Русский север-2. Вельск-Няндома-Каргополь

Feb 11, 2015 17:43

Продолжаем путешествие. Начало тут и тут.

Переночевали в Вельске и теперь движемся дальше на север, в сторону Няндомы. А поскольку Няндомский район приравнен к районам Крайнего Севера, значит мы едем на самый крайний север.


Мороз где-то минус 30. Чем севернее, тем морознее. Дорога, лес, небо - всё голубое.

Расстояние от Вельска до Няндомы - 280 км или больше четырех часов удивительной красоты.


Речек здесь много, и почти все быстрые. Стремнина не замерзает даже в очень сильные морозы. А по краям и там, где течение потише, лежит толстый слой льда.


Названия рек очень интересно звучат. Послушайте: Пуя, Пейга, Падова, Пюдля. Еще есть речки Ржавая, Тиноватка. Мне же понравились такие: Велико, Чернично.



А вот названия местных деревень оригинальностью не отличаются. Разве что деревня Залеменьга.



Уже скоро Няндома


Википедия так трактует происхождение названия города:
  • от финно-угорского «няндома» - богатая земля,
  • от саамского «няммдэявр» - приклеенные озёра,
  • от карельского «мяндама» - сосновая местность,
  • от санскритского «нья дама» - правило жизни,
  • по народной версии - от имени местного жителя (карела или финна) Нян, о котором проезжие по тракту спрашивали "Нян дома?".
  • Именно так "Нян дома" зовется местный краеведческий музей. Все версии красивые, правда?


Этот кирпичный домик - не самая главная достопримечательность Няндомы. В городе есть большая железнодорожная развязка. Собственно со строительства в 1894 году узкоколейки акционерным обществом Саввы Мамонтова (вот же был человек!) и начинаеся история города. Я же сфотографировала именно это здание, потому что здесь, в местной гостинице, куда я попыталась заскочить даже не на пять минут, а всего-то на одну минутку по неотложным делам, меня несправедливо обидели. Не пустили. Вот представьте, ехали мы ехали столько часов по морозному тракту. Нарушить красоту, чистоту и белоснежность окружающей среды физиологическим воздействием было бы бесчеловечно. Вокруг леса, поля - всё завалено снегом по самое " в общем вам по пояс будет". К тому же пока освободишь нижнюю часть туловища от многослойной одежды, рискуешь её отморозить навсегда.
К сожалению, большинство местных заправок не отличаются наличием "комнаты отдыха". И что прикажете делать? А тамошние тёти не захотели войти в мое положение. Я глубоко разочарована.


Более того, пока я понапрасну унижалась перед тётями из гостиницы, дяди из местного ГИБДД наносили материальный ущерб моему мужу, штрафуя его за стоянку в неположенном месте. Им было невдомек, что муж, в отличие от тетенек, очень хорошо вошел в моё положение и был сосредоточен на напряженном поиске всего лишь одной заветной надписи. Все остальные, включая дорожные знаки, для него, как и для меня, на тот момент не существовали. Так что в Няндоме наша семья сильно пострадала морально и материально. (Сразу оговорюсь, на обратном пути всё сложилось гораздо лучше, но уже не в этой гостинице, а в столовой в районе железнодорожных путей).


И вот Няндома с её злоключениями позади. Мы снова в дороге.


Движемся в сторону Каргополя.


Ехать чуть больше 80 км


Железнодорожного сообщения с Каргополем нет. Добраться до города от Няндомы можно только на автобусе. Редкий безлошадный турист заглядывает туда. Поэтому Каргополь остается тихим уездным городком.


Пока едем среди лесов и редких деревень, расскажу немного о Каргополе.



В середине 15 века в городе скрываются бежавшие из Москвы князья Дмитрий Шемяка и Иван Можайский - политические противники великого князя Василия Темного.



Во время царствования Ивана Грозного, в 1565 году, Каргополь зачисляется в 19 "царских" главных, крупнейших городов и торговых центров России.



В начале 17 века Каргополь трижды безуспешно осаждался польскими войсками. За героическую оборону и заслуги перед Отечеством жителям города была дарована царская "Похвальная Грамота". В ней говорилось, что горожане "литовских людей побивали и многие городы и волости от воров очистили и преславные победы везде показали".



В Каргополь ссылались татарские ханы, разведенные жены, неудачливые военачальники и прочие враги народа. Именно здесь в 1587 году по приказу Бориса Годунова был задушен князь Андрей Шуйский. А в 1607 году в каргопольскую крепость был сослан, а после пытан, изувечен, ослеплен и, наконец, тайно утоплен в проруби крестьянский предводитель Иван Исаевич Болотников.

Ну вот мы уже и в Каргополе.


Продолжение следует.

Исторические факты взяты с сайта http://www.towns.ru/towns/kargopol.html

автопутешествие, Россия, документальное кино, путешествие, Русский Север

Previous post Next post
Up