В Новгородской области продолжается «переходный период». Я уже
писал о потенциальных рисках этого непростого времени. Один из вариантов выхода из возникшего политического кризиса - структурная реформа правительства области, призванная повысить общую эффективность управления. По информации, полученной от осведомленного источника, подготовка к реформе сейчас ведется полным ходом. На данный момент существуют два рабочих варианта плана структурной реформы, касающейся непосредственно губернатора и его полномочий.
Если план структурной реформы будет реализован - это будет фактически означать проведение эксперимента федерального значения, так как далее подобная практика может быть распространена и на остальные субъекты федерации. Дело в том, что выстроенная к настоящему времени «вертикаль власти» сосредоточила в руках губернаторов слишком много полномочий. В связи с реформой МСУ, вылившейся в сворачивание прямых выборов мэров и глав муниципальных районов, в регионах резко усилилась власть губернаторов, которые, в свою очередь, не всегда оказались готовы к новой ответственности в условиях экономического кризиса. Объективно губернаторы сегодня нуждаются в определенном «противовесе», который бы, с одной стороны, не нарушал «вертикаль власти» как таковую, однако, с другой стороны, позволял бы иметь в регионах политические фигуры, реальное влияние которых было бы сопоставимо с влиянием губернаторов.
Если кратко выразить суть готовящейся реформы, то подразумевается ряд изменений в структуре правительства области, главным из которых является создание должности председателя правительства, который замкнет на себя значительную часть управленческих и законодательных вопросов. Иными словами, часть полномочий ныне осуществляемых губернатором, будет передана непосредственно в ведение председателя правительства.
На данный момент существует два рабочих плана реформы, имеющих между собой значительные отличия в объёме полномочий, которыми предполагается наделить председателя правительства. Документ фигурирует под общим названием «Предложения по изменению структуры правительства Новгородской области». Главой рабочей группы, согласно предоставленным сведениям, является заместитель губернатора Владимир Варфоломеев.
Согласно первой рабочей версии документа, председатель правительства будет осуществлять следующие функции (жирным курсивом выделены отличия от второй рабочей версии):
1. Координирует работу по организационно-протокольной подготовке заседаний правительства Новгородской области;
2. Координирует законопроектную деятельность правительства Новгородской области;
3. Ведет заседания правительства Новгородской области;
4. Подписывает акты правительства Новгородской области;
5. Представляет доклад губернатору Новгородской области о результатах деятельности правительства Новгородской области;
6. Иные полномочия в соответствии с распределением обязанностей;
Согласно второй рабочей версии документа, председатель правительства будет выполнять следующие функции:
1. Ведет заседания правительства области;
2. Подписывает акты правительства области;
3. Представляет доклад губернатору Новгородской области о результатах деятельности правительства области;
4. Иные полномочия в соответствии с распределением обязанностей;
Второй вариант документа не предполагает передачи слишком большого пакета полномочий под контроль председателя правительства. Согласно второй версии документа, функции предлагается разделить между председателем правительства и заместителями губернатора, подобное разделение не позволит создать в регионе излишне сильную политическую фигуру.
Правовая загвоздка
Для претворения реформы в жизнь, необходимо внести изменения в ряд нормативных правовых актов, регулирующих работу правительства Новгородской области. На изменение действующих нормативно-правовых актов идеологи реформы отводят до 5 месяцев.
Обоснование проекта структурных преобразований
В качестве обоснования положительного эффекта, который должен последовать за планируемым преобразованием, авторы реформы выделяют целый ряд пунктов:
- предоставление возможности для губернатора области решать стратегические вопросы развития региона и передавать вопросы оперативного управления региона в правительство области (председателю правительства области);
- повышение эффективности работы правительства и предоставление возможности на качественно новом уровне осуществлять подготовку, принятие и реализацию решений органами исполнительной власти;
- предоставление реальной, а не формальной возможности отправки правительства в отставку. Когда губернатор возглавляет правительство, то в случае отставки правительства он должен отправить и самого себя в отставку. Это на практике лишает губернатора возможности отправить правительство в отставку;
Негативный эффект рабочая группа, занятая подготовкой проекта, видит только один - потребуется дополнительная оплачиваемая из бюджета государственная должность. Причем, если учитывать, что председатель правительства будет де-факто вторым человеком в регионе - оплачиваться его труд должен хорошо.
