Oct 11, 2015 17:09
Так давно хотелось сюда писать, что стало как бы припевом в письмах разным « частным лицам »: хочу возобновиться в ЖЖ, хоть как-то заново подключиться к сфере « русской разговорной речи », снова начать читать по-русски (за последние два года практически ни одной книги)… Вероятно, стоит себе раз навсегда сказать, что много-свободного-времени никогда не будет, и незачем выкраивать специально-предназначенные ОКНА в расписании, а просто делать что можешь, и писать когда хочется.
Особенно меня подкупает то, что ЖЖ теперь существует на правах анахронизма, воспоминания об иной эпохе. Тогда как я (- те, кто раньше читал мой ЖЖ, знают -) анахронизм и маргинальность всегда воспринимал как « своё место », единственно удобное и оправданное. Редко-редко пытался заглядывать в Фейсбук, « где сейчас все », чтобы ещё раз убедиться в том, что мне он не подходит, ни по ритму, ни по стенгазетности. Так что -
Снова еду из одного места в другое…
Читаю вышедшее весной этого года полное собрание Луи-Рене де Форэ (Louis-René des Forêts). Остаётся только (приятно) удивляться, что Галлимар сподобился его издать в своей серии Quarto, поскольку финансовый успех вряд ли предвидится. Де Форэ - из тех, кто всегда был « широко известен в узком кругу », и там, по кругу, закипала на малом огне его репутация значительного, если не великого, писателя, но за пределами узкого круга его существование проходило совершенно незамеченным. Сомневаюсь даже, что были какие-нибудь переводы. Но среди тех, кто им восхищался - Ив Бонфуа, Филир Жакоте, Мишель Лерис, Мишель Деги, Пьер Клоссовски, Робер Антельм, Морис Бланшо, Андре Френо, Андре дю Буше, Жан Грожан, Паскаль Киньяр, Жан Рудо… Проще говоря, почти все, кем был жив французский язык во второй половине века. Я о нём узнал всего несколько лет назад, из эссе Ива Бонфуа в « Красном облаке », и сразу же постарался заказать и « Нищих », и « Болтуна », и «Детскую ». Автобиографическое « Ostinato » попалось только недавно. И вдруг - полное собрание..
Возвращаюсь из Родеза в Париж. Этот же путь проделал в 1946-м году Антонен Арто, только что освобождённый из родезской психушки, где провёл всю войну. За это время к нему применяли « лечение » электрошоком пятьдесят восемь раз.
Там же, недалеко от Родеза, и тогда же, под конец войны, будущий кардинал Люстиже работал на заводе, в одной из шахтёрских деревень. Когда проезжаешь через эти деревни, то - даже сегодня - как будто тебя окунают в серое болото. Каждый порог, каждая дверь пропиталась - трудно определить чем, но в сказках эта субстанция материализуется в « отчаяние ».
А рядом - одна из самых красивых деревушек Франции. Выставлю картинки в следующем посте.
ЖЖ,
по ходу дней