Оригинал взят у
cleofide в
Аттемс: дворец мимоходомВ первый раз я прошла мимо дворца, особенно в него не взглядываясь (мало ли в Граце зданий, называющих себя дворцами?)...
Затем вернулась, заинтересованная странными существичками, украшавшими балкон.
Немного поснимала дворец извне.
Не сказать ведь, что извне он прямо - ах?..
Да, величественный, импозантный, но ведь не после питерских дворцов удивляться - грацским!
Вот ещё раз тот балкончик с хвостатыми ребятишками...
Таблички австрийские я всегда внимательно читаю!
Итак: "Бывший дворец Аттемc. Построен в начале 18 века на месте 6 бюргерских домов. Вестибюль, парадная лестница и плафоны залов богато украшены росписями Ф.К.Ремпа".
Но в первый раз, когда я там гуляла, меня вовнутрь не затянуло. Либо прочла и забыла, либо ещё что-то помешало.
А вот во второй раз, спустившись со Шлоссберга и сообразив, что до начала концерта в Мариенкирхе у меня есть ещё полчасика, а то и минут сорок, я нырнула внутрь.
И вот тут было - ах.
Но не сразу.
Не без робости я заставила себя внедриться в это чужое безлюдное пространство.
Синдром советской затюканности и российской замордованности сильно мешал знакомству с прекрасным.
У нас ведь как? За всякой дверью обязательно сидит мрачный охранник (иногда и полицай) - или, на худой конец, брехучая тётка (но это не значит, что тётка - вариант более безобидный). "Вы к кому? Пропуск! Паспорт!"... Ну и - стой, стрелять буду, нечего тут ходить, принесите отношение, спрячьте камеру - фотографировать низззя! Почему? Нипочему, начальство запретило, жалуйтесь хоть папе Римскому!..
Я не преувеличиваю, нас с сыном не так давно облаяли в московской библиотеке им. Пушкина, что за Елоховским собором. Мы зашли посмотреть особняк.Постоять в вестибюле, и больше ничего. Ух, как гардеробщица разъярилась! Выгоняла поганой метлой, сославшись на распоряжение директора. Даже лестницу посмотреть не дала, не то что сфотографировать.
А в Австрии - тишь, гладь и божья благодать.
Никакой охраны вообще.
И ни одного человека. Потом, по каким-то табличкам, я поняла, что во дворце располагаются некие отделы местного департамента культуры.
Заходи - кто хочет.
Симметрично по бокам внизу - две двери, украшенные рококошными амурчиками.
Сперва я покрутилась в вестибюле, снимая лестницу и фонари в разных ракурсах.
У меня была даже мысль ограничиться вестибюлем.
Там даже роспись на потолке есть... серенькая такая. А местами и слегка розоватая.
Но потом подумала: а загляну-ка во внутренний дворик!
Начнут ругаться, прикинусь дурочкой: мол, руссо туристо, облико морале, кунстгешихте, конгресс дер ауфклэрунг...
Сюрприз первый: полы на границе помещения и двора.
Я такое в Граце видела ещё в одном месте, в старом городе.
Под крышей - деревянная плитка, во дворе - булыжник.
Коновязь...
Коня на скаку остановит, несомненно. Не порыпаешься.
Внутренний дворик. Ничего особенного, такого в Граце - и вообще в Австрии - много.
Никаких цветников и скульптурных композиций в Аттемcе нет.
Слегка обнаглев, я вернулась в вестибюль и залезла на правую лестницу.
Там были какие-то комнаты; из-за закрытых дверей слышались голоса и другие звуки - люди работали. Мимо по коридору пробежал дяденька. На меня - ноль внимания. Видимо, привыкли, что во дворец забредают всякие золушки и митрофанушки.
Я посмотрела с лестницы вниз.
Это было красиво и романтично.
Бежишь этак и теряешь на ходу лапти походные, сильно разношенные...
Хм... Обследовав правую сторону и поняв, что там мне ничего не светит, я спустилась и... пошла вверх по левой.
И тут начало что-то такое высвечивать.
Не могу сказать, что мне сильно нравится "цвет бедра испуганной нимфы", да ещё нимфы, усеянной сыпью и лишайником. Но что-то барочно-порочное в этом есть
А дальше началось самое - ах и ох.
Обещанные в табличке росписи и картины просто обрушиваются на неподготовленного зеваку.
Лестница после малого фойе с растительной лепниной вдруг делается крутенечка, а над ней - типа купол...
Крышеснос полный.
Я снимала в четыре руки и в два фотоаппарата, всё время думаю: ну не может такого быть, сейчас кто-нибудь выйдет и спустит меня с этой лестницы...
Но великие боги мне покровительствовали.
Они охотно позировали, и кое-что даже получилось, хотя руки дрожали, свету было маловато, и задним умом я чувствовала, что надо бы бежать - время поджимало...
Но остановиться не могла.
Ибо плафон над лестницей - совсем не единственная там роспись.
Птичка с ключами в клюве - видимо, геральдический символ.
И там ещё много всякого занятного народа.
И это не единственная достопримечательность.
Сюжет картины под плафоном остался мне непонятен.
Не поняла я и сюжет рельефа под картиной.
В медальонах - также не опознанные мною героические личности.
Их там довольно много, некоторые в профиль. Я сняла не всех.
Про двух (они расположены визави) мне почему-то угодно было вообразить, что это Цезарь и Помпей.
(Ага, а я - Клеопатра)...
По другую сторону - лестница раздваивалась и уводила куда-то совсем в невероятные эмпиреи.
Как быстро наглеет наш человек, попавший в логово буржуазного либерализма!
Я смело двинулась по той лестнице, которая вела к двери с бумажкой.
Выбор был верным! Дверь оказалась открыта.
Что было наисано на бумажке, я уже не помню. Видимо, ничего страшного.
Никаких "оставь надежду" или "кто сюда с фотоаппаратом придёт, тот будет считать ступеньки".
А за дверью - очередной зал с очередным расписным плафоном!
Из зальчика шёл полутёмный коридорчик, а из него доносился голос какой-то местной тётушки...
Типа - "Мань, а ктой-то там ходит?" - "Да никого уж нет, все ушли". - "А, ладно, будешь уходить, закрой двери"...
Я не стала искушать судьбу и в коридорчик уже не сунулась. Скорее всего, там были служебные помещения и никаких особых красот.
Посмотрела я ещё на печку, стоявшую там же, в верхнем зале - и тихо начала спускаться, бесшумно ступая разношенными беговыми лаптями...
Ангелы Аттемса провожали меня улыбкой авгуров...
Мне до сих пор кажется, что я была в сказке.
И что на самом деле за тяжелой дверью ничего такого нет.
Но нет: табличка не лгала. Всё было наяву.
Для справки (там, на месте, мне выяснять подробности было некогда и не у кого):
Аттемс - это древний австрийский род итальянского происхождения. В 16 веке - наместники Нижней Австрии. С 1630 - графы. Играли большую роль в жизни Штирии. Среди Аттемсов есть военные, священники, художники, писатели, историки.
Напоследок - фигурная решетка над дверью в нижнем вестибюле.