Михаил Нестеров и его Музы... часть I

Jan 04, 2014 19:20



«Зацепившись», как всегда, за строчку/фразу, не могу отпустить. Длинные «рождественские каникулы» позволили, оттолкнувшись от «Счастливой сказки с печальным концом...», заняться розыском прекрасных муз Михаила Васильевича. \



Мартыновская Мария Ивановна (1862-1886)
«Ты не мой, Мишечка, ты картинкин»




«Две страсти всю жизнь господствовали надо мной: страсть любовная и страсть к художеству. Если бы не было этих страстей, я был бы самый ординарный человек, быть может, вредный самодур, пьяница, неудачник»
М.В.Нестеров
Первая жена, юная Маша, Мартыновская Мария Ивановна (1862-1886) (о ней подробней писала здесь), умерла меньше чем через год после свадьбы, через сутки после родов. Михаил Васильевич был безутешен. Он всё время вспоминал, как Машенька время от времени заходила к нему, хвалила работы, и приговаривала шутя: «Ты не мой, Мишечка, ты картинкин». Нестеров усмотрел в этом знак. Вот и получилось, что он не Машенькин... Позднее Нестеров задавался вопросом: «Как пережил я эти дни, недели, месяцы?»
Спасли его от безысходной тоски хлопоты об устройстве новорожденной дочери.

Ольга Михайловна Нестерова (Шрётер) (Россия, 1886-1973)

После смерти «любимой Машеньки» он отвез дочь Ольгу к своим родителям, вместе с которыми жила и его старшая сестра Александра. Старики всем сердцем полюбили девочку. Удручало лишь, что поездки Михаила Васильевича в Уфу с подарками были редки; он был поглощён работой.



Михаил Нестеров с дочерью Ольгой прибл.1890

В 1890 году на Передвижной выставке внимание публики было привлечено к картине «Видение отроку Варфоломею». Пленён ею был и профессор Прахов Адриан Викторович, заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве. Поражённый художественным талантом автора, он пригласил Михаила Васильевича на работу в собор.
Сначала художник колебался, принять ли это предложение. Потом согласился - «Да и Ольге пришло время учиться», - рассуждал Михаил Васильевич, забирая дочь от родителей к себе в Киев. Выбирая между гимназией и институтом благородных девиц, Нестеров выбрал институт - ему хотелось дать дочери все самое лучшее.
Ольга была болезненной, но училась хорошо, и ее форменное платьице часто украшали цветные банты, которые выдавались воспитанницам за успехи. Нестеров вспоминал: «По праздникам я бывал у нее в институте на приемах, и она радостно появлялась в переполненном зале то с голубым, то с розовым бантом, а иногда и двумя - за успехи в языках французском и немецком. Начальница была очень заботлива к Олюшке. Иногда она болела, и тогда заботы начальницы к ней удваивались».



Михаил Васильевич и Ольга Нестеровы.

Осенью 1898 года двенадцатилетняя Ольга тяжело заболела - одна из воспитанниц занесла в институт скарлатину. Она металась в жару, болезнь дала осложнение на уши, на почки. Все ожидали скорой смерти несчастного ребенка...
С сентября 1898 по январь 1899-го «болезнь неустанно угрожала жизни, а я постоянно жил под страхом потерять свою Олюшку. Она лежала с головы до ног забинтованная, как Лазарь в гробе. В моей девочке у меня оставалась последняя надежда на счастье, последнее воспоминание о Маше. Чего-чего я не передумал в те дни, недели, месяцы». Пять месяцев Нестеров сходил с ума от горя. К великой радости, молодой организм болезнь победил.
Осенью 1905 года в Киеве Нестеров написал портрет Ольги. Ей было тогда девятнадцать лет. В нее было вложено много забот, любви и надежд ее отца, тем более горячих, что ей пришлось расти без матери.
Причиной, побудившей взяться за портрет дочери, был страх потерять ее. Ольга Михайловна выдержала опасную операцию, потребовавшуюся из-за резкого ухудшения ее слуха.



