Аранхуэсский концерт. История легендарного музыкального произведения

Feb 17, 2022 02:52

На свете существуют музыкальные произведения, которые стали легендарно популярны.
Историю одного из таких произведений мы сегодня и узнаем

image Click to view



Rodrigo - Concierto de Aranjuez For Guitar And Orchestra

Все три части Аранхуэсского концерта. Его стоит послушать целиком.

Что такое "Аранхуэсский концерт" и как он стал музыкальной легендой Испании

3 дня назад

1,5 тыс. прочитали



Все когда-нибудь слышали прекрасную мелодию из медленной части знаменитого концерта испанского композитора Хоакина Родриго. Правда, редко, кто сразу вспомнит, откуда она, и кто её сочинил.

Тем более, что эта музыка существует в самых разнообразных воплощениях - инструментальных и вокальных. Мелодия Адажио разошлось по миру и легко вписалась во все стили: и в классику, и в фламенко, и в джаз, и в популярную эстраду.

За последние пятьдесят лет "Аранхуэсский концерт" для гитары с оркестром стал легендой испанской музыки и затмил собой всё остальное, что написал Хоакин Родриго за свою жизнь.
Хоакин Родриго, маркиз де лос хардинес де Аранхуэс

Хоакин Родриго - классик испанской музыки, один из самых известных композиторов Испании второй половины 20 века, музыковед и музыкальный критик.



Хоакин Родриго полностью потерял зрение в возрасте трёх лет в результате осложнений после дифтерии. Его жизнь - удивительный пример того, как можно преодолеть непреодолимые обстоятельства. Он стал композитором, пианистом и историком музыки, не имея возможности читать специальную литературу и видеть нотный текст.



"Глазами" Хоакина Родриго был его компаньон с детских лет, впоследствии друг и секретарь Рафаэль Ибаньес. Он перечитал Хоакину горы всяческой литературы, в том числе, специальной, и помог ему получить серьёзное исполнительское, композиторское и университетское образование сначала в Валенсии, а потом в Париже.

Позже его функции взяла на себя жена Родриго - турецкая пианистка Виктория Камхи. Ради этого она оставила свою карьеру и 64 года до самой своей смерти была рядом с ним.



К двадцати годам Хоакин Родриго уже имел репутацию хорошего пианиста (он сам играл на сцене свои сочинения) и начинающего композитора, чья музыка привлекала к себе всеобщие симпатии. Как и его личность. Он был жизнелюбивым и энергичным человеком с прекрасным чувством юмора.

За свою долгую жизнь (1901-1999) Хоакин Родриго достиг всего, о чём может мечтать любой композитор: он написал много музыки в разных жанрах, получил всемирную известность, множество всяческих наград и званий, включая французский орден Почётного легиона и наследственный дворянский титул "Маркиза Садов Аранхуэса", пожалованный ему королём Испании Хуаном Карлосом I в день девяностолетия.

Но вряд ли его карьера сложилась бы настолько блестяще, если бы в молодости он не написал свой знаменитый "Аранхуэсский концерт".
История шедевра

Название «Аранхуэсский» концерт получил в честь испанского города Аранхуэс. Он находится в полусотне километров от испанской столицы. Там с 17 века располагалась летняя резиденция испанских королей с великолепным дворцом и роскошными садами (парковым комплексом).



С Аранхуэсом у композитора были связаны романтические воспоминания: в первые месяцы после свадьбы (в 1933 году) он приезжал сюда с молодой женой, чтобы погулять в живописном парке.

Но написан концерт был гораздо позже - спустя пять лет, вдали от Испании, в Париже. Идея принадлежала другу Хоакина Родриго - знаменитому испанскому виртуозу-гитаристу Рехино Сайнсу де ла Маза. Он попросил написать для него гитарный концерт, и композитор обещал сделать это в ближайшее время. Но сочинение не двигалось.

Во-первых, задача была довольно сложной: гитара - камерный инструмент с тихим голосом, ей трудно противостоять звуковой массе целого оркестра, и нужно было особым образом, очень тонко, рассчитать баланс партитуры. А во-вторых, ничего конкретного просто не приходило в голову.

