, эта женщина (язык не повернется назвать ее бабулей) - миниатюрная француженка Катрин. Удивительно изящная и техничная. Едет быстро, красиво, где угодно. Разве что не прыгает. Она меня восхитила, в общем :)
Пообщавшись с народом, поняла, что типичная ситуация "я приехал сюда один. катать не с кем - поэтому в grandski". А учиться технике народ ездит к каким-то своим "проверенным" инструкторам.
То есть GrandSki - это скорее каталка с гидом, а не обучение. Кстати, для сравнения, средний ценник на день каталки с гидом в Тине - от 400 евро.
Большая часть группы катала с инструктором весь день (9-12 + 14-17).
4. Инструктор.
Ян Брунель (ESF Tignes Val Claret).
Его инструкторские качества я немного затронула в пункте "обучение". Естественно, хорошо катает, естественно, хорошо знает местность. Помимо всего прочего это очень позитивный и веселый человек. Смело могу рекомендовать его.
5. Оборудование.
Выдают бипер, ABS. Кстати, ABS нового поколения - очень легкий. По моим ощущениям где-то 1,5 кг.
Резюме:
1. GrandSki - отличный вариант для любителей фрирайда, которые приехали в незнакомое место.
2. GrandSki - отличный вариант покатать в новой компании.
3. Лично мне с точки зрения техники это очень помогло. Возможно, не так сильно, как "дрючка" на трассе. Но я получила именно то, что я хотела.
4. Лично мне бы лучше подошел утренний график. А так - я первую половину дня вполне интенсивно катала со своей компанией, в 14 - группа. Домой после окончания занятия я еле волочилась... В аквацентр даже сил не было идти
5. Из-за недобора моей группы получилось, что за 135 евро я получила 15 часов катания с гидом. Это просто ХИТ-цена :)
6. Хорошо быть лыжником, так как для сноубордистов аналогичных предложений нет.
Ребята-сноубордисты из моей компании, надо сказать, завидовали. Просто упасть на хвост группе GrandSki было несколько совестно. При попытке забыть про совесть и все же поехать за ними сказались недостатки сноубординга: нужно выстегиваться/встегиваться, невозможно быстро пересечь плоский выкат с кучей народа и подняться в контруклон к дальнему подъемнику и т.п. В общем группа лыжников слишком быстро скрывается из виду.
Но парни нашли решение - в туристическом шопе купили книгу по оффпист маршрутам. И немного отвели душу :)
В общем, хорошая поездка. Жаль, что на этом мой сезон заканчивается