Джордж Пулльман: человек изменивший облик железных дорог

Feb 06, 2013 12:43

На фото: Джордж Мортимер Пулльман



На западе, да и у нас до революции, существовала традиция «фамильных брендов». Владельцы какого-либо бизнеса называют предприятие собственной фамилией - зачастую такой бренд существует долгие десятилетия, переживая своих основателей. Bosch, Krupp, Porshe, Renault - все эти (и множество других) всемирно известных брендов с многолетней историей - получили свое название по фамилии начинателя.
Однако, еще большим успехом, если можно так сказать - является трансформация собственной фамилии в название нового предмета или явления.

В свое время мне запомнился газетный набросок про историю американского изобретателя Джорджа Мортимера Пулльмана. Его фамилия превратилась в своеобразный синоним роскоши и комфорта, приобретя большую известность в США и европейских странах. Мало кто знает, но изобретения этого человека изменили облик железных дорог. Актуальны они и по сей день. Истории Пулльмана и железных дорог посвящен пост.


Родился Джордж Пулльман в штате Нью-Йорк в 1831 году. Пулльман работает брокером и инженером - стремится извлекать прибыль из всего возможного. В числе интересных технологий разработанных Пулльманом, была методика подъема зданий с использованием винтовых домкратов.

Однако всемирную известность Пулльман приобрел на другой стезе.
В начале второй половины XIX века США активно развивались: страну связала сеть железных дорог. Стандартный вагон того времени представлял собой деревянную коробку с нарами. Естественно, говорить об удобстве длительных путешествий не приходилось.

На фото: гравюра изображающая внешний вид вагона фирмы Пулльмана



Люди побогаче могли позволить себе полумягкие сидячие места обитые тканью. Нововведением были спальные места - по сути, те же нары, на которых пассажиры сидели днем, а ночью могли лежать, подстелив соломенный матрас.
В то же время в США росла экономика: появился класс граждан, который позже назовут «бизнесом». В силу деловой необходимости эти люди много путешествовали по стране, в основном на поездах - единственном (не считая водный) прогрессивном виде транспорта в то время.

Пулльман задумался: если есть богатые люди - быть может, они будут готовы платить за удобства? Фабрикант, будучи владельцем машиностроительного завода, выпускающего, в том числе и подвижной состав для американских железных дорог - создал вагон принципиально новый по оснащению. В 1864 году был построен первый вагон повышенной комфортности. Пассажиры были избавлены от толкотни и духоты, получили возможность путешествовать на мягких диванах.

На фото: интерьер одного из сохранившихся до нашего времени вагонов Пулльмана



Стоимость «пулльмановского» вагона была в разы выше «базовой» версии - но, тем не менее, от желающих ехать с комфортом не было отбоя. В 1865 году прошли похороны 16 президента США Авраама Линкольна - тело было перевезено из Вашингтона в Спрингфилд (к месту захоронения) в вагоне Пулльмана. Именно так новинка приобретает общенациональную известность в США.

На фото: интерьер пулльмановского вагона, ретро фото



Завод Пулльмана работал на полную мощность: Америка требовала его продукцию. Вагоны постоянно модернизировали: для удобства граждан появился кондиционер! В 1867 году все тот же Пулльман придумал концепцию вагона-ресторана - теперь можно было не просто комфортно путешествовать, но и наслаждаться ресторанными изысками. Но для того, чтобы попасть в вагон-ресторан прямо во время движения - необходимо было вновь что-то придумать. И Пулльман придумал. Им была создана эластичная межвагонная диафрагма, используемая в вагоностроении по настоящее время.

На фото: поезд "Yorkshire Pullman"



Идея комфортабельных вагонов прижилась: «пулльмановские» вагоны под аналогичным названием начали собирать в Европе. Естественно, к Джорджу Пулльману все эти конкуренты уже не имели ни малейшего отношения.
Уже в начале XX века американские заводчики наладили производство лимузинов под маркой Pullman.
Используют фамилию Pullman и сейчас - называя ей комфортабельные отели, лимузины, железнодорожные составы.
Пожалуй, аналогичным успехом может похвастаться изобретатель дирижаблей граф Zeppelin, во многих странах этот тип летательного аппарата продолжают называть его фамилией.

Послесловие

В 1894 году США охватил экономический спад. Империя Пулльмана рушилась на глазах. Вызванные полицейские были вынуждены стрелять в бастующих рабочих, для которых еще несколько лет назад фабрикант создал весьма комфортные условия…
В 1897 году Пулльман умер. Согласно завещанию, его могила была залита бетоном. Фабрикант боялся надругательства со стороны родных расстрелянных рабочих.

На фото: отечественный пассажирский вагон. Такие использовались всю первую половину XX века



Попали вагоны Пулльмана и в Россию - правда, европейской сборки, т.е. не оригинальные. Революция, разруха, последовавшая Отечественная война вынудила отечественное вагоностроение работать в основном на покрытие промышленных и военных нужд. Комфортабельный вагон доступный для широких масс граждан появился в СССР почти на сотню лет позже, чем в США.

США, Джордж Пулльман, РЖД, наука, история

Previous post Next post
Up