Новый год поистине многострадальный праздник на Руси, ведь его дата неоднократно менялась на протяжении отечественной истории. Все запутаннее чем кажется.
Только у нас празднуют Новый год дважды, но об этом в другой раз.
О праздновании Нового Года.
В славянские времена началом года считался день зимнего солнцестояния, который был большим языческим праздником.
Затем, вместе с христианством, в 988 году на Русь пришел византийский обычай отмечать рождение года 1 марта.
Эту традицию выводили из Священного писания, поскольку летоисчисление велось от даты сотворения мира 1 марта 1 года.
Весенний новый год удачно прижился и сохранялся долго, вплоть до конца XV века.
Однако в 1492 году царь Иоанн III особым указом перенес начало года на 1 сентября.
Первый новый год и был отмечен этого же числа (10 сентября по новому стилю).
Согласно царскому указу новый год объединялся с праздником сбора урожая, а также сроком сбора податей и налогов.
1492 год был особым для православного календаря, по которому жила Московская Русь это был 7000 год от сотворения мира. Надо полагать, царь не случайно выбрал для реформы Нового года такую круглую дату.
Но уже через 200 лет опять реформировали дату праздника: указом "О новом счислении лет" Петр I предписал считать 1 января 7208 года, от сотворения мира 1 января 1700 года, от Рождества Христова и именно от этой даты (1 января) считать начало нового года и праздновать его.
В тот год, на Руси было сразу два новых года сначала 1 сентября, по-старому, а потом 1 января, по-новому.
О рождественской Елочке.
Летопись от 1605 года свидетельствует, что в Эльзасе на территории современной Франции: На Рождество устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру.
Это новшество переняла многочисленная протестантская община немецкой области Вюртемберг, откуда постепенно эта традиция распространилась по всей Германии, а затем - и по всей Европе. Тем не менее, елки появлялись сначала только в домах богатых дворян и купцов. Разнообразными игрушками украшались в средневековой Германии не только елки, но и сосны, ветки вишневых деревьев и буков. Первый стеклянный елочный шар был выдут в Тюрингии (Саксония) в 16 веке. Промышленное производство елочных игрушек началось только в середине прошлого века - здесь же, в Саксонии. Искусные мастера выдували игрушки из стекла, вырезали из картона колокольчики, сердечки, фигурки птиц и зверей, шары, шишки, орехи, которые потом раскрашивали яркими красками.
К середине 19 века рождественская ёлка завоевала всю Европу. Именно тогда вечнозеленые, пышные красавицы стали регулярно устанавливаться в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России, а достоянием же простого люда елка стала уже во второй половине столетия.
В Российских домах праздничная ёлка появилась 1 января 1700 года, именно тогда в России по указу Петра Великого стали отмечать Новый год. В указе Петра I говорилось: "По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям скудными каждому хотя бы по древу или ветке на вороты поставить".
Столицей тогда была Москва, Петербург ещё не был основан.
В домах северной столицы с ёлками поначалу встречали Рождество лишь многочисленные ремесленники-лютеране, которые приехали из Германии и поселились на Васильевском острове.
Богатые петербургские дворянские семьи постепенно стали перенимать этот европейский обычай.
Большими любительницами устраивать во дворце роскошные ёлки были императрица Елизавета дочь Петра I, а также великая царица Екатерина II.
И, наконец, в 1852 году в Петербурге была устроена первая публичная ёлка. А к концу ХIХ века этот красивый обычай стал уже привычным не только в русских городах, но и в глубинке.
Но в 1916 году рождественские елки на русской земле оказались в опале. Елочные украшения, сладости и фрукты символизировали дары, принесенные маленькому Христу. А свечи напоминали освещение той обители, в которой останавливалось святое семейство. К тому же на верхушку дерева всегда вешали украшение, которое символизировало Вифлеемскую звезду, взошедшую с рождением Иисуса и указавшую дорогу волхвам.
С 1918 года на елку ополчилась советская власть. Власти, начав борьбу с религией, решили, что украшенная ёлка, наравне с вертепом, Вифлеемской звездой и хором ангелов - символ христианского праздника Рождества, следовательно, с ней надо бороться так же, как с религией.
Многие помнят рассказ о Ленине на кремлёвской ёлке для детей, это была последняя официально разрешенная елка.
Она оставалась запрещенной вплоть до 1935 года, когда появилась идея празднования Нового года вместо Рождества. Тогда Вифлеемская звезда стала красной пятиконечной, и вертеп сменился Дедом Морозом, елка стала называться новогодней, но старорежимные граждане продолжали праздновать Рождество подпольно.