Apr 30, 2014 23:03
Очень полезно расширять свой кругозор и понимание различных процессов, происходящих вокруг через общение не только с экономистами, аналитиками и разными экспертами, но и с простыми людьми. Поскольку сфера моих интересов - экономика, я стараюсь всегда у людей выведать какую-то информацию по данной теме, зачастую интересуюсь ситуацией на микроуровне. В некоторых случаях простой человек может более точно и детально объяснить сложные процессы, чем какой нибудь эксперт. Простые люди также очень часто обладают информацией и деталями, недоступными для всяких Блумбергов и Рейтерсов.
Недавно довелось ехать на такси в Киеве. Я редко езжу на такси, но тут пришлось. Последний раз ездил еще до событий на Майдане и девальвации. Естественно когда позвонил в службу заказать машину, то мне сообщили стоимость заказа. Каково было мое удивление, когда я узнал, что несмотря на существенный рост стоимости бензина это не отразилось на стоимости проезда!
Таксист оказался интересным собеседником и на мой вопрос, почему не выросла стоимость поездки, сообщил, что это связано с двумя вещами. Во-первых, начиная с прошлой осени наблюдается серьезное снижение количества клиентов. Особо отметил падение клиентуры по пятницам и субботам, когда народ тусит по клубам и ресторанам. Cost reduction в действии. Во-вторых, свою роль играет крайне высокая конкуренция на рынке (редкий пример отрасли с совершенной конкуренцией), фактически первый кто решится поднять цены, потеряет всех клиентов, т.к. клиент щас очень чувствителен к цене. В таких условиях повышать цены крайне сложно и рискованно.
Мне сразу вспомнилась концепция переноса издержек (costs pass-through) и анализ структуры рынка по Портеру :)
В теории, компаниям работающим на рынках с высокой конкуренцией очень сложно перекладывать рост себестоимости на своих клиентов, другими словами, повышать цены на свою продукцию. Было интересно ощутить этот механизм в действии на собственном кошельке )
микро