На фото: американский политолог и социолог Сэмюэл Хантингтон
После распада СССР (да и сейчас) актуальность поиска новых смыслов была на пике. Либеральный угар перестройки, когда казалось, что Россия вот-вот войдет в семью Западных государств полноправным членом - сменился разочарованием.
Страна развалена, царит нищета и бандитский беспредел. В бывших союзных республиках льется кровь.
Да и Западный мир, устами Бжезинского и Фукуямы предельно точно выразил отношение своих политических элит. Россия не партнер - а клиент, существование которого не имеет исторического смысла.
Примерно же в это время (1993 год) появился труд американского политолога Сэмюэла Хантингтона «Столкновение цивилизаций?», который озвучил совершенно иной взгляд на Россию.
Возможно, именно поэтому Хантингтон до сих пор так популярен у российских политологов.
Россия, по мнению Хантингтона, борется за выбор европейской или евразийской ориентации. При этом, страна находится в опасном положении, поскольку здесь отсутствуют все необходимые условия для успешного переформулирования цивилизационной идентичности, а именно политическая и экономическая элита не определилась в отношении возможного присоединения к Западу; неясно, готово ли к такому переформулированию российское общественное мнение; Да и сам Запад, признается Хантингтон, не в восторге от идеи подобного стратегического союза.
Однако, Россия больше не опасна для Запада.
Будучи особенно обеспокоенным подъемом китайской и мусульманской цивилизаций, Хантингтон рекомендует сдерживать конфуцианско-мусульманскую угрозу, развивая и поддерживая сотрудничество с Россией.
В своих последующих работах он развивает это положение, утверждая, что "тесно сотрудничающая с Западом Россия обеспечит дополнительный противовес конфуцианско-мусульманскому блоку по глобальным вопросам" и что Западу следует "воспринимать Россию как основное государство православной цивилизации и основную региональную державу с законными интересами в области безопасности по ее южным границам.
Реализация идей Хантингтона в современной геополитике:
С момента публикации «столкновения цивилизаций» прошло почти 20 лет. Мир стремительно изменился: США утратили незыблимое положение мирового гегемона. На месте Китая начала 90-х - нищего, грязного, но амбициозного развивающегося государства - за короткий исторический срок возникла новая мировая держава, которая уже в открытую копит силы, чтобы бросить вызов ослабевшему гегемону.
Исламский мир так и не стал единым целым. В разгромленной Ливии полковник Муамар Каддафи смог создать государство, основанное на совмещенных принципах Исламской этики и социалистических ценностей. В перспективе, подобная политическая система должна была объединить арабские государства и, возможно, другие страны исламского мира в некое специфическое подобие Евросоюза, но при активном вмешательстве США этого не произошло. «Мусульманский блок», как его называет Хантингтон, сейчас превращен в территорию управляемого хаоса, где идет война всех против всех.
Впереди конфронтация с Китаем, которая, скорее всего, произойдет до 2025 года. Иначе шансов у бывшего гегемона уже не будет.
По планам Хантингтона, Россия должна будет выступить против КНР под флагами Западных держав. Предполагается своеобразное повторение сценария Второй Мировой войны, когда СССР столкнулся с фашистской Германией.
Впрочем, история не любит повторяться в мелочах. Предвидя контуры процессов, даже самый талантливый политолог не может предсказать детали.