10 лет назад, а если точнее, 22 января 2013 года, я разместил тут очень короткий пост:
«Я все забываю как-то относительно ентого...
Я ожидаю в случае позитивного сценария стагнацию авторынка. Более реальным мне кажется падение рынка на 5-7%, ну а негативные сценарии уж сами... :)»
https://eurokraina.livejournal.com/511156.html Для того времени это было очень смелое заявление, идущее вразрез с информационным мейнстримом. Что и логично, ибо емкость российского авторынка оценивается в 4 - 4,5 млн автомобилей в год для достижения какого-то приемлемого уровня автомобилизации немного меньше 500 авто на 1000 жителей (было бы примерно 30-40-е место в мире по уровню автомобилизации), а в 2012 году в России было продано чуть меньше 3 млн авто. То есть, потенциал роста для авторынка был существенный, российский авторынок стабильно рос после кризиса 2008 года, все на позитиве, а тут я такой с прогнозом на падение. В 2013 году российский авторынок упал на 5,5 процентов и покатился вниз с разной скоростью в зависимости от прочих обстоятельств. Докатившись до 687 тысяч штук за 2022 год, что примерно равно 23% от уровня 2012 года.
И тут надо понимать, что дело не только и не столько в санкциях. Форд покинул Россию задолго до спецоперации, как свернуло производство GM. Ушел Сеат и ряд китайских марок. Бренды, входящие в портфель одного из крупнейших мировых автопроизводителей Stellantis так и не развернулись толком в России, а собственное производство чахло и помирало.
Что такое вдруг случилось? Ну просто в 2012 году главой Минпромторга стал Мантуров. На старых дрожжах получился рекорд, но для меня уже к началу 2013 года были ясны появившиеся негативные тенденции, стало понятно, что ничем хорошим это не закончится. Конечно, сложно было предположить, что все упадет в 4 раза, просто потому, что даже при падении на четверть в любой более-менее адекватной структуре, неважно частной или государственной, последовали бы оргвыводы. Отсутствие каких-кадровых решений при падении в 4 раза просто говорит о том, что результат в отрасли никому не интересен. Не интересно, куда ушли потраченные миллиарды на развитие. Почему, имея чуть больше 10 лет тому назад схожий с китайцами потенциал развития собственного автопроизводства, мы теперь без китайцев никуда, никак и сосем никто?
Фигура Мантурова мне давно не интересна, просто он фатально не соответствует занимаемой должности, на мой взгляд. Я это вот все написал для других забавных персонажей. Меня вот, например, интересует, что об этом думает фронтмен российской нефтянки господин Сечин?
Смотрите, авто в России в год в среднем проезжает примерно 20 000 км с каким-то средним расходом 10 л бензина на 100 км. То есть, в год расходует примерно 2 000 литров бензина, то есть что-то около 13 баррелей бензина, что требует чуть меньше 20 баррелей нефти, округлим. Итого 1 авто дает рост внутреннего потребления примерно на 20 баррелей в год. Если бы у нас только за 2022 год появилось бы +4млн авто, то внутреннее потребление выросло бы на 80 млн баррелей в год, а если бы у нас 10 лет продавалось 4+ млн авто в год, то было бы продано больше на 25 млн авто, то есть внутреннее потребление выросло бы на 500 млн баррелей в год, ну или на 68,2 млн тонн, если кому так удобнее. И сколько бы сейчас стоил Urals? И какие были бы проблемы со сбытом?
А что по этому поводу думает господин Леонтьев? Или его уже выгнали из Роснефти? А о он там все про какие-то Давосы вещает, евразийство и прочую пургу. А должен, на мой взгляд, громко кричать «Даешь автомобилизацию страны!», «В каждый регион - авиатакси!» и устроить конкурс между регионами, у кого больше действующих вертолетных площадок. Потому что вертолеты кушают керосин знатно. Ничего этого нет? Поэтому и Мантуров на месте.
Зато Минпромторг вообще решил развивать электромобили. Но тут совсем смешная история. Как известно, одни из пионеров этого производства начали работу в Липецке, в одном из центров российской металлургии. А металлурги знают, что в электромобилях металла примерно на полтонны меньше, чем в традиционном авто? Им-то электромобили зачем?
Это и есть часть мультипликативного эффекта автомобильной отрасли. Который, впрочем, наши экономические и управленческие гении героически игнорируют практически во всех отраслях. Так и живем в экономической парадигме позапрошлого века, не продвинувшись дальше подсчета прибыли
Ах, да. Ну и прогноз по авторынку на 2023 год у меня пока негативный. Все, что делает нынешний Минпромторг на авторынке, на мой взгляд, это фейк. Существенных изменений относительно 2022 года я не жду, хотя в первой половине будет неприятный минус, а копаться в процентах на таких маленьких продажах не интересно.