О балетных школах и балетной педагогике.Большой балет Бразилии

Jan 08, 2021 04:45



image Click to view



История гласит, что однажды Владимир Викторович Васильев взял, да и поехал в Бразилию, да и организовал в этой дальней солнечной стране балетную школу при Большом театре (или - просто "школу Большого театра") (****) для способных к академическому балету бразильских детишек-выходцев из простого народа, чьи родители были обыкновенными работягами, не обладая никакими "блатами и капиталами", да и вообще - для любых детей, выходцами из каких бы социальных слоев бы они ни были, лишь бы проявляли способности к академической хореографии и балетному искусству.

Школа получилась, она получилась очень сильной, потому что наследовала методики легендарных русских и советских педагогов, таких как Ваганова, Тарасов и Пестов, ведь, преподавать в Жоинвилль отправились единомышленники Васильева, выходцы из московской школы (и не только - московской), дипломированные педагоги и артисты ГАБТ.

Владимир Викторович Васильев - не только легедарный танцовщик и артист Большого театра, он еще и балетный режиссер-постановщик, педагог и организатор, один из блестящих представителей русской и советской школы балета.Поехав в Бразилию и организовав в городе Жоинвилле школу Большого театра, он, вместе с группой педагогов школы Большого, продолжил давнюю традицию русского и советского балета и его школ: так, еще в советское время, во время летних каникул, преподаватели МАХУ-МГАХ отправлялись в разные города СССР, чтобы найти новых талантливых учеников и учениц, самых лучших и талантливых ребятишек. И Большой театр, Кировский (теперь - Мариинский), Киевский театр оперы и балета, Минский театр, Ташкентский, Рижский, Ереванский и Тбилисский (да и во всех республиках были свои театры и свои школы;просто самых одаренных детей ленинградские и московские педагоги забирали в Москву или Питер на обучение, а в РСФСР было несколько школ, причем, выдающихся, напр., Пермская школа) Новосибирский, столичные республиканские театры пополнялись всё новыми и новыми талантами, какими гордилась наша огромная страна.

Почему так было при СССР?И почему сейчас, при капиталистическом экономико-политическом укладе жизни нашей (да и любой другой)страны такого нет и быть не может?Почему теперь могут быть лишь отдельные всплески на унылой болотистой поверхности "заброшенного и зажабленного пруда" музыкально-театрального искусства?

Потому, что театрам и школам некогда думать об искусстве, театры и школы должны заботиться о рубле и долларе, чтоб окончательно не пропасть и не потонуть в злобном мире чистогана, выгоды и конкуренции  буржуазной действительности сегодняшнего дня.Потому что при экономике социалистического уклада только и возможно существование и развитие искусств музыкального театра, театра драматического, как и Искусства вообще.Искусство - любой его вид - требует огромных вложений средств и именно ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТЧИСЛЕНИЙ на Искусство и его школы, что только и возможно при плановой экономике-как при социализме.Частные вложения и меценатство здесь мало чем помогут.

Тем более ценна организация школы в Жоинвилле Владимиром Викторовичем Васильевым и группой героических педагогов-единомышленников ("героических энтузиастов" - потому что никто не знал, как сложится школа и что может из этой , хоть и замечательной, но, рискованной затеи получиться, ведь СССР уже давно перестал существовать и защиты, как и поддержки страны, как в былые - советские времена, ждать не приходилось), больших энтузиастов русской и советской академической школы балета, отправившихся организовывать школу по образцу и подобию МАХУ-МГАХ или АРБ им. Вагановой. Школа в Бразилии - как "воспоминание о будущем", потому что обязательно пройдут те времена, когда царствует хам, лакей и лавочник-купи-продай и образование, школы, в том числе и музыкальное-театральное-художественное, как и вообще всякое образование, всякие школы - и общеобразовательные, и высшие - вновь станут свободными от гнета поисков доллара и рубля, станут бесплатными и свободными, станут вновь сильнейшими школами в мире, как было в СССР.Так было в прошлом . И еще будет обязательно.Слышите?ТАК И БУДЕТ В БУДУЩЕМ, БУДЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНО.

С огромным удовольствием публикую материал с сайта ГАБТ РФ про замечательнейшую школу в Жоинвилле, посвященный восемнадцатилетию работы бразильской школы:
(источник - https://www.escolabolshoi.com.br/institucional-ru)
18 ЛЕТ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ В БРАЗИЛИИ

Балетная школа Большого Театра в Бразилии начала свою работу 15 марта 2000 года в Жоинвилле, штат Санта-Катарина. Основателями школы стали мэр города Жоинвилль (впоследствии губернатор штата Санта Катарина и сенатор) Луис Энрике да Силвейра и Художественный руководитель-директор Большого театра в то время, легенда мирового балета - Владимир Васильев. Система и методика обучения школы соответствует системе и методике обучения в русской хореографической школе с русскими педагогами.