1905 год. Нестеров Михаил Васильевич (Россия, 1862-1942) «Портрет Ольги Михайловны Нестеровой (1886-1973)»

«Портрет, - писала Ольга Михайловна 8 января 1943 года, - написан во время мучительных головных болей и между двумя трепанациями черепа. Отец будто умышленно подчеркнул болезненную бледность, «бесплотную» худобу фигуры, прозрачность рук. Не была я такой даже перед трепанацией. Вы хорошо знаете, что в своих изображениях женщин отец всегда предпочитал моменты душевного одиночества, грусти или обреченности... Да и настроение было обычное для того времени - нервное, киевское».
В портрете действительно поражает «болезненность рук», удлиненность пальцев; бледное лицо девушки подернуто тенью болезненности. И превосходно выписанная белая шерстяная накидка на иссиня-черной подкладке словно укрывает девушку не от холода, а от внутреннего озноба.
Михаил Васильевич не считал этот портрет ответственной Художественной работой. «Это большой этюд», - говорил он и, недооценивая его живописные достоинства, не показал его на выставке 1907 года.
Но самым известным стал «Портрет О.М. Нестеровой (Амазонка)» 1906 года. В костюме наездницы, с хлыстом, на берегу реки Белой в Уфе. И все мысли о предстоящей операции кричат с холста кроваво-красным головным убором. И эта неестественная бледность.



1906 год. Нестеров Михаил Васильевич (Россия, 1862-1942) «Портрет О.М.Нестеровой. Амазонка»

Картиной восторгался друг М.В. Нестерова С.Н. Дурылин в письме к Ольге Михайловне: «как «Девушка с персиками» [В.С. Мамонтова] - лучшая, прекраснейшая русская девушка 1880-х годов, так «Девушка в амазонке» - вы! - это лучшая, прекраснейшая русская девушка начала 1900-х годов. <…> как чудесно соединил он [М.В. Нестеров - О.И.] в вашем портрете любовь свою к дочери с любовью своей к русской девушке».
Этот портрет художник заслуженно считал одной из лучших своих работ.



1909 год. Нестеров Михаил Васильевич (Россия, 1862-1942) «Портрет Ольги Михайловны Нестеровой (1886-1973)»



Нестеров Михаил Васильевич (Россия, 1862-1942) «Портрет Ольги Михайловны Нестеровой (1886-1973)»



Мурашко Александр Александрович (1875 - 1919) «Портрет Ольги Нестеровой»



Ольга Михайловна Нестерова (1886-1973) прибл. 1904



М.В.Нестеров с дочерью Ольгой и сестрой Александрой Васильевной. 1912

Ольга Михайловна была замужем за видным ученым-юристом, профессором МГУ Владимиром Николаевичем Шрётером, служившим в советском госучреждении, и преподававшим законодательство о промышленности и торговле. 4 августа 1918 года у них родилась дочь Ирина Викторовна Шрётер (1918-2003), ставшая впоследствии художником кино. В частности, она работала на таких картинах, как «Девчата», «Неподдающиеся», «Хозяин тайги», «Свой среди чужих, чужой среди своих».
В 1938 году Владимира Николаевича Шрётера по ложному доносу арестовали и 27 апреля 1938 расстреляли. Из документов КГБ: Шретер В.Н. Род. 1885, Одесса; русский, б/п, обр. высшее, профессор Института народного хозяйства им. Плеханова и старший консультант иностранного сектора Наркомата тяжелой промышленности СССР, прож. в Москве: пер. Сивцев-Вражек, д.43, кв.12. Арестован 16 января 1938. Подписан к репрессии по первой категории (расстрел) в списке «Москва-центр» от 19 апреля 1938 на 327 чел., №313, по представлению нач. 8-го отдела ГУГБ НКВД И.И.Шапиро. Подписи: Сталин, Молотов, Каганович, Жданов. Приговорен ВКВС СССР 27 апреля 1938 по обвинению в шпионаже.
Вслед за ним арестовали и Ольгу Михайловну Нестерову-Шрётер как члена семьи изменника родины, отправив в АЛЖИР (Акмолинский лагерь жён изменников Родины). В 1941 году лишь Екатерине Павловне Пешковой по линии «Красного Креста» удалось вызволить тяжелобольную Ольгу Михайловну из лагерей.
Возвращение Ольги стало и радоcтью, и болью для Нестерова: дочь вернулась калекой, передвигающейся только на костылях.
Немногие знают, что Ольга Михайловна стала художником.
Она так и не получила художественного образования, зато особым швом, как золотошвейки XVI века, вышивала шелком на полотне работы, которые было невозможно отличить от акварели.



Ольга Михайловна Нестерова-Шрётер за работой

Этому ее научила Лёля Прахова, друг семьи и, недолгое время, невеста Михаила Васильевича.
Но это уже совсем другая история...
kykolnik.livejournal.com/‎

Искусство, история, Картины, История одной картины

Previous post Next post
Up