Click to view
Письмо Чайковского брату Модесту от 28 сентября 1876 года: " ... Потом ты говоришь, что нужно плевать на qu`en dira-t-on (что говорят)! Это верно только до некоторой степени. Есть люди, которые не могут меня презирать за мои пороки только потому, что они меня стали любить, когда еще не подозревали , что я в сущности человек с потерянной репутацией.
...Разве ты думаешь, что мне не тяжело это сознавать, что меня жалеют и прощают, когда в сущности я ни в чем не виноват? И разве не убийственна мысль, что люди, любящие меня, могут иногда стыдиться меня! А ведь это сто раз было и сто раз будет.
Словом, я хотел бы женитьбой или вообще гласной связью с женщиной зажать рты всякой презренной твари, мнением которой я вовсе не дорожу, но которая может причинить огорчения людям, мне близким...Во всяком случае, не пугайся за меня милый Модя. Осуществление моих планов вовсе не так близко , как ты думаешь. Я так заматерел в своих привычках и вкусах, что сразу отбросить их, как старую перчатку нельзя... Да притом я далеко не обладаю железным характером, и после моих писем тебе уже раза три отдавался силе природных влечений. Представь себе! Я даже совершил на днях поездку в деревню к Булатову, дом которого есть не что иное, как педерастическая бордель... Итак, ты совершенно прав, говоря в своем письме, что нет возможности удержаться несмотря ни на какие клятвы, от своих слабостей."
Чайковский П.И. Письма к родным (1850-1879) Т.1 , М, Музгиз. 1940. (стр 259-260)
Гомосексуализм определял очень многое личной жизни П.И.Чайковского и в его творчестве. Объектами страсти, порой невероятной силы и увлечениями, протяженными во времени были:
И.И. Котек, С.Киреев, К.С. Шиловский, В.С. Шиловский. Постоянно присутствовала тяга к несовершеннолетним: глухому воспитаннику его брата Модеста Коле Конради, юному итальянскому певцу Витторио, Эдуарду Заком, покончившему самоубийством... Сохранились их письма и многочисленные фотографии, которые бережно складывались композитором в его личном архиве. Отношение Чайковского к особенностям своих сексуальных наклонностей в разные годы было различным. В молодости случались периоды, когда он презирал себя за это и мучился, боясь широкой огласки. Известна запись, сделанная композитором в марте 1887 года: "Что мне делать, чтобы нормальным быть?". Отношение в русском обществе к гомосексуализму было достаточно лояльным, никакие страшные наказания Чайковскому не грозили, так князь Владимир Мещерский (выпускник Училища правоведения), не раз попадавший в скандальные истории из-за своих гомосексуальных похождений, после очередной весьма нашумевшей истории, стал доверенным советником Александра III.
В Советском Союзе композитор считался полубогом и гением русской музыки (хотя был нерусским по происхождению), все доказательства неправильной сексуальной ориентации были тщательно стерты и похоронены.