Околофутбол: инструмент контроля агрессии в обществе

Jan 15, 2013 17:13

На фото: беспорядки на Манежной площади. Футбольные фанаты -  боевой авангард протестующей молодежи



Протесты, социальные взрывы, бушующие толпы погромщиков, уничтожающие все и вся.
Уличный протест может быть осознанным: насильственные действия, направленные на уничтожение власти, привилегированных социальных групп, сотрудников силовых структур. В случае осознанного протеста - в качестве мотивирующего фактора имеет место несправедливость, социальное расслоение общества, либо желание пересмотра общественных и законодательных норм, при условии отсутствия готовности власти услышать требования общества и удовлетворить их.

Однако, в большинстве случаев, насильственный протест является осознанным лишь у незначительной части населения.
Показательны кадры интервью с одним ливийским повстанцем: журналисты спросили, почему тот сражается против солдат Муамара Каддафи. Отмечу, что Ливия была социально благополучной социалистической страной, где население пользовалось широкой степенью свобод, а сама система была ориентирована для нужд каждого отдельного человека.
Повстанец задумался и ответил: «потому, что Каддафи правит уже сорок лет». Таким образом, у человека не было объективных предпосылок для вооруженной борьбы, но, тем не менее, он принял в ней активное участие.

В чем же дело? Считается, что в человеке дремлет некая жажда крови и разрушения. Не получая выхода для своих подсознательных инстинктов, общество в конечном итоге может уничтожить само себя.


Первые упоминания о бунтах и народных восстаниях можно найти в египетских источниках, в которых царские писцы с осуждением пишут о бунтующей толпе, уничтожающей сложившийся порядок вещей.

На фото: картина, изображающая гладиаторские игры



Осознанно или интуитивно, но одними из первых к пониманию материи бунта пришли римляне. Они же смогли предложить одно из наиболее эффективных средств контроля за эмоциями плебса.
Гладиаторские бои стали тем «наркотиком», который помог римской власти контролировать толпу. Чернь имела только две основных потребности - хлеба и зрелищ. Желательно, кровавого свойства. Удовлетворенная чернь могла неделями обсуждать игры, ожидая начала новых. Именно тогда и возникли любительские объединения, которые по праву можно считать прообразом футбольных фан-клубов.

Однако, новый инструмент влияния был обоюдоострым: привыкшая к виду крови толпа превращалась в опасных зверей, не получая «дозу» кровавых зрелищ. Бои превратились в массовые кровавые побоища, который с каждым годом ложились все более тяжким грузом на римскую казну…
Позже, в средневековье, аналогичным по характеру инструментом сделалась инквизиция - устраивавшая публичные «сожжения ведьм» на площадях средневековых городов. Посмотреть на кровавые публичные казни зачастую собирались от мала до велика все жители европейских средневековых городов.

На фото: массовые беспорядки на футбольном поле



Возродили аналог подобного инструмента влияния уже в наше время, в Великобритании. В свое время, один из политологов, рассказывал на лекции о том, как околофутбольный азарт был поставлен на службу сотрудниками спецслужб Англии.
Студенческие антиправительственные волнения, потрясавшие Европу в 60-х годах, заставили европейцев поломать голову - куда же сбрасывать агрессию, стремительно накапливающуюся в молодежной среде и приобретающую форму антиправительственных выступлений, имеющих социалистическую окраску?
Выход был найдет. Молодежь поделили на фанатские клубы, навязав им нарочитую агрессию, по отношению друг к другу. Массовые побоища футбольных фанатов, превратившихся в серьезную силу, потрясают своей кажущейся бессмысленностью.

Но смысл есть. Европа (и РФ теперь) нашли универсальный клапан для выброса негативной протестной энергии в молодежной среде. Именно поэтому, несмотря на возмущенные комментарии различных чиновников от футбола, для умиротворения фанатского движения фактически ничего не делается.

Единственное, в чем заинтересована власть - в сохранении аполитичности мышления футбольных фанатов.
Увидев в них реальную уличную силу, к фанатским группировкам стали проявлять повышенный интерес различные политические течения, как правило, радикального толка. Впрочем, до поры до времени это тоже сойдет - ведь несмотря на националистическую окраску некоторых фанатских группировок, последние не в состоянии выразить конкретных политических требований, превратившись в самостоятельную силу.

психология, общество, контроль, футбол, Россия

Previous post Next post
Up