Анализ проекта
Можно говорить, что область находится на пороге серьезных структурных изменений. По сути, в регионе появляется человек, в руках которого может быть сосредоточена реальная власть. Если проводить аналогию с федеральным устройством власти, то должность председателя областного правительства будет во многом эквивалентна должности премьер-министра. А сильный премьер при гипотетически слабом президенте автоматически становится фигурой номер один. Кроме того, он является наиболее вероятным кандидатом на пост губернатора при отставке последнего.
Вопрос в том, кто станет этим председателем правительства в Новгородской области? Реальных кандидатур две: собственно автор реформы Владимир Варфоломеев и Борис Воронцов, ранее успевший поработать первым заместителем губернатора области.
В том случае, если влиятельный молодой политик все же станет председателем правительства - это изменит до неузнаваемости весь региональный политический расклад. В качестве ключевых игроков, входящих в группу интересов Воронцова, источник называет первого заместителя губернатора Веронику Минину и главу Старорусского района Андрея Быкова. Более того, в 2013 году Борис Воронцов, по полученной информации, стремился поставить Быкова на пост мэра Великого Новгорода, однако «приз» в результате скандальной кампании все же достался Юрию Бобрышеву.
В случае реализации реформы в её наиболее радикальном варианте, губернатор Сергей Митин фактически станет «английской королевой» или «немецким президентом». За ним формально сохранится статус первого лица области и определенное влияние, однако, из реального главы региона он рискует превратиться в церемониально-представительскую фигуру.
Определенной критике следует подвергнуть и возможный положительный эффект от реформы, по крайней мере в том виде, в котором его преподносят авторы.
«Предоставление возможности для губернатора области решать стратегические вопросы развития региона» - простите, но разве последние почти восемь лет кто-то не давал губернатору возможности заниматься стратегическими вопросами развития региона?
«Повышение эффективности работы Правительства и предоставление возможности на качественно новом уровне осуществлять подготовку, принятие и реализацию решений органами исполнительной власти» - на качественно ином уровне может работать только другое правительство. Правительство, состоящее из конкретных людей, может работать исключительно в рамках их профессиональных навыков и компетенций. Изменение системы управления и подчинения способно в некотором роде регулировать работу чиновников, возможно, даже в положительную сторону, но говорить о «качественно ином уровне» будет неправильно.
«Предоставление реальной, а не формальной возможности отправки Правительства в отставку. Когда Губернатор возглавляет Правительство, то в случае отставки правительства он должен отправить и самого себя в отставку» - этот пункт является своеобразной «блесной» для губернатора. По сути, Сергею Митину предлагается шанс на перезагрузку. Если ситуация заходит слишком далеко - можно по-ельцински распустить правительство, переложив на конкретных чиновников вину за экономические просчеты. Проблема в том, что этот пункт эфемерен и практически невозможен, применимо к реалиям нашего региона. Если допустить, что правительство в полном составе отправляется в отставку, то надо срочно привлекать дублирующую управленческую команду. А длинной «скамейки запасных» в регионе попросту нет.
Резюмируя, можно ещё раз сказать, что если будет реализован первый вариант структурной реформы - регион ждут серьезные перемены. Если будет запущен половинчатый вариант №2 - в правительстве просто появится еще одна оплачиваемая бюджетная должность, реальные же изменения, в отличие от первого варианта, будут заметны лишь чиновникам.
На момент написания статьи Владимир Варфоломеев находится в отпуске. Предполагается, что реформа стартует сразу после возвращения ее главного разработчика.
Источник:
http://pryamayarech.ru/text/2015-7-19-perezagruzka-dlya-novgorodskogo-pravitelstva