Возникла идея посмотреть, как украинским компаниям удается переносить негативный эффект девальвации на потребителей своей продукции.
В итоге выбор пал на МХП (ТМ Наша Ряба) - крупнейшего производителя курятины в стране. Компания является по сути монополистом, занимая порядка 50% рынка промышленного производства курятины и закрывая около 1/3 всего потребления в стране (значительная часть продукции производится домашними хозяйствами). Очевидно, что компания, являясь де-факто монополистом, имеет возможность самостоятельно, практически без оглядки на кого-либо устанавливать цены на свою продукцию. Конечно у курятины есть свои субституты (заменители) - говядина, свинина, рыба и тд. Но вот по этим видам мяса импортозависимость у нас гораздо выше, чем по курятине, следовательно рост цен вслед за девальвацией там является более-менее ожидаемым.
Еще одной мотивацией посмотреть, как МХП удается справляться с девальвацией, было то, что в последнее время мне часто задают вопрос, будет ли реструктуризироваться корпоративный сектор в случае суверенной реструктуризации. Это безусловно тема отдельного разговора, однако для того чтобы ответить на данный вопрос, необходимо оценить кредитоспособность компании on a standalone basis, т.е. отдельно от влияния развития ситуации с госфинансами, и иметь мнение относительно самих госфинансов и потенциального влияния негативного сценария на корпоративный сектор. Также МХП кредитуется в валюте, при том что продажи у них на 2/3 в гривне, поэтому перекладывание роста затрат на потребителя на фоне девальвации для них жизненно необходимо, иначе компания сильно рискует дефолтнуть.
На сайте Минэкономики удалось найти неплохую базу по ценам на курятину. Я предположил, что эти средние цены по рынку достаточно точно отражают ценовую политику МХП (т.к. МХП занимает около 50% рынка). Результаты сравнения динамики курса доллара к гривне и цен на курятину привожу ниже:
Красная линия - изменение цены на курятину, синяя - изменение курса. В итоге получам достаточно интересные выводы:
- пока что цены на курятину в Украине росли соизмеримо девальвации, т.е. производителям удавалось сохранять свои доходы в реальном выражении,
- временной лаг между девальвацией и ценовой коррекцией составляет порядка 2-3 месяцев, недавняя третья волна девальвации намекает на скорый рост цены курятины,
- производители не всегда смогут повышать свои цены соизмеримо девальвации, поскольку в случае ухудшения экономического положения люди могут начать экономить на еде и перейти на более дешевые белковые продукты, и хотя я не ожидаю ухудшения ситуации до такой степени, полностью отбрасывать такой сценарий не стоит.
В сухом остатке небольшой вывод: традиционно считается, что наиболее защищенными от девальвации являются экспортеры, но я бы добавил что производители потребительской продукции (относящейся к удовлетворению базовых потребностей человека) занимающие на рынке доминирующее положение, также способны достаточно успешно перекладывать рост своих затрат на потребителей. В итоге кредитоспособность таких заемщиков остается достаточно высокой даже несмотря на девальвацию.