Так прошло несколько месяцев, пока однажды, в начале 1939 года не случилось то, что сам Хоакин Родриго называл "сверхъестественным". Он сам описал этот момент:
"Я сидел в своем маленьком кабинете на улице Сен-Жак и смутно размышлял о концерте. Вдруг я услышал внутренний голос, который сразу, без единой заминки, пропел мне всю тему Адажио [второй части]. И сразу после этого, без перерыва, зазвучала тема третьей части. В тот же момент я понял: дело сделано".

Так Хоакин Родриго нашёл свой "клад" - мелодию замечательной красоты и выразительности, которая прославила и его самого, и испанскую музыку во всём мире.

Нотный текст Хоакин Родриго напечатал на специальной пишущей машинке нотным шрифтом Брайля.



Кстати:
Луи Брайль тоже был незрячим музыкантом (детская травма) и несколько лет занимал должность органиста в Парижских соборах. Помимо азбуки для чтения он придумал систему записи нот, которая используется до сих пор.

С этими листами композитор приехал в Мадрид и затем продиктовал весь текст нота за нотой, поясняя все малейшие детали, переписчику. Виктория Камхи играла мужу то, что получилось, и вносила окончательные поправки в партитуру.

9 ноября 1940 года Рехино Сайнс де ла Маза впервые исполнил Аранхуэсский концерт в Барселоне.



Рехино Сайнс де ла Маза. Ему Хоакино Родриго посвятил "Аранхуэсский концерт".
Отзывы прессы были восторженными. Критика писала о новых принципах гитарной техники, об испанском духе и европейских традициях этой музыки, и о том, что концерт "пропорционален и совершенен, как маленький неоклассический дворец".

Самые яркие эпитеты относились ко второй части (Адажио) - её называли "восхитительной" и "благословенной". Эта мелодия так же быстро пленила своей красотой сознание публики, как перед этим она властно продиктовала сама себя автору, явившись ему в законченном виде.
Минусы и плюсы популярности

Это был первый большой успех композитора и первое его сочинение в этом жанре. Впоследствии он напишет ещё пять гитарных концертов. Но этот - Аранхуэсский - остался безусловным любимцем публики, благодаря, главным образом, его медленной части.

После войны, а точнее, немного позже - в 60-х годах, Адажио отделилось от Концерта и даже от самого композитора и начало свой самостоятельный путь в массовой музыкальной культуре. Оно породило целый мир эстрадной «аранхуэсской» лирики.

Всё началось с пластинки джазового трубача Майлза Дэвиса. Затем свои оркестровые версии сделали Поль Мариа, Джеймс Ласт и многие другие. Параллельно развернулась вокальная эпопея. Дэмис Руссос спел вариант на английском (Follow me), Далида записала свой, с итальянским текстом (Aranjuez, la tua voce), а ливанская певица Фейруз воспела этой мелодией родной Бейрут на арабском. "Swingle Singers" спели "аранхуэсское" Адажио и вовсе без слов.

В этом секторе вокальных адаптаций возникли свои чемпионы популярности и своя, вторичная, классика жанра. Речь идёт о песне с испанским текстом «En Aranjuez con tu amor». Кто только ей не пел и не поёт!

Даже оперные певцы - звёзды испанской оперной школы - Пласидо Доминго, Хосе Каррерас и Монсеррат Кабалье сочли своим патриотическим долгом исполнить этот лирический гимн Аранхуэсу и Испании.

Популярность мелодии Адажио во всём мире достигла рекордной отметки. Если бы в 20 веке были шарманки, её играли бы на шарманках. До сих пор она звучит в подземных переходах и постоянно используется как киномузыка.

Хоакин Родриго не мог предвидеть таких масштабов популярности. Когда его Адажио пустило дикие побеги во все стороны и вышло за границы академической музыки часто в обход авторских прав, он был этому не очень рад.