В Школе на данный момент одновременно обучаются классическому балету и современному танцу 230 детей из практически всех штатов Бразилии, а также из Парагвая и Аргентины. Так как большинство учеников - выходцы из беднейших слоев населения, 100% учеников обучается абсолютно бесплатно, что делает этот проект уникальным по своему социальному значению: школа-некоммерческое предприятие. Конкурс в Школе - 50 кандидатов на место.

Общая площадь Школы Большого Театра составляет более 6000 квадратных метров, куда входят 12 залов для балета, 10 классов для занятий фортепиано, классы для теоретических занятий, административные помещения, столовая и концертный зал. В Школе работают бразильские и российские педагоги, четверо из которых являются бывшими артистами Большого Театра России. Школу постоянно курирует ее основатель В.В.Васильев. С момента создания Школы его силами были поставлены три классических спектакля: балет «Щелкунчик», балет «Жизель» и большая сюита «Дон Кихота».

Важная роль, которую Школа Большого Театра в Бразилии играет в развитии двухсторонних отношений между Россией и Бразилией, неоднократно отмечалась Президентом России Владимиром Путиным. Президент Бразилии Луис Инасио Лула да Силва после просмотра представления Школы сказал: «То, что я увидел здесь, в Жоинвилле... дети из бедных районов, дети из бедных семей, которые борятся за свое будущее... заставляет меня еще раз поверить, что мы можем изменить нашу страну... мы можем и обязаны изменить мир в лучшую сторону».

На спектаклях Школы Большого Театра в Бразилии за 18 лет ее сущестования побывали около миллиона бразильцев, и около 100 тысяч туристов посетили непосредственно здание Школы в Жоинвилле. Бразильские ученики выступали с гастролями в Уругвае, Парагвае, Швейцарии, Италии, Франции, Германии. В 2004 году состоялись концерты на сцене Большого Театра России и Музыкального театра имени Н.И.Сац в Москве. Выпускники Школы работают в балетных труппах в Бразилии и по всему миру (Staatsballett Berlin, Stuttgart Ballet, Leipzig Ballet, Dortmund Ballet, Miami City Ballet, Salzburg Ballet, Sao Paulo Cia de Danca, Grupo Corpo). В России трое выпускников школы (Мариана Гомес, Бруна Гальянони, Эрик Сволкин) работают в труппе Большого Театра в Москве, трое - в Казани, двое - во Владивостоке, один - в Санкт-Петербурге, одна выпускница - в Екатеринбурге.

В 2015 году Школа в Бразилии отметила свое пятнадцатилетие, и в Бразилии с громадным успехом прошли гастроли московского Большого Театра. В Рио-де- Жанейро и Сан-Пауло при огромном интересе публики были показаны спектакли “Спартак” и “Жизель”. В спектаклях, наряду с танцовщиками труппы Большого, приняли участие шесть учениц Школы Большого Театра в Бразилии.

Школа Большого Театра в Бразилии фигурирует во всех основных документах, определяющих двухстороннюю политику России и Бразилии. Во время предпоследнего официального визита Дилмы Русефф, В.В.Путин подарил Президенту Бразилии картину с изображением Большого Театра; во время последнего визита Президента Мишеля Темера, главы государств присутствовали на церемонии награждения победителей XIII Международного балетного конкурса в Москве, одной из главных победительниц которого стала выпускница школы Большого театра в Бразилии Аманда Гомес, которая также в 2016 году стала победительницей Международного Конкурса в Варне, Болгария.

Директором Школы Большого Театра в Бразилии является Павел Казарян, финансовым директором - Селия Кампос. Президент Совета Школы Большого Театра - Валдир Стеглиш.

Финансовую поддержку Школы Большого Театра в Бразилии осуществляют Министерство Культуры Бразилии (MinC), правительство штата Санта Катарина (Governo do Estado Santa Catarina), Amigos do Bolshoi (CAIXA, Philco, Britania, Embraco, Engie, Arteris, Havan).

image Click to view



****  Идея создания школы в Бразилии принадлежала Александру Богатыреву - ведущему солисту балета Большого театра. Но так сложилось, что за несколько месяцев до ее открытия он умер. После чего проект возглавил Владимир Васильев. Школу он курировал вмете с Екатериной Максимовой. Они приезжали туда раз в год - принимали экзамены.

И кстати, стоит тогда упомянуть Жуана Престеса и Жо Браску, которые тоже участвовали в создании школы. Именно они, Александр Богатырев и предыдущий губернатор штата Санта-Катарина (Луис Инрике де Сильвейра) изначально и создали эту школу.

(Дополнено и уточнено Анной Русских, -
atlanta_s - балериной ГАБТ, выпускницей московской школы - МГАХ, педагогом, работавшей в школе в бразильском городе Жоинвилле преподавателем классического танца)

Бразилия, история балета, ГАБТ РФ, социализм, буржуазная культура, плановая экономика, балетная педагогика, социалистическая культура, Жоинвилль

Previous post Next post
Up