Йохан Сильвио Гезелль - его имя не особенно на слуху, и тому есть объяснение. Этот немецкий предприниматель и реформатор в 1916 году опубликовал в Германии и Швейцарии свой труд «Естественный экономический порядок» (это в английском варианте; оригинал назывался длиннее - «Свободное государство и свободные деньги как путь к естественному экономическому порядку»).
Идеи Гезелля о Freigeld (Свободных деньгах) идут вразрез с базовыми принципами современного финансового мира, построенного на долге в разных видах и формах. И тем более не по вкусу вольные мысли о свободных деньгах государству - любому, причем. Поэтому лишний раз рассказывать про Freigeld незачем ни банкам, ни финансистам, ни государственным СМИ.
А ведь Гезелль всего-навсего предложил активно стимулировать основную функцию денег - быть средством обмена, а не обмана. Изначально немецкий реформатор предлагал четыре формы реализации принципа Freigeld, однако впоследствии остановился на одном - марочные сертификаты (Stamp Scrip), которые и были использованы на практике в Швейцарии, Австрии, Германии, США и России.
Суть метода проста: деньги не должны лежать, это смертельно для экономики. Их требовалось лишить способности быть способом накопления, деньги должны были работать - поэтому Freigeld не только не приносят проценты, но, напротив, обесцениваются при их хранении под подушкой.
Всё. Вот такая элементарная идея. При этом обладающая ошеломляющей эффективностью на практике. В форме марочных сертификатов Freigeld выглядели следующим образом: это некий аналог банкнот, только на оборотной стороне (или иногда на половине лицевой) предусмотрено место, куда регулярно наклеиваются марки, снижающие номинал этой купюры на определенное количество процентов. Лучше всего смысл Freigeld иллюстрирует самый, пожалуй, известный пример их применения - эксперимент в австрийском городке Вёргль.
31 июля 1932 года магистрат Вёргля выпустил 5000 «свободных» шиллингов, которые были обеспечены обычными австрийскими шиллингами на эту же сумму. Все городские служащие от 50% до 100% заработной платы получали «свободными» шиллингами. Этими деньгами выдавались зарплаты, оплачивались материалы. Продавцы принимали их в качестве оплаты.
Плата за пользование Freigeld составляла ежемесячно 1%. Вноситься она должна была тем, кто имел банкноту в конце месяца. Оплата производилась посредством марки номиналом 1% от стоимости банкноты, приклеивавшейся на обратной стороне банкноты. Без такой марки банкнота становилась недействительна.
Свободный шиллинг Вёргля
Эта система предсказуемо привела к тому, что любой человек, получавший свободные шиллинги в качестве оплаты, старался их потратить как можно быстрее. Жители Вёргля даже налоги оплачивали заранее, чтоб избежать потерь.
Результат: за год работы Freigeld в Вёргле 5000 «свободных» шиллингов были в обращении 463 раза, то есть было произведено товаров и услуг на сумму около 2.3 тысяч шиллингов(!). Вырученная магистратом сумма в объеме 12% от 5000 «свободных» шиллингов (600 «свободных» шиллингов) была израсходована на общественные нужды. В результате эксперимента в городе был построен мост, бассейн, лыжный трамплин, несколько зданий, отремонтированы дороги, были уплачены не только текущие налоги, но и ликвидирована большая часть прежней задолженности. Именно за этот год, когда многие страны Европы вынуждены были бороться с растущей безработицей, её уровень в Вёргле снизился на 25%, и город стал единственным в Австрии местом с почти 100% занятостью.
Конец закономерен: после того, как в январе 1933 года опыт Вёргля скопировали в соседнем городке Кицбюэль, выпустив Freigeld на 3 тысячи шиллингов, а в июне 1933-го мэру Вёргля пришлось читать лекцию представителям ста семидесяти населенных пунктов Австрии, желавших спасти своих жителей от свирепствующего кризиса - австрийское правительство усмотрело в происходящем прямую для себя угрозу и приняло закон о том, что эмиссия платежных средств разрешена исключительно Национальному Банку. Вёргль через некоторое время вернулся к 30% безработице.
Как было сказано выше, опыт есть не только у Австрии. Во времена Великой депрессии в США применялось несколько тысяч (!) местных валют в формате Stamp Scrip. Средняя скорость обращения марочных сертификатов была в 12 раз выше, чем у доллара. Но эти тысячи экспериментов благополучно задушил подписанный Рузвельтом с нацией в одностороннем порядке «Новый договор», полностью передавший права на эмиссию доллара частной структуре ФРС.
В России опыт марочных сертификатов был применен в селе Шаймуратово республики Башкортостан. Причиной создания системы стал кризис 2008 года: местное сельхозпредприятие стало убыточным, сбыт сократился, необходимо было выплачивать кредиты и долги по зарплате, усиливалась социальная напряженность. Руководством ООО «Шаймуратово» было решено ввести в хозяйстве в качестве расчетного средства товарные талоны с отрицательной процентной ставкой. Была заключена договоренность с местными магазинами о приеме этих талонов к оплате. Талоны имели отрицательный процент, их стоимость падала каждый месяц на 2%. В конце периода «шаймуратики» выкупались предприятием-эмитентом за рубли по остаточной стоимости. Первые талоны ввели в оборот весной 2010 года, и уже ближе к осени самая главная задача оказалась решена: когда население осознало механизм работы талонов, внутренняя социальная напряжённость спала, жизнь села вышла из застоя. В течение трех лет внутренний оборот вырос в 12 раз, производительность труда выросла в среднем в 1,5 раза. И хотя в итоге разбирательств Верховный Суд России признал схему легальной, хождение «шаймуратиков» через три года вынуждены были свернуть по неясным причинам.
Инвестируйте выгодно: европейские ВДО