Долгое время он безуспешно пытался оградить своё творение от поглощения поп-музыкой и защитить свои права. Последнее ему отчасти удалось, но остановить вал эстрадных адаптаций, несмотря на все судебные иски и официальные запреты, не получалось.

В конце концов Хоакину Родриго не осталось ничего другого, как сдаться и найти в этой безнадёжной ситуации плюсы. Так или иначе всё это работало как реклама его сочинения. В итоге Аранхуэсский концерт получил совершенно небывалый мировой резонанс и принёс Хоакину Родриго, а также его наследникам (дочери и двум внучкам) немалое состояние. А главное, что это сочинение поднялось на тот уровень, где музыка уже выходит за рамки собственно музыки.

Знаменитый Концерт стал послом испанской академической музыки в мире, лирическим символом испанской гитары и фактическим гимном Аранхуэса. В этом городе есть даже памятник Арнахуэсскому концерту в виде символического постамента и нотного текста на плитах парковой дорожки. Неудивительно, что именно в этом городе Хоакин Родриго нашёл свой последний приют. Его надгробный памятник венчает скульптурное изображение гитары.


"Плач жизни"

Пронзительная «испанская грусть» этой любимой всеми музыки таила в себе интригу и рождало много вопросов. Публика хотела знать, «что автор хотел сказать в этой музыке и о чём таком грустном он думал, когда её писал?» Ответ композитора ничего не прояснял:
«К сожалению, я думал только о том, чтобы концерт получился как можно лучше, чтобы он доставлял удовольствие людям и чтобы его часто играли».

Но его жена Виктория Камхи спустя сорок лет в своей автобиографической книге описала некоторые обстоятельства их жизни, на фоне которых создавался Концерт. Очень холодная зима в Париже, когда морозы достигали 15 градусов, отсутствие заработка, крохотная, почти неотапливаемая квартирка, болезнь Виктории и рождение мёртвого ребёнка. Чтобы оплатить клинику, им пришлось продать её любимое пианино Pleyel, на котором она играла чуть ли не с детских лет.



Возможно, тени этих событий легли на музыку Адажио. Но масштаб её высказывания больше, чем самые горькие личные переживания. Эта музыка - «плач жизни». Она уходит в эпические глубины национального или даже общечеловеческого. Адажио Аранхуэсского концерта - это печаль вечного, библейского масштаба.

Редкая по красоте музыка Адажио напоминает многофигурную живописную композицию на евангельскую тему. Здесь есть центральный персонаж - гитара со своим тихим «слёзным» рассказом. Её окружают другие голоса: английский рожок, фагот, виолончель, гобой. У каждого из них свои реплики, свой голос и своё «выражение лица»: сочувствие, утешение, мудрое рассуждение. На дальнем плане этой картины, фоном, звучит тихий «хор» оркестра с мерным пульсом медленно текущего времени.

"На небесах все мы будем звуками" - сказал однажды Хоакин Родриго. Хороший эпиграф к Адажио из "Аранхуэсского концерта".

image Click to view



Х.Родриго. "Аранхуэсский концерт" для гитары с оркестром, 2 часть.

Милош Карадаглич и Лондонский филармонический оркестр. Дирижёр Яник Незе-Сеген.

«Ухожу, ибо в этой обители бед Ничего постоянного, прочного нет. Пусть смеётся лишь тот уходящему вслед, Кто прожить собирается тысячу лет... Месяца месяцами сменялись до нас.Мудрецы мудрецами сменялись до нас. Эти камни в пыли под ногами у нас Были прежде зрачками пленительных глаз... Вместо Солнца весь мир озарить не могу. В ТайнуСущего дверь отворить не могу. В море мыслей нашёл я жемчужину- Суть, Но от страха на свет не могу повернуть...»
«На Небесах все мы будем Звуками» (Х.Родриго)

______________
источник:https://zen.yandex.ru/media/kultshpargalka/chto-takoe-aranhuesskii-koncert-i-kak-on-stal-muzykalnoi-legendoi-ispanii-620142ef8570c72259a50bee?&

легендарные муз. произведения, Хоакин Родриго, Аранхуэсский концерт, история музыки

Previous post Next post
Up